Дело № 2-1070/2011
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кемерово 29 декабря 2011 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Глебова Д.В.,
при секретаре Палеха О.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кемеровской межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением законодательств в угледобывающей отрасли к ОАО «Шахта Южная» о понуждении к совершению действий
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кемеровской межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением законодательств в угледобывающей отрасли в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Шахта Южная» о понуждении к совершению действий.
Требования мотивирует тем, что Кемеровской межрайонной прокуратурой по надзору за исполнением законов в угледобывающей отрасли в период с 24 октября по 03 ноября 2011 года проведена проверка исполнения законодательства в ОАО «Шахта Южная» расположенном по <адрес>, в ходе которой установлено, следующее.
На предприятии работники контактируют с веществами канцерогеннымидля человека: эпихлоргидрин, кремний диоксида кристаллический в формекварца, хром, сажа, 3,4- бензпирен, минеральные масла неочищенные, радон. В соответствии с требованиями СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы иосновные требования к профилактике канцерогенной опасности» определениеперечня канцерогенных факторов для организации и проведения мероприятий попрофилактике онкологической заболеваемости, а также для установления связионкологического заболевания с производственной деятельностью илинепроизводственным воздействием и разработке профилактических мероприятий,требуется разработка паспорта кацерогеноопасного производства. Фактическипаспорт канцерогеноопасных производств на предприятии разработан, однаковозвращен на доработку с замечаниями (экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение по гигиеническому паспорту канцерогеноопасной организации № 346/005-ОГиФТ от 26.04.2011 ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по <адрес>»).
Таким образом, на шахте санитарно-гигиеническая паспортизация кацерогеноопасного производства не проведена. Лабораторный контроль канцерогеноопасных факторов не проводится, мероприятия не разрабатываются.
Кроме того, установлено, что, работающие в подземных выработках не обеспечены флягами или небьющимися термосами емкостью 0,75 л. Фляги и термосы централизованно не моются и не хранятся. Шахтеры используют бутылки ПЭТ.
Указанные выше факты являются нарушением следующих норм федерального законодательства.
Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья.
Положения Закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 11 Закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
Согласно ст. 25 Закона, юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний, связанных с условиями труда.
Согласно ст. 22 Трудового Кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
Согласно ст. 212 Трудового Кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ разработаны санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.3.570-96 «Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ», утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31 октября 1996 г. № 44.
Настоящие санитарные правила и нормы (далее СанПиН) устанавливают требования к проектируемым, строящимся, реконструируемым и действующим предприятиям по добыче угля подземным способом. Целью настоящего документа является сохранение здоровья работающих путем ограничения неблагоприятного действия пыли, физических, химических и других вредных факторов, сопровождающих работу на угольных предприятиях, профилактики и снижения риска развития профессиональных заболеваний.
Указанные СанПиН являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории Российской Федерации независимо от форм собственности и продолжительности деятельности.
Согласно п. 14.2 СанПиН все работающие в подземных выработках должны быть обеспечены флягами или небьющимися термосами емкостью 0,75 л. Фляги и термосы следует мыть и хранить централизованно.
В соответствии с п. 2.1.2. «СанПиН 1.2.2353-08. Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.04.2008 № 27 (далее -СанПиН 1.2.2353-08), к канцерогенным факторам относится производство угольных изделий.
Согласно п. 3.6 СанПиН 1.2.2353-08 в рамках мероприятий социально-гигиенического мониторинга с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в канцерогеноопасных организациях проводится санитарно-гигиеническая паспортизация, по результатам которой формируется база данных о канцерогеноопасных организациях.
В соответствии с Приложением 1 СанПиН 1.2.2353-08, канцерогеноопасная организация (предприятие) - организация, в которой работники подвергаются или могут подвергнуться воздействию канцерогенных факторов и/или существует потенциальная опасность загрязнения окружающей среды канцерогенами.
Согласно п. 4.2. «МУ 2.2.9.2493-09. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогеноопасных организаций и формирование банков данных. Методические указания», утвержденных. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.03.2009, паспортизация проводится организациями в соответствии с положением СанПиН 1.2.2353-08 «Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности» по предписанию Главного государственного санитарного врача по курируемой территории согласно ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» по результатам мероприятий по контролю.
До настоящего времени указанные требования ОАО «Шахта Южная» не выполнены.
Не выполнение в полном объеме требований санитарного законодательства ведет к нарушению конституционного права граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть третья ст. 37 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью четвертой статьи 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью первой ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан неопределенного круга лиц, поскольку индивидуализировать данный круг лиц, чьи права и интересы затрагиваются, не представляется возможным. Необходимо отметить, что в данном случае затрагиваются интересы не только работников, ныне работающих на указанном предприятии, но и тех лиц, которые впоследствии будут осуществлять трудовую деятельность на указанном предприятии, а их индивидуализировать и привлечь в качестве истцов также не представляется возможным.
Просит обязать ОАО «Шахта Южная»:
- обеспечить всех работающих в подземных выработках шахты флягами или небьющимися термосами емкостью 0,75л;
- организовать централизованное мытье и хранение фляг и термосов;
- провести санитарно-гигиеническую паспортизацию.
Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий
Прокурор Кемеровской межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением законодательств в угледобывающей отрасли в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица территориального отдела по г.Березовскому и Кемеровскому району Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Указанные лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ОАО «Шахта Южная» Дедюкина Е.А. исковые требования признала частично, пояснила, что признает требования в части выполнения шахтой действий по санитарно-гигиенической паспортизации, в остальной части считает требования незаконными и необоснованными.
Требования прокурора об обязании ОАО «Шахта Южная» обеспечить всех работающих в подземных выработках шахты флягами или небьющимися термосами емкостью 0,75л, также об организации централизованного хранения фляг и термосов не соответствует действующему законодательству и нормативным актам РФ. В качестве правого обоснования своих требований прокурор ссылается на следующие акты:
- Конституция РФ (ст 37)
- Трудовой кодекс РФ (ст. 22,212)
- ФЗ № 25-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст.25)
- СанПин 2.2.3.570-96 «Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ», утв. Постановлением Госсанэпиднадзора России от 31.10.1996г № 44 (п. 14.2)
Указанные законодательные акты обязывают работодателя соблюдать требования охраны труда и требования к организации рабочего места, определенные исключительно нормативными правовыми актами РФ. Так, ст. 25 Ф3№ 25-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устанавливает, что требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Тем не менее, указанный СанПин 2.2.3.570-96 не прошел государственную регистрацию в Минюсте РФ, а следовательно, не подлежит применению как не вступивший в законную силу.
Просит в удовлетворении требований о понуждении ОАО «Шахта Южная» к совершению действий по обеспечению всех работающих в подземных выработках шахты флягами или небьющимися термосами емкостью 0, 75л, также об организации централизованного хранения фляг и термосов отказать в связи с их незаконностью и необоснованностью.
Требования в части выполнения шахтой действий по санитарно-гигиенической паспортизации признает, просит установить срок для устранения нарушений до 20.02.2012г.
Заслушав пояснения представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части.
В соответствии с п.14.2 "СанПиН 2.2.3.570-96. 2.2.3. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ. Санитарные правила", все работающие в подземных выработках должны быть обеспечены флягами или небьющимися термосами емкостью 0,75 л. Фляги и термосы следует мыть и хранить централизованно.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" :
п.1 на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
п.2 санитарные правила подлежат регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 29.07.2011) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"
П. 10 Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
П. 11 Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
П. 17 В течение суток после государственной регистрации подлинник нормативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную регистрацию.
Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система" и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.02.1999 N 154)
При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным.
Акт, признанный Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акт. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется федеральным органом исполнительной власти, издавшим акт.
П. 19 Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
Так "СанПиН 2.2.3.570-96. 2.2.3. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ. Санитарные правила" был опубликован М., Минздрав РФ, 1998.
Суд приходит к выводу, что "СанПиН 2.2.3.570-96. 2.2.3. Предприятия отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, связи. Гигиенические требования к предприятиям угольной промышленности и организации работ. Санитарные правила" не прошел государственную регистрацию в Минюсте РФ, не был официально опубликован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а следовательно, не подлежит применению как не вступивший в законную силу.
На основании изложенного в удовлетворении требования прокурора об обязании обеспечить всех работающих в подземных выработках шахты флягами или небьющимися термосами емкостью 0,75л, также об организации централизованного хранения фляг и термосов, следует отказать.
Суд считает возможным принять признание иска ответчиком в части выполнения шахтой действий по санитарно-гигиенической паспортизации.
В соответствии с ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятия признания иска судом в мотивировочной части решения может быть указано только на признание иска.
Ст. 206 ГПК РФ предусматривает, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из целесообразности, с учетом мнения представителя ответчика, исходя из объективных условий - суд считает необходимым установить срок исполнения – до 20.02.2012 г.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Кемеровской межрайонной прокуратуры по надзору за исполнением законодательств в угледобывающей отрасли – удовлетворить частично.
В срок до 20.02.2012г. возложить обязанность на ОАО «Шахта Южная» провести санитарно-гигиеническую паспортизацию.
В удовлетворении требования об обеспечении всех работающих в подземных выработках шахты флягами или небьющимися термосами емкостью 0,75л; организовать централизованное мытье и хранение фляг и термосов – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья. Подпись.
Копия верна. Судья. Д.В. Глебов