Дело № 2-743/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Кемеровский районный суд в составе
председательствующего Брежневой С.В.
при секретаре Воропай Н.А.
рассмотрев в судебном заседании 24 августа 2012 г.
дело по иску Вершининой ЕП к администрации Кемеровского района о признании права собственности на жилой дом и земельный участок,
установил
Вершинина Е.П. обратилась в суд с иском и по уточненным требованиям просит признать за ней право собственности на жилой дом и земельный участок в порядке наследования. Требования мотивирует тем, что ее дедушка и бабушка ФИО3 и ФИО4 проживали в <адрес> в своем доме, расположенном на земельном участке площадью <данные изъяты> га. Когда их дочь и ее мать ФИО5 стала проживать с ее отцом ФИО6, ФИО7 и ФИО4 выделили им часть своего участка, на которой ФИО6 построил дом. С общего согласия дом был зарегистрирован в похозяйственном учете на ФИО6, так как ФИО5 являлась инвалидом и дом строился на средства ФИО6 Хозяйствам ФИО3 и ФИО6 были присвоены адреса соответственно <адрес> и <адрес> и открыты самостоятельные лицевые счета в похозяйственном учете. ФИО5 умерла в ДД.ММ.ГГГГ. Дети после смерти ФИО5 не обращались за оформлением наследства, так как не оспаривали право собственности ФИО6 на жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умер. После его смерти в доме оставался проживать ФИО8, который фактически вступил в наследство после смерти отца. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО8 Наследников первой очереди после его смерти нет. Наследниками второй очереди являются его сестры Вершинина (до брака – Мельник) Е.П. и Новичихина (до брака Мельник) О.П. В шестимесячный срок ФИО1 обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство. ФИО9 в установленный срок подала заявление об отказе от наследства после смерти ФИО8 в пользу ФИО1 Свидетельство о праве на наследство на жилой дом не может быть выдано, так как отсутствуют правоустанавливающие документы на дом. Истица считает, что право собственности на дом может быть признано за ней в порядке наследования, так как спорный жилой дом с момента его постройки был в установленном порядке зарегистрирован за ФИО6 После смерти ФИО6 право собственности на дом перешло к ФИО8, а после его смерти к ней.
Представитель Вершининой Е.П. Вершинин Г.А. требования поддержал.
Представитель администрации Кемеровского района в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен. Суду представлено заявление представителя администрации Кемеровского района Герасимовой М.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя и указанием на то, что против удовлетворения требований возражений нет.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Представитель истца в судебном заседании пояснил, что спорный дом был построен в ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО6, который проживал в доме вместе с ФИО5 и общими с ней детьми. Брак между ФИО6 и ФИО5 не был зарегистрирован. ФИО5 являлась инвалидом, не работала и по соглашению между ними дом был зарегистрирован на ФИО6
Доводы представителя истца в этой части не оспариваются и подтверждаются сведениями похозяйственного учета.
Свидетель ФИО12 в судебном заседании показал, что его родители ФИО3 и ФИО4 отделили от своего участка земельный участок, на котором ФИО6 построил дом и проживал в доме вместе с его сестрой ФИО5 и их общими детьми.
В соответствии со ст.105,106 ГК РСФСР в личной собственности граждан мог находиться один жилой дом.
У совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей мог быть только один жилой дом (или часть его), принадлежащий на праве личной собственности одному из них или находящийся в их общей собственности.
Регистрация права собственности граждан на жилые дома в сельской местности проводилась в похозяйственных книгах.
ЦСУ СССР 12.04.1965 г. были утверждены формы первичного учета для сельских Советов народных депутатов, в том числе форма № 1 «Похозяйственная книга». В разделе III "Жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства" похозяйственной книги предусматривалась запись данных о жилом доме, в том числе о его принадлежности.
В сельской местности подтверждением принадлежности дома могли служить соответствующие справки исполкома поселкового, сельского Совета народных депутатов. Такие справки являлись правоустанавливающим документом.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" выписка из похозяйственной книги относится к документам, подтверждающим наличие, возникновение, прекращение, переход прав на объект недвижимости и иных дополнительных правоустанавливающих документов не требуется.
Следовательно, право собственности ФИО6 на жилой дом может быть подтверждено данными похозяйственных книг.
Согласно сведениям похозяйственных книг, сохранившихся с ДД.ММ.ГГГГ., жилой дом по <адрес> значится принадлежащим ФИО6
Факт создания жилого дома подтверждается техническим паспортом, из которого видно, что на земельном участке по <адрес> располагается жилой дом общей площадью 35,2 кв.м.
Распоряжением Звездной сельской администрации № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ спорный жилой дом был признан плановым и выстроенным ФИО6
Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд считает, что ФИО6 по независящим от его воли причинам, в связи со смертью, не зарегистрировал в установленном порядке свое право собственности на жилой дом, в регистрации ему не могло быть отказано, а потому имеются основания считать, что жилой дом по <адрес> принадлежал ФИО6 и является наследственным имуществом после его смерти.
ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ
Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО6 являются его дети Вершинина Е.П., ФИО8, ФИО9, что подтверждается свидетельствами о рождении.
Заявление нотариусу о принятии наследства после смерти ФИО6 никто из наследников не подавал.
В силу ст.1153 ГК РФ ФИО8 признается принявшим наследство после смерти ФИО6, так как на день смерти ФИО6 он проживал с ним в доме, был зарегистрирован по месту жительства и продолжал проживать в спорном доме до своей смерти в январе 2012 г., что подтверждается справками с места жительства, выданными на основании сведений похозяйственного и домового учета.
В соответствии с абзацем 2 п.2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п.4 ст.1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Следовательно, со дня смерти ФИО6 право собственности на принадлежавший ему жилой дом по <адрес> перешло к ФИО8
ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
По изложенным выше обстоятельствам наследственным имуществом после смерти ФИО8 являлся спорный жилой дом по <адрес>.
Наследники первой очереди по закону после смерти ФИО8 не установлены. Наследниками второй очереди по закону после смерти ФИО8 являются его сестры Вершинина Е.П. и ФИО9, что подтверждается свидетельствами о рождении, свидетельствами о браке.
Вершинина Е.П. обратилась к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти брата ФИО8
ФИО9 в установленный срок подала заявление об отказе от наследства после смерти ФИО8 в пользу Вершининой Е.П.
Таким образом, в силу положений абзаца 2 п.2 ст.218, п.4 ст.1152 ГК РФ право собственности на спорный дом перешло со дня смерти ФИО8 к Вершининой Е.П.
При таком положении имеются основания для удовлетворения требований истца о признании права собственности на жилой дом по <адрес> за Вершининой Е.П. в порядке наследования.
Суд считает требования Вершининой Е.П. о признании права собственности на земельный участок необоснованными.
Жилой дом, перешедший в порядке наследования к Вершининой Е.П. располагается на земельном участке <данные изъяты> кв.м, которому присвоен кадастровый номер <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из государственного кадастра недвижимости.
Согласно ст.1112 ГК РФ наследство составляют только вещи, иное имущество, которое на день смерти принадлежало наследодателю.
Выписка из похозяйственной книги о закреплении за хозяйством ФИО8 по <адрес> земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м не подтверждает права собственности на земельный участок, а является основанием для регистрации права собственности на занимаемый земельный участок. ФИО8 при жизни не реализовал право на приобретение участка в собственность и спорный земельный участок ему не принадлежал, поскольку права на недвижимое имущество возникают с момента государственной регистрации права.
В соответствии со ст.25.2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Вершинина Е.П. вправе зарегистрировать права собственности на земельный участок, на котором располагается жилой дом, перешедший к ней в порядке наследования.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд
решил
Признать право собственности Вершининой ЕП на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес> в порядке наследования.
В удовлетворении исковых требований Вершининой ЕП о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес> в порядке наследования отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме 28.08.2012 г.
Председательствующий