РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Кедровский городской суд <адрес> в составе
судьи Бабьева А.В.,
при секретаре Диордий И.Н., Бондарь С.А.
с участием прокурора Супруненко Ю.Н., Маметова Т.К.
представителя ответчика – ЗАО «Восточная Инвестиционная Газовая Компания» юрисконсульта Гвоздева А.С.
представителя 3-го лица на стороне ответчика - Администрации <адрес> Шафутдиновой И.И., Янсон К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «Восточная Инвестиционная Газовая Компания» (далее ЗАО «ВИГК», о признании незаконным бездействия ЗАО «ВИГК» по разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов <адрес> и о понуждении к разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «ВИГК» о признании незаконным бездействия ЗАО «ВИГК» по разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов <адрес> и о понуждении к разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов <адрес>, ссылаясь на то, что деятельность <адрес> филиала (далее КФ), ЗАО «ВИГК» в сфере создания санитарно-защитной зоны эксплуатируемого полигона твёрдых бытовых отходов <адрес> с целью недопущения вредных выбросов в атмосферный воздух и почву не соответствует требованиям законодательства.
В обоснование исковых требований прокурор указывает, что ответчик незаконно устранился от исполнения обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов в <адрес>. Просит обязать ЗАО «ВИГК» разработать проект санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов в <адрес>, и представить указанный проект санитарно-защитной зоны в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> для выдачи на него санитарно-эпидемиологического заключения, получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов в <адрес>.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что в соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ № № (70) ЗАО «ВИГК» осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ
Из приложения к лицензии следует, что класс опасности размещаемых отходов для окружающей среды установлен от 1 до 5 включительно. КФ ЗАО «ВИГК» по акту приёма-передачи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ передан в аренду земельный участок для размещения бытовых отходов. Дополнительным соглашением, (п. 4), от ДД.ММ.ГГГГ к указанному договору, назначение земельного участка переименовано и указано, что участок выделяется «под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов».
Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении договора аренды земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов», заключенного ранее с КФ ЗАО «ВИГК» пунктом 3.2. на арендатора возложена обязанность по выполнению экологических требований и мер по охране земли. Во исполнение п. 8.4 указанного договора, в связи с отсутствием заявлений одной из сторон о его расторжении, он действует на тех же условиях по настоящее время.
Кедровский филиал ЗАО «ВИГК» не имеет проекта санитарно-защитной зоны на санкционированный объект размещения твёрдых бытовых отходов.
Отсутствие проекта санитарно-защитной зоны санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов в <адрес> является несоблюдением требований санитарно-эпидемиологического законодательства, т. к. негативно влияет на атмосферный воздух и почву территории вокруг данного объекта, что может повлечь возникновение инфекционных и других тяжёлых заболеваний среди неопределённого круга лиц – жителей муниципального образования и иных граждан в нём прибывающих.
Представитель ответчика – юрисконсульт КФ ЗАО «ВИГК» Гвоздев А.С. исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что разработка такого проекта не требуется, в связи с тем, что объект, куда доставляются твердые бытовые отходы, не является полигоном. По классу опасности отходов санкционированная свалка не представляет опасности для населения и прилежащей территории, достаточно удалена от населенного пункта в связи с чем необходимости в устройстве санитарно – защитной зоне нет.
Представитель третьего лица – Администрации <адрес> полагает, что оснований для наложения обязанности на ЗАО «ВИГК» по разработке проекта санитарно-защитной зоны нет.
Выслушав стороны, допросив свидетелей и исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с лицензией от ДД.ММ.ГГГГ № № ЗАО «ВИГК» осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов на территории <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ, из приложения к лицензии следует, что класс опасности размещаемых отходов для окружающей среды установлен от 1 до 5 включительно.
Согласно договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация муниципального образования <адрес> предоставила КФ ЗАО «ВИГК» земельный участок с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес> общей площадью 13905 кв. м., в целях размещения полигона бытовых отходов. Указанный земельный участок передан в аренду КФ ЗАО «ВИГК» по акту приёма-передачи от ДД.ММ.ГГГГ
Дополнительным соглашением (п. 4), от ДД.ММ.ГГГГ к данному договору изменено наименование назначения земельного участка, указано: «под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов».
Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О продлении договора аренды земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов, заключенного ранее с КФ ЗАО «ВИГК» пунктом 3.2. на арендатора возложена обязанность по выполнению экологических требований и мер по охране земли. В связи с отсутствием заявлений сторон о его расторжении, указанный договор действует на тех же условиях до настоящего времени.
В соответствии с ч. ч. 2 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации» (далее Закон № 52-ФЗ), при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения должны устанавливаться их санитарно-защитные зоны.
Согласно ст. ст. 20, 21 предусматривающих принцип безопасности и безвредности для человека в местах его пребывания атмосферного воздуха и почв, и ч. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На основании ч. 3 ст. 20 указанного Закона нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Пунктом 1.2. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Санитарные правила), установлены требования, которые распространяются на эксплуатацию действующих объектов коммунального назначения, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Проектирование санитарно-защитных зон, согласно п. 3.1. Санитарных правил, осуществляется на всех этапах, в том числе при эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенных в Санитарных правилах.
Согласно справке территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> полигон для размещения твёрдых бытовых отходов относится к 1 классу опасности с размером санитарно-защитной зоны 1000 метров.
Допрошенная в качестве свидетеля в судебном заседании <адрес> районного суда Главный санитарный врач Е пояснила, что объект, предназначенный для размещения твердых бытовых отходов, используемый КФ ЗАО «ВИГК» в <адрес> является санкционированной свалкой и относится к первому классу опасности.
Для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: - промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м (параграф 7 Санитарных правил), к которым относятся усовершенствованные свалки твёрдых бытовых отходов (ДД.ММ.ГГГГ Санитарных правил).
В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 названного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу положений п. 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.
В судебном заседании установлено, что КФ ЗАО «ВИГК» занимается деятельностью по сбору и размещению ТБО на санкционированной свалке, организованной им в соответствии с договором аренды земельного участка и является действующим предприятием, в связи с чем на нем лежит обязанность разработки санитарно – защитной зоны.
Разрешая вопрос об удовлетворении требования ответчиком положительного санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твёрдых бытовых отходов в <адрес>, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отделения данного требования от требования о разработке проекта санитарно – защитной зоны, поскольку проект санитарно – защитной зоны является завершенным лишь после получения положительного санитарно-эпидемиологическое заключения. На этом основании указанное требование удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ЗАО «ВИГК» о признании незаконным бездействия ЗАО «ВИГК» по разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов <адрес> и о понуждении к разработке проекта санитарно-защитной зоны полигона (свалки) твердых бытовых отходов <адрес>, удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону бездействие ЗАО «ВИГК» в части неисполнения обязанности по разработке проекта санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов в <адрес>.
Обязать Закрытое акционерное общество «Восточная Инвестиционная Газовая Компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проект санитарно-защитной зоны арендуемого земельного участка под размещение санкционированного объекта размещения твердых бытовых отходов в <адрес> и представить указанный проект санитарно – защитной зоны арендуемого земельного участка в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> для выдачи на него санитарно – эпидемиологического заключения.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Кедровский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированной части решения.
Судья