Дело № 2- 667\09 19 января 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Воробьевой И.А.
при секретаре Попове И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бунина М.А. к Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству и ОАО «Западный скоростной диаметр» о возмещении ущерба,
у с т а н о в и л:
Бунин М.А.. обратился в суд с иском к Комитету по благоустройству и дорожному хозяйству (далее – КБДХ) и ОАО «Западный скоростной диаметр» (далее – ОАО «ЗСД») о возмещении ущерба, причиненного сносом принадлежащего ему гаража № ХХХ, расположенного на территории коллективной автомобильной стоянки по адресу: <адрес>, просит взыскать в счет возмещения ущерба ......... рубля, указывая, что принадлежащий ему гараж без решения суда был снесен, в связи с чем был причинен ущерб.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили. Ранее по аналогичным делам полагали возможным взыскать сумму ущерба, исчисленную в соответствии с Методическими рекомендациями по определению действительной стоимости индивидуального гаражного бокса.
Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Согласно ст.1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
1 августа 2005 года Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о строительстве западного скоростного диаметра. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 августа 2005 года № 1141 «О строительстве западного скоростного диаметра» государственным заказчиком по строительству Западного скоростного диаметра определен Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству с передачей части функций заказчика по строительству Западного скоростного диаметра ОАО «Западный скоростной диаметр» (пункты 1, 2.2.) Пунктом 4 указанного постановления Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга было предписано в установленном порядке прекратить договорные отношения по краткосрочным договорам аренды земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах строительства объекта.
Согласно пункта 2.2 указанного постановления 29 августа 2005 года Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству от имени города федерального значения Санкт-Петербурга и для государственных нужд Санкт-Петербурга с ОАО «Западный скоростной диаметр» был заключен договор № Д-189/КС на передачу части функций заказчика по строительству южного участка Западного скоростного диаметра от транспортной развязки на пересечении с кольцевой автомобильной дорогой вокруг Санкт-Петербурга (нежилая зона .........) до транспортной развязки на ..........
В соответствии с пунктом 3.1.5 раздела 3 договора «Обязательства сторон» Комитет принял на себя обязательство оказывать содействие Обществу в решении спорных вопросов, возникающих при изъятии земельных участков и решении имущественных вопросов с третьими лицами при подготовке территории под строительство объекта.
Согласно п.3.2.4 того же раздела договора в соответствии со ст.ст. 15, 279, 280, 281, 1064 ГК РФ, ст. 49, 55, 57, 58, 63 Земельного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003года № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцев и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» в установленном порядке и за счет средств, предусмотренных в сводном сметном расчете на строительства объекта ОАО «Западный скоростной диаметр» приняло на себя обязательства: выполнять юридически значимые действия по решению с собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков имущественно-правовых вопросов, касающихся возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков для государственных нужд в связи со строительством объекта (в том числе подготавливать проект правового акта об изъятии земельного участка, обеспечивать его согласование и внесение на рассмотрение в соответствующие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга; обеспечивать проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, другого имущества, подлежащего изъятию, получений экспертных заключений в ГУИОН на отчеты об оценке стоимости недвижимости и экспертных заключений независимой аудиторской компании на отчет об оценке упущенной выгоды; в случае необходимости обращаться в суд для решения вопросов по освобождению территории строительства объекта в судебном порядке; подготавливать необходимые документы для осуществления выплат денежных средств в части возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков за изымаемое недвижимое и другое имущество; подготавливать и заключать от имени Комитета соглашения с владельцами гаражей-боксов, находящихся в границах строительства объекта о компенсационных выплатах в соответствии с утвержденной проектной документацией, отчетом об определении специальной стоимости гаражей-боксов и экспертным заключением ГУ «ГУИОН» на указанный отчет.
Согласно договора №КС-75 от 9 февраля 2006 года между Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству (как главного распорядителя средств бюджета и государственного заказчика), ОАО «Западный скоростной диаметр» (как заказчик) и ОАО «Мостостроительный отряд №19» (как подрядчик), подрядчик обязался, в частности, выполнить работы по строительству объекта (южного участка Западного скоростного диаметра от транспортной развязки на пересечении с кольцевой автомобильной дорогой вокруг Санкт-Петербурга (нежилая зона «.........» до транспортной развязки на .......... Первая очередь строительства участка»). 15 февраля 2006 года ОАО «Мостостроительный отряд №19» (как генподрядчик) заключил договор субподряда №34/С-06 с ООО «Цадс СПб «Фирма Резерв», в соответствии с которым субподрядчик принял на себя обязательства выполнить комплекс работ по сносу зданий и сооружений при строительстве указанного выше объекта. Гараж принадлежащий истцу был снесен ООО «Цадс СПб «Фирма Резерв» на основании графика сноса гаражей, утвержденного ответчиками.
Из объяснений представителя истца усматривается, что истец приобрел указанный гараж. Право собственности истца до настоящего времени в установленному порядке не оспаривалось.
Факт уничтожения гаража, принадлежащего истцу, установлен, не оспаривается ответчиками. Надлежащим ответчиком по делу должен являться КБДХ как заказчик строительства. ОАО «ЗСД» надлежащим ответчиком быть не может в силу имеющихся договорных обязательств с КБДХ.
Согласно ст.14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Суд считает, что снос гаража принадлежащего истцу без судебного решения носит виновный характер.
Суд полагает возможным взыскать причиненный истцу ущерб с Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, который является государственным заказчиком при проектировании и строительстве для государственных нужд, а также по защите интересов Санкт-Петербурга как собственника земельных участков, предоставляемых под строительство, согласно Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года №222 «О Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству» и главным распорядителем бюджетных средств по строительству Западного скоростного диаметра, ОАО «ЗСД» заказчиком строительства, которому КБДХ по договору передал часть функций государственного заказчика, фактический снос гаражей производился в интересах собственника земельного участка – Санкт-Петербурга, в порядке реализации государственных функций, возложенных на КБДХ.
В определении размера ущерба суд полагает возможным исходить из Методических рекомендаций по определению действительной стоимости индивидуального гаражного бокса (заключение ГУ «ГУИОН» № 28-1-1189\2008 от 21октября 2008 года).
У суда нет оснований не доверять указанному заключению ГУ «ГУИОН», поэтому при определении размера ущерба суд считает возможным руководствоваться указанным экспертным заключением, а не представленным истцом отчетом об оценке специальной стоимости гаража, поскольку расчет был осуществлен с привязкой к земельному участку, правом собственности на который истец не обладал и учитывалось местоположение гаража.
Согласно указанным методическим рекомендациям стоимость гаража кирпичного, крайнего при двухрядном исполнении, <дата> постройки составляет ......... рубля ......... копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству в пользу Бунина М.А. ......... рубля ......... копеек.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья