Дело 2-442/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 07 июня 2012 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,
при секретаре Камневой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Мальцевой ГЕ о признании незаконным отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признании незаконным отказ в регистрации как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей
У С Т А Н О В И Л:
Мальцева Г.Е. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и признании незаконным отказ в регистрации как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также с требованием об обязании совершить указанные действия, требования мотивировала следующим.
ДД.ММ.ГГГГ Мальцева Г.Е. обратилась в отдел по учету и распределению жилья администрации Кемеровского муниципального района с заявлением о постановке на учет в получении жилья по договору социального найма как малоимущий гражданин. Специалист ФИО3 предоставила список документов, которые необходимо представить для постановки на учет.
Также Мальцева Г.Е. заявила, что намерена встать на учет как гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем ФИО3 распечатала образец соответствующего заявления и своей рукой дописала на листе бумаги, где были перечислены ранее указанные документы, дополнительные документы, необходимые для принятия на такой учет, в том числе документы, подтверждающие проживание в районах Крайнего Севера и копию трудовой книжки.
Мальцева Г.Е. ДД.ММ.ГГГГ представила необходимые документы ФИО3, однако последняя отказала в их принятии и рекомендовала обратиться в Управление социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального района для получения распоряжения о признании её малоимущей.
Распоряжением Управления социальной защиты населения администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Мальцева Г.Е. была признана малоимущей.
ДД.ММ.ГГГГ Мальцева Г.Е. сдала 2 пакета документов для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма как малоимущей, и для постановки на учет как гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
ФИО3 получила оба пакета документов и выдала две расписки.
ДД.ММ.ГГГГ Мальцева Г.Е. получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следовало, что ей отказано в принятии на учет как гражданина, нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку не представлены документы из регистрирующих органов по месту жительства до 2007 года о наличии либо отсутствии жилья в <адрес>.
Мальцева Г.Е. считает данный отказ незаконным, поскольку в перечне документов от ДД.ММ.ГГГГ, которые было предложено собрать, не было сказано ни слова о документах из <адрес> до 2007 года.
Мальцева Г.Е. выписалась из квартиры в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой из паспортного стола, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть по момент подачи документов, прошло более 5 лет.
Также Мальцева Г.Е. просит признать незаконным отказ в регистрации её как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку администрация Кемеровского муниципального района, принимая решение об отказе, сослалась на непредставление данных о регистрации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и документов, подтверждающих наличие (отсутствие) в собственности жилых помещений на территории Красноярского края, правоустанавливающих документов на жилые помещения, являющиеся постоянным местом жительства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако администрация Кемеровского муниципального района изначально не требовала от неё вышеперечисленные документы, что подтверждается списком документов необходимых для принятия на учет, а Мальцева Г.В. представила все документы, предусмотренные п. 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - администрации Кемеровского муниципального района Герасимова М.Н., действующая на основании доверенности от 28.12.2011 года № 796, требования Мальцевой Г.В. полагала необоснованными и утверждала, что решения администрации Кемеровского муниципального района соответствуют закону, поскольку заявителем не представлены все необходимые документы, подтверждающие её право на постановку на учет.
Заслушав объяснения заявителя Мальцевой Г.В., представителя заинтересованного лица Герасимовой М.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254, ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с п.п.1, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов местного самоуправления их должностных лиц, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения; соблюден ли порядок принятия решений; соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Оспариваемые решения приняты ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64-65), с заявлениями Мальцева Г.Е. обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5) и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72-74), в связи с чем срок обжалования не пропущен.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мальцева Г.Е. предоставила в администрацию Кемеровского муниципального района заявление с приложениями (л.д. 11) о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п.7 ч.2 ст. 2 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 N 68-ОЗ (ред. от 18.12.2008) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" с заявлением о принятии на учет представляются в том числе выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах гражданина либо о переходе этих прав на объекты недвижимого имущества.
О том, что органом местного самоуправления истребовались от Мальцевой Г.Е. сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости только по Кемеровской области, а не по предыдущему месту жительства, следует из списка документов, необходимых для постановки на учет (л.д. 10).
Как следует из расписки в получении документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11), Мальцева Г.Е. предоставила 2 выписки из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 30) и № (л.д. 30 об.), согласно которым в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области сведения о правах Мальцевой Г.Е., ФИО6 (добрачная фамилия, л.д. 45, 46) на объекты недвижимого имущества нет.
Согласно сведений ГП КО "Центр технической инвентаризации Кемеровской области" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Мальцевой Г.Е. (ФИО6) недвижимое имущество на территории Кемеровской области также не значится (л.д. 29).
В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", ч.5 ст.52 Жилищного кодекса РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления в форме правового акта по результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано в суд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; в том числе документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п (л.д. 25, 50) Мальцевой Г.Е. отказано в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, поскольку ею не предоставлены документы из регистрирующих органов по месту жительства до 2007 года о наличии либо отсутствии жилья в <адрес> (справка БТИ, правоустанавливающие документы на жилое помещение, которое являлось постоянным местом жительства), и которые не позволяют установить нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.2 Закона Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" с заявлением о принятии на учет представляются в том числе справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности по месту постоянного жительства гражданина и членов семьи, предоставляемая на каждого из членов семьи.
Как следует из постановления Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п, основанием для отказа в постановке на учет явилось отсутствие документов из регистрирующих органов по месту жительства до 2007 года о наличии либо отсутствии жилья в <адрес>.
В соответствии с ч.4 ст. 2 Закона Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" органы местного самоуправления не вправе требовать представления иных документов, кроме документов, установленных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ч.1 ст. 40 Конституции РФ Федерации никто не может быть произвольно лишен жилища.
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно п. 8 которого при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 ЖК РФ).
Следует отметить, что Закон Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Однако на момент обращения Мальцевой Г.Е. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, <адрес> не являлся постоянным местом жительства заявителя и при принятии документов орган местного самоуправления сведения с места жительства в другом регионе с заявителя не потребовал (л.д. 10, 11).
Суд считает, что непредставление органом местного самоуправления возможность заявителю предоставить все необходимые для правильного рассмотрения заявления документы лишает её возможность осуществить предусмотренное Конституцией РФ и жилищным законодательством РФ право на получение жилья.
Как следует из представленных Мальцевой Г.Е. документов (л.д. 51, 52), Мальцева Г.Е. в собственности недвижимое имущество на территории <адрес> также не имеет.
Иных оснований для отказа в постановке Мальцевой Г.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии с ч.3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Несмотря на то, что Закон Кемеровской области "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" не предусматривает возможности отложения рассмотрения заявления для дополнительного предоставления документов, однако учитывая то обстоятельство, что Мальцевой Г.Е. были представлены все необходимые документы из учреждений Кемеровской области, которые свидетельствуют об отсутствии оснований для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, орган местного самоуправления, при наличии сомнений об отсутствии в собственности Мальцевой Г.Е. жилья в других регионах Российской Федерации не вправе был произвольно вынести постановление об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, обязан был истребовать такие документы до принятия решения в процессе рассмотрения заявления.
При указанных обстоятельствах постановление Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п признать законным нельзя.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мальцева Г.Е. предоставила в администрацию Кемеровского муниципального района заявление с приложениями (л.д. 12) о регистрации её как гражданина, имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со ст.ст. 1, 3 Закона РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов РФ по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов РФ по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов РФ может быть передано органам местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 2, 3, 12 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (ред. от 03.11.2011) регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов РФ по месту их постоянного проживания; органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта РФ (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан.
Пунктами 9 и 9(1) вышеуказанного Положения предусмотрен перечень документов, которые необходимо представить в орган местного самоуправления для получения социальной выплаты.
Как следует из представленных Мальцевой Г.Е. в орган местного самоуправления документов, ею был предъявлен полный список необходимых документов, предусмотренный вышеуказанным Положением (л.д. 12).
Протоколом заседания рабочей комиссии администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 61-65) в постановке на учет Мальцевой Г.Е. как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отказано по тем основаниям, что ею документально не подтверждена регистрация по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, документально не подтверждено наличие либо отсутствие в собственности жилых помещений на территории <адрес>, а также не представлены правоустанавливающие документы, являющиеся постоянным местом жительства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд считает, что в части непредставления сведений о регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления в нарушение ч.3 ст. 10 ГК РФ не предоставил Мальцевой Г.Е. возможность дополнительно представить необходимые сведения для правильного рассмотрения заявления и решение принял преждевременно.
В силу ст. 1 Закона РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право гражданина на получение жилищной субсидии может быть реализовано по двум основаниям - отсутствие жилого помещения или нуждаемость в улучшении жилищных условий, и по первому основанию определяется отсутствием жилья в других регионах, а не в пределах районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с чем требование о предоставлении сведения о наличии жилья в <адрес> и о представлении правоустанавливающих документов, являющихся постоянным местом жительства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также является необоснованным.
Как установлено при рассмотрении дела, Мальцева Г.Е. проживала в <адрес> края с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), имеет общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет (л.д. 53-63), не имеет других жилых помещений на территории РФ на за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (л.д. 30, 41, 42, 44), ни в таких районах (л.д. 51, 52).
<адрес> в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 года № 12 является районом Крайнего Севера.
Таким образом, судом установлено, что у заявителя имеются все условия для предоставления жилищной субсидии, предусмотренные указанным Законом. Никаких иных условий и исключений законом не установлено.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований; при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать в том числе на признание незаконным решения и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.
При указанных обстоятельствах суд считает требования Мальцевой Г.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать Постановление администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-п об отказе в принятии на учет Мальцевой ГЕ как нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным.
Обязать администрацию Кемеровского муниципального района поставить Мальцеву ГЕ на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
Признать отказ администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет Мальцевой ГЕ как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях незаконным.
Обязать администрацию Кемеровского муниципального района поставить Мальцеву ГЕ на учет как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Справка: в окончательной форме решение изготовлено 13.06.2012 года.
Судья А.А. Тупица