Решение об оспаривании решения об отказе органа местного самоуправления



Дело 2-273/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     г. Кемерово                                                                            29 марта 2012 года

     Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,

     при секретаре Камневой Н.С.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Иванова НП об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в бесплатной замене транспортного средства либо выплате денежной компенсации

У С Т А Н О В И Л:

     Иванов Н.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в бесплатной замене транспортного средства либо выплате денежной компенсации, требования мотивировал тем, что он состоит на учёте в Управлении социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального района по категории инвалид Великой отечественной войны с ДД.ММ.ГГГГ года, ранее состоял на учёте в Управлении социальной защиты населения администрации <адрес>, где был бесплатно обеспечен транспортным средством согласно Закона РФ "О ветеранах". ДД.ММ.ГГГГ Иванова Н.П. обратился в администрацию Кемеровского муниципального района с заявлением о замене транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации, ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, что такого права у Иванова Н.П. нет, поскольку в связи с изменениями в законодательстве основная часть ранее предоставлявшихся ветеранам льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной компенсацией. Иванов Н.П. просит признать решение администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, как противоречащее законодательству и сложившейся судебной практике, в том числе определению Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 N 624-О-П.

     В судебном заседании представитель заинтересованного лица – представитель Управлении социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального района Арышева Д.В., действующая на основании доверенности от 01.04.2011 года № 28, представитель заинтересованного лица – администрации Кемеровского муниципального района Арышева Д.В., действующая на основании доверенности от 29.03.2012 года № 837,

представитель заинтересованного лица – представитель Департамента социальной защиты населения Кемеровской области Добряк О.В., действующая на основании доверенности от 08.12.2011 года № 03-4584, требования Иванова Н.П. полагали необоснованными по тем основаниям, что в соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Закона РФ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств; пунктом 28 статьи 63 Закона РФ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Закона РФ "О ветеранах" признан утратившим силу. Статьей 153 Закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

     В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 года органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами".

     Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 годах инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100 000 руб.

     Ссылку заявителя на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года N 624-О-П нельзя признать правомерной, поскольку толкование Конституционным Судом права на бесплатную замену транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации было дано по конкретному делу в системе нормативных правовых актов, действовавших на момент вынесения Конституционным Судом данного определения. В частности, суд основывал свою позицию на нормах Постановления Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 года N 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно", предусматривавшего право на замену автомобиля по истечении семилетнего срока эксплуатации, которое признано утратившим силу с 3 февраля 2008 года в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года N 15. Кроме того, после вынесения указанного определения были изданы Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 года N 685 и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 670, которыми введен новый механизм обеспечения инвалидов транспортными средствами, предусматривающий передачу транспортных средств в собственность лицам, у которых право на их получение возникло до 1 января 2005 года, включая лиц, состоявших на указанную дату на учете в органах социальной защиты населения для получения транспортного средства.

     Заслушав объяснения представителей заявителя Иванова Н.П. Подболотова А.А.,    действующего на основании доверенности от 13.02.2012 года, удостоверенной главным специалистом администрации Елыкаевского сельского поселения Кемеровского района Мазаник О.В., и Артюшина В.Н., действующего на основании доверенности от 24.02.2012 года, удостоверенной главным специалистом администрации Елыкаевского сельского поселения Кемеровского района ФИО7, представителей заинтересованных лиц –Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального района и администрации Кемеровского муниципального района Арышевой Д.В., Департамента социальной защиты населения Кемеровской области Добряк О.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы.

     В соответствии с п.п.1, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов местного самоуправления их должностных лиц, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения; соблюден ли порядок принятия решений; соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

     Судом установлено, что заявитель Иванов Н.П. является инвалидом второй группы (л.д 5) и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны (л.д. 6).

     Иванов Н.П. со ДД.ММ.ГГГГ имеет на праве собственности автомобиль ВАЗ 111130-23 (л.д 7, 8).

     На заявление Иванова Н.П. от ДД.ММ.ГГГГ заместителем Главы администрации Кемеровского муниципального района по социальным вопросам ДД.ММ.ГГГГ дан ответ (л.д. 9), согласно которому разъяснено об отсутствии оснований для замены транспортного средства.

     В соответствии с ранее действовавшей редакцией подпункта 19 пункта 1 статьи 14 Закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством РФ.

     Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.03.1995 года № 244 "Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно" для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки "Ока" и "Таврия", выдаваемые сроком на семь лет.

     Пунктом 28 статьи 63 Закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Законов РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" подпункт 19 пункта 1 статьи 14 Закона РФ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ признан утратившим силу.

     Статьей 153 Закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

     В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Закона РФ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента РФ от 06.05.2008 года № 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" и Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 года № 670 "Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 01.01.2005 года органами социальной защиты населения субъектов РФ на учет по обеспечению транспортными средствами".

     Так Указом Президента РФ от 06.05.2008 N 685 "О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов" предписано правительству РФ осуществить меры по выполнению обязательств государства перед проживающими на территории РФ гражданами РФ, которые на 01.01.2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями.

     Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 670 утвержден Порядок предоставления легковых автомобилей и выплаты единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета инвалидам, которые на 01.01.2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями; Правила предоставления таких автомобилей и Правила выплаты единовременной денежной компенсации, которыми установлено, что заявление для получения легкового автомобиля, либо компенсации инвалид (лицо, представляющее его интересы) подает в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида.

     Таким образом, в компетенцию администрации Кемеровского муниципального района решение вопроса о замене транспортного средства по истечении семи лет его эксплуатации не входит.

     Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

      В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

      Как следует из заявления Иванова Н.П. (л.д. 1), об оспариваемом решении он узнал ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением в суд обратился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

     При рассмотрении дела в суде факт пропуска срока обращения в суд по уважительной причине не установлен.

     Указанное обстоятельство является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении заявления.

         На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

             В удовлетворении заявления Иванова НП о признании решения администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным отказать.

     Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий

         Справка: в окончательной форме решение изготовлено 30.03.2012 года.

         Судья                       А.А. Тупица