Дело 2-478/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 18 июня 2012 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,
при секретаре Камневой Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Соловьевой ЛА об оспаривании решения администрации Кемеровского муниципального района
У С Т А Н О В И Л:
Соловьева Л.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Кемеровского муниципального района, требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ она приобрела земельный участок с кадастровым номером № по <адрес> для строительства жилого дама, однако в разрешенном использовании земельного участка указанно назначение "для капитального строительства склада-стоянки".
Перед приобретением земельного участка Управлении архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района заверили в том, что по её заявлению возможно изменение разрешенного использования земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем была подана заявка в МУП "Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства" Кемеровского района на выполнение графической схемы земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, которая выполнена ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ были выполнены проектно-изыскательские работы.
Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация Кемеровского Муниципального района в изменение разрешенного использования земельного участка отказала по тем основаниям, что согласно карты градостроительного зонирования, утвержденной решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок расположен в границах населенного пункта <адрес> в территориальных зонах: жилой застройки с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания и общественно - делового назначения с ограничениями использования зоны санитарной охраны источников питьевой воды, зоны ограниченной от аэропорта, в связи с чем правовые основания для изменения вида разрешенного использования земельного участка отсутствуют.
Соловьева Л.А. просит восстановить срок оспаривания решения и признать отказ администрации Кемеровского муниципального района в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным.
В судебном заседании представитель администрации Кемеровского муниципального района Колыбина Е.В., действующая на основании доверенности от 28.12.2011 года № 795 требования заявителя полагала необоснованными по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Л.А. обратилась с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, ответом от ДД.ММ.ГГГГ № в удовлетворении заявления было отказано.
ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Л.А. вновь обратилась с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, по результатам рассмотрения которого ответом от ДД.ММ.ГГГГ № вновь было отказано в связи с тем, что согласно карты градостроительного зонирования Суховского сельского поселения земельный участок расположен в территориальных зонах №, № - зонах жилой застройки с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания и общественно-делового назначения с ограничениями использования зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 3 пояса, зоны ограничений аэропорта и водоохраной зоны.
В соответствии с кадастровым паспортом, земельный участок заявителя поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
В договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в качестве предмета выступает земельный участок с разрешенным использованием "для капитального строительства склада-стоянки".
Таким образом, заявителю было известно назначение приобретаемого в собственность земельного участка.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Виды использования, не предусмотренные в градостроительном регламенте, являются запрещенными.
Вид испрашиваемого разрешенного использования земельного участка заявителя не соответствует градостроительным регламентам, утвержденным ныне действующими Правилами землепользования и застройки и наличие зон ограничений не позволяет использовать земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Правила землепользования и застройки Суховского сельского поселения утверждены Кемеровским районным Советом народных депутатов, который в соответствии с ч. 1 ст. 23 Устава Кемеровского муниципального района является представительным органом муниципального образования, соответственно акты данного органа являются обязательными к исполнению на территории всего Кемеровского муниципального района, в том числе и администрацией, которая не должна издавать актов, противоречащих им.
Градостроительные регламенты определяют основу правового режима земельных участков и объектов капитального строительства и распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
При совершении сделки Соловьевой Л.А. было известно о разрешенном использовании земельного участка, при этом заявитель не указывает, какие её права и законные интересы нарушены, поскольку вид разрешенного использования земельного участка "для капитального строительства склада-стоянки" определен в качестве основного при первичном предоставлении земельного участка.
Изменение разрешенного вида земельного участка не может быть произведено путем обязания администрации произвести его изменение, поскольку законодательством предусмотрен иной порядок - внесение изменений в Правила землепользования и застройки.
Также Соловьева Л.А. пропустила установленный законом срок оспаривания решения органа местного самоуправления.
Заслушав объяснения заявителя Соловьевой Л.А., представителя администрации Кемеровского муниципального района Колыбиной Е.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254, ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В соответствии с п.п.1, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям относятся акты органов местного самоуправления их должностных лиц, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан. При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения; соблюден ли порядок принятия решений; соответствует ли содержание оспариваемого решения требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
Оспариваемые решения приняты ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57), и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58), с заявлением Соловьева Л.А. обратилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3) и ходатайствовала о восстановлении срока обращения в суд, при этом пояснила, что тексты оспариваемых решений ею были получены ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно журнала исходящей корреспонденции (л.д. 123-125), ответ Соловьевой Л.А. дан, однако дату получения ответа установить невозможно.
При указанных обстоятельствах суд считает, что срок обжалования пропущен по уважительной причине, в связи с чем подлежит восстановлению.
Судом установлено следующее.
По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5, 54, 70-71) Соловьева Л.А. приобрела земельный участок с кадастровым номером № по <адрес>; категория земель – земли поселений, разрешенное использование (назначение) - для капитального строительства склада стоянки (л.д. 16, 68); право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (л.д. 6, 53, 72).
Границы земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 36-52, 68, 95, 96-112).
ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Л.А. обратилась в Комиссию по осуществлению градостроительной деятельности на территории Кемеровского муниципального района с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка "для капитального строительства склада стоянки" на "под индивидуальное жилищное строительство" (л.д. 73), ДД.ММ.ГГГГ на личный прием в администрацию Кемеровского муниципального района (л.д. 122).
Ответами от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 57, 74) и от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 58) администрация Кемеровского Муниципального района в изменение разрешенного использования земельного участка отказала по тем основаниям, что согласно карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение", утвержденных решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок расположен в границах населенного пункта <адрес>, в территориальных зонах: жилой застройки с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания (№) и общественно-делового назначения (№) с ограничениями использования зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения 3 пояса, охранной зоны магистральных ЛЭП, зоны ограничений от аэропорта (санитарно-защитная зона) и водоохранной зоны. В соответствии с СанПиН 2.2.1.1200-03 в границах санитарно-защитных зон запрещается размещение объектов для проживания людей.
Расположение земельного участка в указанных зонах подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования Суховского сельского поселения (л.д. 81).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются в том числе на земли населенных пунктов.
Согласно кадастрового паспорта земельного участка (л.д. 68), категория спорного земельного участка определена как земли населенных пунктов.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 37 "Градостроительного кодекса РФ" разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с п.2 ч.1, п.1 ч.6 ст. 30 "Градостроительного кодекса РФ" правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований; в градостроительном регламенте в отношении земельных участков, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков.
Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" установлены градостроительные регламенты жилой зоны и применительно к испрашиваемому земельному участку они регламентируют зону как Ж 2 - жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания.
При этом установлены ограничения:
- ИВ3 - зона санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, 3 пояса;
- А1, А2 - зона ограничений от аэропорта;
- В - водоохранная зона.
Испрашиваемый земельный участок также расположен в зоне – О1 зона общественно-делового назначения.
В ответе администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57) сделана ссылка на то, что в соответствии с СанПиН 2.1.1.1200-03 в границах санитарно-защитных зон запрещается размещение объектов для проживания людей.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 09.09.2010) "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.01.2008 N 10995) введена в действие с 1 марта 2008 года новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Действительно, в соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Однако в силу ст. 2 Закона РФ "О техническом регулировании" свод правил - это документ в области стандартизации, который применяется на добровольной основе в целях соблюдения требований технических регламентов. Поэтому юридически значимым обстоятельством в указанном случае является возможное нарушение в результате возведения жилого строения прав и охраняемых законом интересов других лиц, однако такие обстоятельства не установлены.
Частью 1 ст. 74 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах санитарно-защитной зоны из условий воздействия авиационного шума (А1) – запрещается размещение объектов для проживания людей и общественных зданий.
В соответствии с ч.2 ст. 62 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" устанавливаются в том числе зоны ограничений:
- С/з1 санитарно-защитная зона;
- зона ограничений от аэропорта (А1, А2).
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 59 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" на карте градостроительного зонирования настоящих Правил отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, в том числе санитарно-защитные зоны.
Однако согласно фрагмента карты градостроительного зонирования Суховского сельского поселения (л.д. 81) санитарно-защитная зона С/з1 Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" на испрашиваемом земельном участке не обозначена.
Сама по себе зона ограничений от аэропорта (А1, А2) не свидетельствует о том, что данная зона является санитарно-защитной, поскольку в соответствии с п. 62 Правил это разные понятия.
Таким образом, Правила землепользования и застройки муниципального образования "Суховское сельское поселение" размещение объектов для проживания людей и общественных зданий в зоне А1 без установления санитарно-защитной зоны не запрещают.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Согласно схемы расположения земельного участка, выполненной МУП "Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства" Кемеровского района (л.д. 10, 11-12) земельный участок расположен на территории Суховского сельского поселения Кемеровского муниципального района; категория земель - земли населенного пункта; земельный участок свободен от застройки и коммуникаций.
Цель формирования земельного участка - для капитального строительства склада-стоянки.
Рассматриваемый земельный участок является ранее учтенный в государственном кадастре недвижимости и в соответствии с правилами землепользования и застройки МО "Суховское сельское поселение", утвержденными решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № располагается в территориальной зоне № - жилой зоне с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания, в зоне санитарной охраны подземного водозабора третьего пояса, водоохраной и зоне ограничений от аэропорта. Использование земельного участка под личное подсобное хозяйство относится к основным видам разрешенного использования (усадебные, одно-двухквартирные и многоквартирные блокированные жилые дома 1-2-этажные, в том числе с приквартирными земельными участками), что соответствует градостроительным регламентам данной территориальной зоны.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок уже расположен в жилой зоне с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания.
Более того, в соответствии с ч.1, ч.2 ст. 4 Закона РФ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
В соответствии с ч.3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, то есть собственник земельного участка вправе изменить разрешенный вид использования принадлежащего ему земельного участка.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 4 Закона РФ от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.
Поскольку градостроительным регламентом санитарно-защитная зона на испрашиваемый земельный участок не установлена, а сама по себе зона ограничений от аэропорта размещение объектов для проживания людей не запрещает, отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка законным признать нельзя.
В соответствии с ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований; при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать в том числе на признание незаконным решения и в необходимых случаях на принятие в установленный судом срок мер для восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод заявителя или устранения препятствий к их осуществлению.
При указанных обстоятельствах суд считает требования Соловьевой Л.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать отказ администрации Кемеровского муниципального района в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по <адрес> незаконным.
Обязать администрацию Кемеровского муниципального района изменить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес> с "для капитального строительства склада - стоянки" на "под индивидуальное жилищное строительство".
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Справка: в окончательной форме решение изготовлено 21.06.2012 года.
Судья А.А. Тупица