гражданское дело № 2-2409/2010



Дело №2-2409 24 мая 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Жукова А.II. при секретаре Попове И.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красин Л.В. и Савенковой Е.М. об оспаривании действий Территориального пункта №ХХХ Отдела Управления Федеральной миграционной службы РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Центральном районе Санкт-Петербурга

УСТАНОВИЛ:

Красин (добрачная фамилия Савенкова) Л.В. Д.М.Г. года рождения и Савенкова Е.М. Д.М.Г. года рождения, являющиеся ........, с 19.05.1982 года постоянно зарегистрированы в принадлежащей им на праве общей долевой собственности в отдельной квартире по адресу Санкт-Петербург, ул. <адрес>.

28.01.2010г. заявители собственноручно подписали на ........ заявителей в органах Федеральной миграционной службы РФ, сдал заявления Красин Л.В. и Савенковой Е.М. о снятии их с регистрационного учета в Отдел вселения и регистрационного учета граждан ГУ «Жилищное агентство Центрального района СПб», которые в дальнейшем были переданы в Территориальный пункт № ХХХ Санкт-Петербурга.

22.04.2010г. сданные заявления были возвращены заявителям с отказом начальника Территориального пункта № ХХХ УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Центральном районе Санкт-Петербурга Шевченко В.Г. в снятии с регистрационного учета по адресу <адрес>

Считая отказ в снятии с регистрационного учета незаконным, 14.05.2010г. заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании действий Территориального пункта №ХХХ Отдела Управления Федеральной миграционной службы РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Центральном районе Санкт-Петербурга, ссылаясь на нарушение ТП № ХХХ свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 г., пункта 31 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 717 от 17.07.1995г.; начальник ТП № ХХХ ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Центральном районе Санкт-Петербурга не имела права отказать им в снятии с регистрационного учета со ссылкой на неопубликованный в официальном порядке нормативный акт; отказ в снятии с регистрационного учета препятствует им оформить действующие заграничные паспорта граждан ........ и встать там на постоянный ........ учет. Наличие постоянной регистрации по ........ препятствует им это сделать. На временный ........ учет в ........ они также встать не могут, т.к. срок действия их заграничных паспортов граждан ........ в настоящее время истек, а их паспорта ........ образца Д.М.Г., в настоящее время больше не свидетельствуют о принадлежности к ......... Только при снятии нас с регистрационного учета на территории РФ и предоставлении нами об этом соответствующих документов, ........ сможет выдать им заграничные паспорта граждан РФ и поставить их на постоянный ........ учет как граждан ........

Представитель ТП № ХХХ надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав представителя заявителей Григорьева Д.К., проверив материалы дела, приходит к следующему: в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Савенкова Л.В. и Савенкова Е.М. согласно справке о регистрации от 19.02.2010г., выданной отделом вселения и регистрационного учета граждан ГУ ««Жилищное агентство Центрального района Санкт-Петербурга» с 19.05.1982 года постоянно зарегистрированы в <адрес>

В справке содержится информация о том, что «в отношении Савенковой Л.В. паспорт ........

Д.М.Г.

Таким образом, Савенкова Л.В.

В качестве обоснования отказа в снятии заявителей с регистрационного учета ТП №ХХХ

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации» (пункт 10 Правил) установлено, что государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Там же указывается, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граждан подлежат официальному опубликованию в установленном порядке.

Пункт 19 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрации определяет, что при нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.

Таким образом, ТП № ХХХ

Согласно п.1. ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Свободный выбор места жительства одно из важнейших конституционных прав человека (ст. 27 Конституции РФ).

В силу положений Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства носит не разрешительный, а уведомительный характер.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ от 02.02.1998г. № 4-П уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.

В п.2 указанного Постановления Конституционный суд указал, что регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Заявителями были представлены в Территориальный пункт № ХХХ ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Центральном районе Санкт-Петербурга данные о том, что по месту регистрации они не проживают, но орган регистрационного учета не принял их во внимание и тем самым отказался удостоверить акт свободного волеизъявления граждан о выборе ими места жительства.

Изложенная в отказе позиция ТП № ХХХ ОУФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Центральном районе Санкт-Петербурга о том, что заявителям необходимо подать документы о снятии заявителей с регистрационного учета в консульское учреждение РФ, которое направляет данные материалы в Федеральную миграционную службу через Консульский департамент МИД РФ для решения вопроса снятия гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства в РФ основана не на законе, а на неопубликованном письме Департамента консульской службы МИД РФ от 08.09.1998г.

Кроме того, как указал Верховный суд РФ в своем решении от 16.07.1998г., в соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится, в частности, при изменении места жительства, не исключая этой необходимости и при выезде на жительство за пределы Российской Федерации. Во исполнение данного закона Правительством РФ было принято Постановление № 717 от 17.07.1995г. «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Пункт 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 717 от 17.07.1995г. определяет, что снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании заявления гражданина о снятии его с регистрационного учета по месту жительства.

Такие заявления о снятии заявителей с регистрационного учета были ими представлены в орган регистрационного учета, однако в удовлетворении заявлений было отказано без законных оснований, что привело к нарушению законных прав и интересов заявителей.

В силу изложенного предъявленное в суд заявление заявителей является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Красин Л.В.

Обязать Территориальный пункт № ХХХ Д.М.Г.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.

Судья: