Решение о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка



Дело № 2-401/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский районный суд в составе

председательствующего Брежневой С.В.

при секретаре Лавник Н.А.

рассмотрев в судебном заседании                                            13 июня 2012 г.

дело по заявлениюМаурер ФС о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, обязании предоставить земельный участок, признании незаконным предоставление испрашиваемых участков третьим лицам,

установил

Маурер Ф.С. обратился в суд с заявлением и просит признать незаконными отказы в предоставлении земельного участка по его семи заявлениям, обязать администрацию Кемеровского района предоставить ему один земельный участок из испрашиваемых и признать незаконным предоставление испрашиваемых участков третьим лицам. В обоснование требований ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ он подал семь заявлений в администрацию Кемеровского района о предоставлении ему земельного участка как ветерану труда. По всем заявлениям получил отказ по причинам наличия прав третьих лиц, нахождения участка в зоне резервных территорий, санитарно-защитной зоне, в границах инженерно-транспортного коридора. Ответы администрации голословны, не подтверждены документально, опровергаются фактическим нахождением на территориях сформированных земельных участков с жилыми строениями.

Колыбина Е.В., представляющая на основании доверенностей администрацию Кемеровского района и комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района, требования не признала.

Заслушав пояснения представителей истца, администрации Кемеровского района и комитета по управлению муниципальным имуществом, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Суд в соответствии со ст.258 ГПК РФ принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение, если установит что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы гражданина, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Верховный Суд РФ в постановлении Пленума № 2 от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

    В судебном заседании установлено, что Маурер Ф.С. ДД.ММ.ГГГГ подал в администрацию Кемеровского района семь заявлений о предоставлении ему как ветерану труда земельного участка в <адрес> с приложением к каждому заявлению выкопировки плана территории, на котором отмечено ориентировочное место расположение испрашиваемого участка.

В соответствии с п.1,2 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Законом Кемеровской области от 18.07.2002 г. № 56-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области» предусмотрены случаи однократного бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе ветеранам труда (ст.5).

Маурер Ф.С. является ветераном труда, что не оспаривается и подтверждается удостоверением ветерана труда.

В соответствии со ст.5-1 названного закона Кемеровской области № 56-ОЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в том числе ветеранам труда, осуществляется в порядке, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области.

Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании установлено, что испрашиваемые Маурер Ф.С. земельные участки располагаются на территории <адрес> и относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, что не оспаривается.

Условия и процедура бесплатного предоставления земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства, установлены в постановлении Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 г. № 176 «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена» (далее по тексту – Порядок).

В соответствии с п.2.2. Порядка граждане, в том числе ветераны труда, направляют заявления о бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в уполномоченные органы: в комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области - при предоставлении земельного участка из земель, находящихся в собственности Кемеровской области, а также из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городе Кемерово; в органы местного самоуправления муниципальных образований, за исключением города Кемерово, - при предоставлении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочия по распоряжению земельными участками из земель, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления.

Порядком распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровского муниципального района, утвержденном решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 24.09.2010 г. № 454, определено, что уполномоченный орган местного самоуправления - администрация Кемеровского муниципального района.

ДД.ММ.ГГГГ Маурер Ф.С. подал заявления о предоставлении земельных участков в администрацию Кемеровского района.

Согласно п.2.3 Порядка, в редакции, действующей на день подачи Маурер Ф.С. заявлений, в заявлении должны быть указаны предполагаемое место расположения земельного участка, площадь земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

К заявлению прилагаются следующие документы: копия паспорта гражданина, схема места расположения земельного участка, документы, подтверждающие отнесение гражданина, обратившегося с заявлением в уполномоченный орган, к категориям граждан, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости.

К каждому заявлению Маурер Ф.С. приложены все необходимые документы, в том числе схема места расположения испрашиваемого земельного участка.

Согласно п.2.4., 2.5 Порядка уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней обеспечивает: подготовку заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с нормами земельного, градостроительного законодательства, с учетом градостроительной документации, разработанной органами местного самоуправления, и иными документами; направление запросов в уполномоченные органы и организации для выяснения наличия (отсутствия) прав на земельный участок; подготовку и направление лицу, обратившемуся с заявлением, письменного отказа в предоставлении земельного участка - в случае получения заключения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства либо наличия прав иных лиц на испрашиваемый земельный участок; подготовку и направление лицу, обратившемуся с заявлением, решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность - в случае получения положительного заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства и целей, не связанных со строительством, а также отсутствия прав иных лиц на испрашиваемый земельный участок.

Во исполнение требований Порядка комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района, являющийся органом администрации Кемеровского района, направил запросы в управление архитектуры и градостроительства Кемеровского района о возможности предоставления испрашиваемых участков.

По получении сообщения управления архитектуры и градостроительства о территориальных зонах, в которых располагаются испрашиваемые участки, Маурер Ф.С. были направлены письма с обоснованием отказа в предоставлении испрашиваемых участков.

Согласно сообщения управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского района земельные участки, испрашиваемые по заявлениям № 3 и № 7, располагаются в санитарно-защитной зоне автодороги.

Маурер Ф.С. было отказано в предоставлении испрашиваемых участков по заявлениям № 3 и № 7, в том числе и потому, что участки располагаются в санитарно-защитной зоне автодороги.

В судебном заседании установлено, что согласно карте территориального зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Березовское сельское поселение», утвержденных решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 24.09.2010 г. № 450, земельные участки, испрашиваемые Маурер Ф.С. в заявлениях №№ 3,7, расположены в санитарно-защитной зоне автодороги.

Представитель Маурер Ф.С. Виноградова В.В. в судебном заседании пояснила, что расположение испрашиваемых участков по заявлениям Маурер Ф.С. № 3 и № 7 в санитарно-защитной зоне автодороги не оспаривается, и выразила согласие с отказом в предоставлении названных участков.

Маурер Ф.С. отказано в предоставлении испрашиваемых участков по заявлениям № 2 и № 5 потому, что участки располагаются в резервной зоне.

Пунктом 4 ст.28 ЗК РФ предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии со ст.81 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Березовское сельское поселение» решения о резервировании и об изъятии земельных участков для муниципальных нужд принимаются Кемеровским районным Советом народных депутатов.

Какие-либо доказательства, подтверждающие принятие такого решения, суду не представлены.

Доводы представителя администрации Колыбиной Е.В. о том, что решение Кемеровского районного Совета народных депутатов, утвердившее названные Правила землепользования и застройки, является решением о резервировании, суд считает необоснованными. Порядок резервирования земель установлен Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. № 561. Доказательства соблюдения требований названного Положения суду не представлено.

Пунктом 1.3. Порядка, в редакции, действующей на момент рассмотрения заявлений ФИО5, установлено, что бесплатное предоставление земельных участков осуществляется при одновременном выполнении следующих условий: гражданину ранее не предоставлялся земельный участок в собственность бесплатно; гражданином представлены все документы, предусмотренные настоящим Порядком; отсутствует заключение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства); отсутствуют права иных лиц на испрашиваемый земельный участок (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства).

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 18.04.2012 г. № 141 были введены два абзаца, согласно которым обязательными условиями являются также: в отношении испрашиваемого земельного участка не начата процедура предоставления или формирования в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации; предоставление испрашиваемого земельного участка соответствует нормам земельного, градостроительного законодательства, а также документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Отказ Маурер Ф.С. в предоставлении испрашиваемых участков по заявлениям №№ 2,5 дан 24.11.2011 г., т.е. до принятия постановления от 18.04.2012 г. № 141.

Кроме того, в силу п. 2.4. Порядка подготовку заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с нормами земельного, градостроительного законодательства, с учетом градостроительной документации, разработанной органами местного самоуправления, и иными документами обеспечивает уполномоченный орган.

Из анализа текста Порядка, решения Кемеровского районного Совета народных депутатов от 24.09.2010 г. № 454, следует, что уполномоченным органом является администрация Кемеровского муниципального района.

Заключение администрации Кемеровского района о возможности или невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка отсутствует.

Суд считает, что сообщения управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского района от 21.11.2011 г. с указанием территориальных зон, в которых располагаются участки, испрашиваемые Маурер Ф.С. в заявлениях №№ 2,5, таким заключением не являются, так как в них указано только на расположение участков в определенных зонах и нет самого заключения о возможности предоставления участка.

Таким образом, на момент рассмотрения заявлений Маурер Ф.С. №№2,5 о предоставлении земельных участков, законных оснований для отказа в предоставлении испрашиваемых земельных участков не имелось, отсутствовало заключение уполномоченного органа о невозможности предоставления участков, а потому отказ в предоставлении земельных участков по заявлениям №№2,5 нельзя признать законным.

Маурер Ф.С. отказано в предоставлении испрашиваемых участков по заявлениям №№ 1,4,6 потому, что выяснено наличие прав третьих лиц на участки, испрашиваемые по заявлениям №№ 1,4, участок, испрашиваемый по заявлению № 6, располагается в зоне инженерно-транспортного коридора.

В судебном заседании установлено, что в месте расположения участков, испрашиваемых Маурер Ф.С. по заявлениям №№ 1,4,6, схематично отмеченных крестиками на выкопировке территории, кроме сформированных участков с правами третьих лиц и возможного расположения инженерно-транспортного коридора имеется свободная территория. О возможности формирования участка для Маурер Ф.С. на этой свободной территории вопрос не решался.

Кроме того, по изложенным выше обстоятельствам отсутствует заключение уполномоченного органа о невозможности предоставления Маурер Ф.С. испрашиваемых участков.

При таком положении отказ в предоставлении земельных участков по заявлениям №№1,4,6 нельзя признать законным.

Суд считает, что отказами в предоставлении земельных участков по заявлениям №№1,2,4,5,6 нарушены права Маурер Ф.С. на однократное бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, с учетом положений ст.258 ГПК РФ имеются основания для удовлетворения требований Маурер Ф.С.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд

решил

Признать незаконным отказ Маурер ФС в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <адрес> на основании его заявлений от <данные изъяты> г. №№ 1,2,4,5,6.

Обязать администрацию Кемеровского района устранить допущенное нарушение путем принятия в установленном порядке решения по существу поданных заявлений Маурер Ф.С. от 07.10.2011 г. №№ 1,2,4,5,6.

В удовлетворении требований в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 20.06.2012 г.

Председательствующий