Дело № 12-55\11 Р Е Ш Е Н И Е г. Кемерово 29 апреля 2011 года Судья Кемеровского районного суда Кемеровской области Макушенко М.Ф., с участием помощника прокурора Кемеровского района Торощина Д.В. представителя ОАО «Тепловодоканал-Сервис» Самойлова М.А. представителя Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Кокоулиной А.Н. рассмотрев в судебном заседании протест прокурора Кемеровского района на постановление № 2ПКР\09\10 государственного инспектора Кемеровской области по охране природы Кокоулиной А.Н. от 27.12.2010 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.14 ч.1 К РФ об АП в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис», установил: 21.12.2010 г. заместителем прокурора Кемеровского района Голошумовым А.С. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.14 ч.1 КРФобАП, в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис», по факту сброса сточных вод в р.Прямая с.Ягуново в отсутствие учета объема сброса сточных вод, их качества, отсутствие регулярных наблюдений (мониторинга) за водным объектом, мероприятий по охране окружающей среды от негативного воздействия сточных вод. Постановлением № 2ПКР\09\10 государственного инспектора Кемеровской области по охране природы Кокоулиной А.Н. от 27.12.2010 г. административное производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.14 ч.1 К РФ об АП, в отношении юридического лица ОАО «Тепловодоканал-Сервис» прекращено, в связи с невозможностью привлечения ОАО «Тепловодоканал-Сервис» к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, поскольку постановлением № 34ПКР\07\09-1 от 18.12.2009 г. данное юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 К РФ об АП. Прокурор Кемеровского района, не согласившись с постановлением № 2ПКР\09\10 государственного инспектора Кемеровской области по охране природы Кокоулиной А.Н. от 27.12.2010 г., обратился в суд с протестом, в котором просит постановление отменить как незаконное, вернуть дело на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассматривать, мотивируя тем, что после вынесения постановления № 34ПКР\07\09-1 от 18.12.2009 г. о привлечении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.8.14 ч.1 К РФ об АП, указанное юридическое лицо в период с 01.01.2010 г. по 16.12.2010 г. продолжало осуществлять сброс сточных вод в водный объект в отсутствие учета объема сброса сточных вод, их качества, отсутствие регулярных наблюдений (мониторинга) за водным объектом, мероприятий по охране окружающей среды от негативного воздействия сточных вод после привлечения его 18.12.2009 г. к административной ответственности по ч.1 ст.8.14 КРФобАП. Заслушав прокурора Кемеровского района, считавшего постановление не законным, представителя ОАО «Тепловодоканал-Сервис»,представителя Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области, проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, суд приходит к следующим выводам. Статья 8.14 ч.1 Кодекса РФ об АП предусматривает ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Согласно ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Статьей 39 ч.2 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водопользователи при использовании водных объектов обязаны: 1) не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; 2) содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; 3) информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах; 4) своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах; 5) вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; 6) выполнять иные предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами обязанности. Судом установлено, что ОАО «Тепловодоканал-Сервис» является водопользователем водного объекта р.Прямая с.Ягуново, используемого в целях сброса сточных вод посредством канализационного коллектора, принадлежащего организации на основании договора №1 аренды специализированного муниципального имущества от 30.03.2009 г. 18.12.2009 г. государственным инспектором Кемеровской области по охране природы, государственным инспектором Кемеровской области по контролю за использованием и охраной водных объектов Федоровым М.В. вынесено постановление № 34ПКР\07\09-1 о привлечении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 КРФобАП. Постановление от 18.12.2009 г. мотивировано тем, что в период с 30.03.2009 г. по 18.12.2009 г. ОАО «Тепловодоканал-Сервис», являясь предприятием-водопользователем, посредством канализационного коллектора осуществляющим сброс сточных вод в реку Прямая, не ведет в установленном порядке учет объемов сброшенных в реку Прямая сточных вод, не осуществляет регулярные наблюдения (мониторинг) за водным объектом (р.Прямая) и ее водоохраной зоной, не проводит санитарной очистки и обезвреживание в р.Прямая сточных вод. Предписанием №34ПКР\07\09 государственного инспектора Кемеровской области по охране природы, государственного инспектора Кемеровской области по контролю за использованием и охраной водных объектов Федорова М.В. от 18.12.2009 г. ОАО «Тепловодоканал-Сервис» установлена обязанность организовать учет объемов сброшенных в реку Прямая (Кемеровский район, п.Ягуново) сточных вод, организовать регулярное наблюдение (мониторинг) реки Прямая (Кемеровский район, п.Ягуново) и ее водоохраной зоны, организовать и в дальнейшем осуществлять санитарную очистку и обезвреживание сбрасываемых в реку Прямая (Кемеровский район, п.Ягуново) сточных вод в срок до 01.04.2010 года. Проведенной Департаментом природных ресурсов и экологии КО в период с 04.05.2010 г. по 01.06.2010 г. проверкой, установлено, что предписание не выполнено. Установленные проверкой факты нарушения законодательства не оспариваются представителем ОАО «Тепловодоканал-Сервис». 19.11.2010 г. в Прокуратуру Кемеровского района поступило сообщение зам. начальника Департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Высоцкого С.В. о том, что по истечении срока исполнения предписания №34ПКР\07\09 департаментом в период с 04.05.2010 г. по 01.06.2010 г. проведена проверка в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис», установлено, что предписание не выполнено, противоправные действия юридического лица не прекращены, отсутствуют документы, предоставляющие право пользования водными объектами на территории Кемеровской области. В связи с поступившим сообщением в декабре 2010 г. прокуратурой Кемеровского района была проведена проверка исполнения ОАО «Тепловодоканал-Сервис» требований законодательства о водопользовании при эксплуатации канализационной системы с.Ягуново Кемеровского района. В ходе проверки установлено, что указанное юридическое лицо в нарушение требований водного законодательства РФ надлежащим образом не оформило разрешения на сброс сточных вод в р.Прямая, мероприятия по охране окружающей среды от негативного воздействия сточных вод не проводятся, учет объемов сброшенных сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 году не производились. Прокуратура Кемеровского района, установив в действиях ОАО «Тепловодоканал-Сервис» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 К РФ об АП, вынесла в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» постановление о возбуждении дела об АП и направило его для рассмотрения в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. 27.12.2010 г. государственным инспектором Кемеровской области по охране природы Кокоулиной А.Н. вынесено Постановление № 2ПКР\09\10 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.14 ч.1 К РФ об АП, в отношении юридического лица ОАО «Тепловодоканал-Сервис». Данное решение государственный инспектор мотивировала тем, что поскольку постановлением № 34ПКР\07\09-1 от 18.12.2009 г. ОАО «Тепловодоканал-Сервис» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 К РФ об АП, поэтому данное юридическое лицо невозможно привлечь к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение. Кроме того, в постановлении указано, что учет объема сброса сточных вод, их качества, отсутствие регулярных наблюдений (мониторинга) за водным объектом на настоящий момент не ведется, обязанность по выполнению данных обязанностей возложена на водопользователя ст.39 Водного кодекса РФ, следовательно, правонарушение не окончено. В протесте прокурор указывает на то, что указанные должностным лицом в постановлении №2ПКР\09\10 от 27.12.2010 года основания прекращения производства по делу в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» являются незаконными, поскольку после привлечения ОАО «Тепловодоканал-Сервис» на основании постановления № 34ПКР\07\09-1 от 18.12.2009 г. к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст.8.14 ч.1 К РФ об АП, указанное юридическое лицо продолжило пользоваться в период с 01.01.2010 г. по 16.12.2010 г. водным объектом без надлежащим образом оформленного разрешения на сброс сточных вод в р.Прямая, без проведения мероприятий по охране окружающей среды от негативного воздействия сточных вод, учет объемов сброшенных сточных вод и расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2010 году не производились. Указанное правонарушение является длящимся. Согласно части 2 статьи 4.5 К РФ об АП при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 10.06.2010) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Принимая во внимание вышеизложенное, а именно то, что обязанность организовать учет объемов сброшенных в реку Прямая (Кемеровский район, п.Ягуново) сточных вод, организовать регулярное наблюдение (мониторинг) реки Прямая (Кемеровский район, п.Ягуново) и ее водоохраной зоны, организовать и в дальнейшем осуществлять санитарную очистку и обезвреживание сбрасываемых в реку Прямая (Кемеровский район, п.Ягуново) сточных вод на ОАО «Тепловодоканал-Сервис» возложена ст.39 Водного кодекса РФ и Предписанием №34ПКР\07\09 от 18.12.2009 г. и установлен срок для ее выполнения – 01.04.2010 г., которую ОАО «Тепловодоканал-Сервис» ни к указанному сроку, ни в период 2010 года не выполнило, продолжая использовать данный водный объект в указанных целях, в связи с чем есть основания полагать, что в действиях юридического лица ОАО «Тепловодоканал -Сервис», использующего в период с 01.01.2010 г. по 16.12.2010 г. водный объект - р. Прямая (Кемеровский район, п. Ягуново) в отсутствие учета объема сброса сточных вод, их качества, отсутствие регулярных наблюдений (мониторинга) за водным объектом, мероприятий по охране окружающей среды от негативного воздействия сточных вод, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 К РФ об АП. При вынесении постановления №2ПКР\09\10 от 27.12.2010 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении государственным инспектором Кемеровской области по охране природы Кокоулиной А.Н. не были учтены вышеизложенные обстоятельства, а также то, что постановлением государственного инспектора Кемеровской области по охране природы, государственного инспектора Кемеровской области по контролю за использованием и охраной водных объектов Федорова М.В. № 34ПКР\07\09-1 от 18.12.2009 г. ОАО «Тепловодоканал-Сервис» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 КРФобАП, в период с 30.03.2009 г. по 18.12.2009 г. 21.12.2010 г. заместителем прокурора Кемеровского района было принято решение о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.14 ч.1 КРФобАП, совершенного ОАО «Тепловодоканал-Сервис», в период с 01.01.2010 г. по 16.12.2010 г. Из постановления от 27.12.2010 г не усматривается о каком конкретно периоде времени идет речь в постановлении о прекращении производства по делу в отношении юридического лица. Сомнения в части периода привлечения к административной ответственности не устранены в соответствии с требованиями ст. 29.4 К РФ об АП. В то же время из постановления о возбуждении четко указан период 2010 г года, а не 2009 г Таким образом, выводы государственного инспектора Кемеровской области по охране природы Кокоулиной А.Н., изложенные в постановлении № 2ПКР\09\10 от 27.12.2010 г. о том, что ОАО «Тепловодоканал-Сервис» невозможно привлечь к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, поскольку постановлением № 34ПКР\07\09-1 от 18.12.2009 г. данное юридическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 К РФ об АП, суд считает необоснованными. В действиях ОАО «Тепловодоканал-Сервис» можно усмотреть повторное совершение однородного административного правонарушения, предусмотренного ст.8.14 ч.1 КРФобАП. Поэтому совершение повторно данным юридическим лицом указанного административного правонарушения можно рассмотреть как вновь совершенное. В соответствии с ч.1 ст.26.2 К РФ об АП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, установленным должностным лицом при рассмотрении дела обстоятельствам, послужившим основанием прекращения производства по делу в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис», что по мнению суда, является нарушением ч.1 ст.26.2 К РФ об АП. На основании вышеизложенного, суд считает, что постановление от 27.12.2010 г. вынесено с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных К РФ об АП, в связи с чем подлежит отмене. В соответствии с п.4 ч.1 ст.30.7 К РФ об АП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Рассмотрение должностным лицом дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» при наличии вышеперечисленных существенных нарушений требований административного законодательства РФ, не позволило, по мнению суда, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Поэтому суд полагает необходимым возвратить дело на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Руководствуясь ст.30.7. К РФ об АП, суд решил: Протест прокурора Кемеровского района удовлетворить. Постановление № 2ПКР\09\10 государственного инспектора Кемеровской области по охране природы Кокоулиной А.Н. от 27.12.2010 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.14 ч.1 К РФ об АП, в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» отменить. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.14 ч.1 К РФ об АП, в отношении ОАО «Тепловодоканал-Сервис» возвратить на новое рассмотрение в Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Судья: