РЕШЕНИЕ г. Кемерово 25 мая 2011 года Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Глебов Д.В., с участием старшего помощника прокурора Кемеровского района Волковой А.Г., представителя Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Устьянцевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании протест прокурора Кемеровского района на определение № 1ПКР/09/10 государственного инспектора Кемеровской области по охране природы ФИО2 от 27.12.2010 г. о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КРФоАП в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис», установил: В декабре 2010 года в связи с поступившим обращением Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области о нарушениях ОАО «Тепловодоканал-Сервис» требований федерального законодательства при водопользовании прокуратурой Кемеровского района проведена проверка исполнения указанной организации требований природоохранного законодательства при эксплуатации канализационных систем с. Ягуново и п. Звездный Кемеровского муниципального района. В ходе проверки установлено, что указанное юридическое лицо в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды, водного законодательства надлежащим образом не оформило разрешения на сброс сточных вод в р. Прямая и р. Малая Мозжуха, мероприятия по охране окружающей среды от негативного воздействия сточных вод не проводило, расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 году не производился. Установив в действиях ОАО «Тепловодоканал-Сервис» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8. 41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прокуратура Кемеровского района вынесла постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. 27.12.2010 государственным инспектором Кемеровской области по охране природы ФИО2 вынесено определение № 1ПКР/09/10 о возвращении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное решение государственный инспектор мотивировала тем, что в постановлении отсутствуют сведения о месте, времени совершения административного правонарушения (периодов оказания негативного воздействия на окружающую среду и периодов невнесения платы в установленные сроки за оказываемое негативное воздействие на окружающую среду), а также сведения о надлежащем уведомлении законного представителя ОАО «Тепловодоканал-Сервис» о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. В протесте прокурор Кемеровского района указывает, что в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 21.12.2010 содержатся сведения о том, что в рамках проводимой проверки, в части соблюдения требований Закона при пользовании водными объектами на территории Кемеровской области, прокуратурой района ОАО «Тепловодоканал-Сервис» направлено требование о предоставлении документов, подтверждающих производство расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сброса сточных вод в р. Прямая, а также в форме сброса загрязняющих веществ в водные объекты п. Звездный за истекший период 2010 года, а также документов, подтверждающих ее уплату. Частью 2 ст. 28.4, ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения о дате и месте его составления, должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. Согласно ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности. При длящемся административном правонарушении срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В силу п. 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. В силу требований ч. 1 и ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяет свое действие на организации, виды деятельности которых связаны с природопользованием. Пунктом 9 указанного Порядка, п. 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду уплачивается природопользователями по итогам календарного квартала, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января. По состоянию на 21.12.2010, на момент вынесения прокуратурой района постановления о возбуждении в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности ни за один из трех прошедших отчетных периодов (20.04.2010, 20.07.2010, 20.10.2010) не истек, в связи с чем указание в постановлении на отсутствие расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении сбросов сточных вод в водные объекты, а также документов, подтверждающих ее уплату, за истекший период 2010 года, являются достаточным данными, указывающими на место, время и событие правонарушения. Согласно требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Законному представителю юридического лица должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В силу ч. 2 ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. В постановлении прокуратуры Кемеровского района от 21.12.2010 о возбуждении в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указано, что при вынесении данного постановления присутствовал представитель юридического лица – начальник юридического отдела ОАО «Тепловодоканал-Сервис» ФИО3, им даны объяснения, ему разъяснены права и обязанности, вручена копию постановления, что подтверждается подписями ФИО3 В судебном заседании старший помощник прокурора Кемеровского района Волкова А.Г. пояснила, что 20.12.2010 ею по телефону в прокуратуру района был приглашен законный представитель юридического лица - генеральный директор ОАО «Тепловодоканал-Сервис» ФИО5 для составления 21.12.2010 в отношении юридического лица постановлений по делам об административным правонарушениям, предусмотренных ч. 1 ст. 8.14 и ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также для дачи объяснений по факту выявленных нарушений природоохранного законодательства. Указанные обстоятельства подтверждаются представленной в судебное заседание телефонограммой. Из материалов дела об административном правонарушении установлено, что постановление о возбуждении в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» дела об административном правонарушении по ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в присутствии начальника юридического отдела ОАО «Тепловодоканал-Сервис» ФИО3 В материалах дела также имеется доверенность от 31.12.2009, которая выдана ФИО3 генеральным директором ОАО «Теловодоканал-Сервис» для представления интересов организации во всех коммерческих и некоммерческих организациях, государственных органах, органах прокуратуры, милиции и других учреждениях и организациях, а также для ведения дел во всех судебных учреждениях, в том числе и дел об административных правонарушениях. Принимая во внимание изложенное, вынесение прокуратурой Кемеровского района в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии начальника юридического отдела ОАО «Тепловодоканал-Сервис» ФИО3 не противоречит требованиям п. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, права юридического лица не нарушены, законные основания для отказа ему в праве на участие при вынесении постановления, предоставленном ч. 5 ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у прокуратуры Кемеровского района не имелось. Напротив, не допустив представителя по доверенности ФИО3, и направив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по почтовому адресу ОАО «Тепловодоканал-Сервис», прокуратура района нарушила бы право юридического лица на защиту при вынесении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, в том числе право представлять объяснения и замечания по содержанию постановления. На основании вышеизложенного, суд считает, что препятствия к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области отсутствовали, в связи с чем определение государственного инспектора Кемеровской области по охране природы ФИО2 № 1ПКР/09/10 подлежит отмене. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Принятое должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Тепловодоканл-Сервис» решение при наличии вышеперечисленных существенных нарушений требований административного законодательства Российской Федерации не позволило, по мнению суда, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поэтому суд полагает необходимым возвратить дело на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области решил: Протест прокурора Кемеровского района от 11.01.2011 удовлетворить. Определение государственного инспектора Кемеровской области по охране природы ФИО2 от 27.12.2010 № 1ПКР/09/10 о возвращении постановления о возбуждении в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» возвратить на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Судья подпись. Копия верна. Судья: Д.В. Глебов