Решение о предоставлении жилого помещения



Дело №2-986/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кемерово                            09 декабря 2011 года

Кемеровский районный суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Бандык С.В.

при секретаре Лялько Л.В.

рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Кемеровского района в интересах Коньшиной Е.В. к Администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Кемеровского района в интересах Коньшиной Е.В. обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района и просит обязать предоставить Коньшиной Е.В., ДД.ММ.ГГГГг.р., жилое помещение по договору социального найма вне очереди по месту ее жительства (в черте соответствующего населенного пункта)- на территории Кемеровского муниципального района, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления жилья. Требования мотивирует тем, что Коньшина Е.В. распоряжением администрации Кемеровского района -р от ДД.ММ.ГГГГ устроена на полное государственное обеспечение в детское государственное учреждение. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она обучалась в <данные изъяты> Кемеровского района. является выпускницей данного образовательного учреждения. Жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма Коньшина не имеет. Коньшина Е.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в настоящее время ей 21 год, и она осталась без попечения родителей до достижения ею 18 лет, так как ее мать – Н. и отец – В. умерли. В соответствии с Федеральным законодательством Коньшина Е.В. имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -п Коньшина Е.В. принята на учет граждан, в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено.

Помощник прокурора Деревянкин А.А. в судебном заседании доводы иска поддержал.

Коньшина Е.В. требования поддержала, пояснила, что жилья в настоящее время не имеет.

Представитель Администрации Кемеровского района Долгих О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, представила отзыв, с указанием, что для внеочередного предоставления жилого помещения отсутствует финансовая возможность. Кроме того указала, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции. Таким образом, установленные законом полномочия органов местного самоуправления по непосредственному обеспечению детей-сирот жилой площадью необходимо рассматривать в совокупности с финансированием, выделяемым на обозначенные цели из бюджета области. Средств, выделяемых из областного бюджета на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно для предоставления жилых помещений всем нуждающимся, имеющим право на внеочередное предоставление жилья. Управление образования Администрации ежеквартально направляет в Департамент образования и науки Администрации Кемеровской области, в ведении которого находятся вопросы выделения денежных средств на выполнение органами местного самоуправления полномочий по предоставлению жилых помещений детям указанной категории, сведения о количестве лиц, принятых на учет в соответствующем квартале. Представитель полагает, что Администрация Кемеровского муниципального района предпринимала все действия, направленные на исполнение возложенной на нее обязанности, однако по независящим причинам не имеет возможности и правовых оснований для исполнения обязанности по предоставлению жилого помещения Коньшиной Е.В. за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете области для целей предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не нарушив при этом прав иных лиц. Полагает, что жилое помещение должно предоставляться Коньшиной Е.В. в соответствии с «очередностью внеочередников».

Представитель третьего лица Администрация Кемеровской области, в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Исковые требования не признал, представив отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что обязанность по предоставлению жилого помещения возложена на органы местного самоуправления из жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности. Денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций и перечисляются в местный бюджет, с момента зачисления денежные средства субвенций становятся средствами местного бюджета. Администрация Кемеровского района не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета, поскольку выделяемые средства при поступлении на счет местного бюджета становятся средствами местного бюджета. Кроме того, законодательством не предусмотрено выделение субвенций на приобретение жилья конкретным лицам, не предусмотрена и последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья. Жилье детям-сиротам не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. Таким образом, возлагать на Администрацию Кемеровской области расходы по предоставлению жилого помещения истцу неправомерно, поскольку правовые основания для возложения ответственности на Администрацию Кемеровской области отсутствуют.

Заслушав пояснения сторон, изучив мнение третьего лица, материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что согласно распоряжению главы Кемеровского района -р от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Коньшина Е.В., <данные изъяты> относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать – Н. и отец – В. умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти. Коньшина Е.В. была устроена в <данные изъяты> Кемеровского района, в котором находилась на полном государственном обеспечении до момента выписки из образовательного учреждения. Жилого помещения на праве собственности, по договору социального найма Коньшина Е.В. не имеет. Данные обстоятельства никем не оспариваются.

ДД.ММ.ГГГГ Коньшина Е.В. обратилась в Администрацию Кемеровского муниципального района с просьбой принять ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенка-сироту, что подтверждается письменным заявлением.

Постановлением Главы Кемеровского муниципального района -п от ДД.ММ.ГГГГ Коньшина Е.В. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», на ДД.ММ.ГГГГ ее очередь , что не оспаривается, подтверждается справкой управления учета и распределения жилья от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ в редакции от 17.12.2009 г. дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно подпункту 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Законами субъекта Российской Федерации, в соответствии с п. 6 ст. 26.3 названного Закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ, в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в подпункте 24 статьи 26.3, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Согласно п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14.11.2005 г. (в ред. 02.06.2011г.) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Кемеровской области от 16.05.2006г. № 67-ОЗ (ред. от 30.06.2007г) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Статья 57 (подпункт 2 пункта 2) ЖК РФ предусматривает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы на внеочередное предоставление жилых помещений. Жилые помещения такой категории граждан в соответствии с п. 4 ст. 49 ЖК РФ предоставляются по договору социального найма органами местного самоуправления.

Коньшина Е.В. зарегистрирована по адресу: <адрес>, закрепленного жилого помещения не имеет, что не оспаривается, подтверждается отметкой о регистрации в паспорте, распоряжением Управления образования Администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением об отсутствии запрашиваемых сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Коньшина Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на полном государственном обеспечении в детском государственном учреждении, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением Администрации Кемеровского района -р от ДД.ММ.ГГГГ

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма согласно ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с п. 2 Распоряжения Администрации Кемеровского муниципального района №90-р от 17.01.2007 г. «Об утверждении норм учета предоставления и учетной нормы площади жилого помещения предоставляемым по договорам социального найма» в Кемеровском районе установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (норма предоставления) 18 кв.м.

Таким образом, администрация Кемеровского района обязана обеспечить Коньшину Е.В. жилым помещением, соответствующим требованиям закона, в размере не менее 18 кв.м., вне очереди.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, ст. 57 ЖК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района исполнить обязанность - предоставить Коньшиной Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение, по договору социального найма вне очереди по месту ее жительства в границах населенного пункта Кемеровского муниципального района, общей площадью не менее нормы предоставления в Кемеровском муниципальном районе 18 кв.м., за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выделяемых на эти цели администрации Кемеровского муниципального района из бюджета Кемеровской области.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения – с 14.12.2011 г.

Председательствующий: