Дело 2-503/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 15 июня 2012 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,
с участием помощника прокурора Кемеровского района Деревянкина А.А.,
при секретаре Камневой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кемеровского района в интересах Ожигановой ЛС к администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Кемеровского района обратился в суд с иском в интересах Ожигановой Л.С. к администрации Кемеровского муниципального района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, требования мотивировал тем, что распоряжением администрации Кемеровского района от ДД.ММ.ГГГГ № она устроена в детское общественное учреждение на полное государственное обеспечение, жилого помещения па праве собственности или по договору социального найма не имеет. Постановлением администрации Кемеровского муниципального района oт ДД.ММ.ГГГГ № Ожиганова Л.С. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении во внеочередном порядке. Ожиганова Л.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку осталась без попечения родителей до достижения ею возраста 18 лет; её мать ФИО11 решением Кемеровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ограничена в родительских правах, отец ФИО6 решением Кемеровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав.
В судебном заседании представитель администрации Кемеровского муниципального района Герасимова М.Н., действующая на основании доверенности от 28.12.2011 года № 796, исковые требования не признала полностью и не оспаривала, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилых помещений лицам, относящимся к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вместе с тем дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и средства выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Также необходимо исходить из принципа исполнимости решения суда, поскольку Ожиганова Л.С. в числе прочих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, была принята на учет в ДД.ММ.ГГГГ, при этом в ДД.ММ.ГГГГ в бюджете Кемеровской области предусмотрена субвенция на указанные цели в размере 1 787 000 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ 5 624 000 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ 3 600 000 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ 6 100 000 рублей. Вместе с тем, общее количество детей-сирот и детей - оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 341 человек, в связи с чем выделяемых средств не хватает.
Управление образования администрации Кемеровского муниципального района ежеквартально направляет в Департамент образования и науки администрации Кемеровской области сведения о количестве лиц указанной категории, принятых на учет в соответствующем квартале, выполняя тем самым свои обязательства, однако администрация района не имеет возможности предоставить Ожигановой Л.С. жилое помещение за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете области для указанных целей, не нарушив при этом права иных лиц.
Действующее законодательство не устанавливает срок, в течение которого обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть исполнена, в связи с чем предоставление жилья в данном случае должно производиться в соответствии с имеющейся очередностью и без нарушения прав лиц, состоящих в очереди на получение жилья во внеочередном порядке. Ожиганова Л.С. числится в списке внеочередников под № №, в связи с чем предоставление ей жилого помещения в ином порядке приведет к нарушению прав лиц, имеющих такое же право на предоставление жилья во внеочередном порядке, но поставленных органом местного самоуправления на учет ранее неё.
Определением судьи от 24.05.2012 года в качестве соответчика по делу привлечена администрация Кемеровской области (л.д. 29).
От представителя администрации Кемеровской области Маховой А.В., действующей на основании доверенности от 14.12.2009 года № 1-16/8145, поступил отзыв на иск, согласно которому требования к администрации Кемеровской области полагала необоснованными по тем основаниям, что жилищный фонд находится в муниципальной собственности, администрация Кемеровской области жилищного фонда не имеет; полномочия по представлению жилых помещений детям-сиротам переданы органам местного самоуправления и это их обязанность; денежные средства на реализацию этих полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете и перечисляются в местный бюджет, с момента зачисления становятся средствами местного бюджета, в связи с чем администрация Кемеровского района не может предоставить жилое помещение за счет средств областного бюджета; не предусмотрена последующая компенсация расходов местных бюджетов на приобретение жилья и жилье не приобретается в собственность, а предоставляется по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то есть орган местного самоуправления приобретает помещение в муниципальную собственность, а потом предоставляет его.
Ожиганова Л.С., представитель администрации Кемеровской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения помощника прокурора Кемеровского района Деревянкина А.А., представителя администрации Кемеровского муниципального района Герасимовой М.Н., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 2, 3 ч.1 ст. 8 Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, находящиеся под попечительством, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
В соответствии с п.2 ч.2, ч.5 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в числе прочего лицам из числа детей-сирот при прекращении попечительств. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с п.24 ч.2 ст. 26.3 Закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст.1 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот при прекращении попечительства жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется в случае принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что Ожиганова Л.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 17), на основании распоряжения администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 11) устроена в общественное учреждение на полное государственное обеспечение в связи с тем, что её отец лишен родительских прав, а мать ограничена в родительских правах (л.д. 7-8), то есть Ожиганова Л.С. отнесена к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Жилья в собственности (л.д. 14), жилья, подлежащего закреплению, Ожиганова Л.С. не имеет.
Постановлением администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Ожиганова Л.С. (до достижения ею возраста 23 лет) принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (л.д. 13), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди № (л.д. 24).
Ожиганова Л.С. поставлена на учет в таком качестве ответчиком в связи с тем, что она значится зарегистрированной по месту жительства по <адрес> (л.д. 17).
Нуждаемость Ожигановой Л.С. в жилом помещении представителем ответчика не оспаривается.
В соответствии с ч.1, ч.2, ч.3, ч.8 ст. 8 Закона Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицам из числа детей-сирот, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма соответствии с Жилищным кодексом РФ в срок, установленный данным решением. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При указанных обстоятельствах Ожиганова Л.С. имеет право на внеочередное получение жилого помещения по месту жительства, и обязанность по предоставлению ей жилого помещения в черте (границах) соответствующего населенного пункта, где она зарегистрирована, лежит на ответчике.
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Распоряжением Главы Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р установлена норма предоставления 18 кв.м. для одиноких граждан.
Согласно ст. 4 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-03 "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Суд считает, что доводы представителя администрации Кемеровского муниципального района Герасимовой М.Н. о том, что жилое помещение должно быть предоставлено за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете, и при этом необходимо исходить из принципа исполнимости решения суда в совокупности с финансированием из областного бюджета, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат положениям действующего законодательства.
При этом непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ именно на органы исполнительной власти по месту жительства этих детей.
Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств и подобных прав иных лиц.
Так ни часть 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ни нормы Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Закон Кемеровской области "О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не ставят реализацию прав граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди и от обеспечения жильем других очередников. Названные нормы не содержат указаний на иной порядок предоставления жилья, то есть на очередность лиц равной категории.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Кемеровского муниципального района предоставить вне очереди Ожигановой ЛС жилое помещение по договору социального найма по месту её жительства (<адрес>) в черте (границах) соответствующего населенного пункта, общей площадью на одного человека не менее 18 кв.м.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Справка: в окончательной форме решение изготовлено 18.06.2012 года.
Судья А.А. Тупица