гражданское дело № 2-651/2012



Дело №2-651/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Санкт-Петербург 16 марта 2012 года

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи        Куприковой А.С.

при секретаре     Семеновой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоселова Н.В. к ГУ МЧС России по Санкт–Петербургу и Северо-Западному филиалу ФКУ «Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» о признании решения незаконным, обязании восстановления в очереди на получение жилого помещения,

установил:

Новоселов Н.В. обратился в суд с требованием о признании решения Жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу незаконным и обязании восстановить его и членов его семьи в очереди в качестве нуждающихся в получении жилого помещения в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу, указывая на то, что проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности ............. Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу. Истец и члены его семьи были поставлены на учет, в качестве нуждающихся в предоставлении жилой площади, согласно решению Жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петерберг от <дата>, однако на основании решения жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от <дата> были сняты с учета нуждающихся в получении жилой площади по причине неправомерности постановки на учет после <дата>. Не согласившись с данным решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, считая его незаконным, противоречащим положениям ст.56 ЖК РФ, просит признать его незаконным и обязать восстановить его в очереди на получение жилья.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу привлечен Северо-Западный филиал ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Маслова С.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения искового заявления, полагая внесенное решение законным и обоснованным.

Северо-Западный филиал ФКУ «Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» своего представителя в судебное заседание не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истец Новоселов Н.В. с <дата> проходит службу в Государственной противопожарной службе МЧС России в должности ............. Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, не является военнослужащим.

Согласно справке, выданной жилищным отделом Администрации ............. района Санкт-Петербурга, Новоселов В.Н. – отец истца с семьей, состоящей из 4 человек, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма с <дата>.

В соответствии с договором найма служебного жилого помещения от <дата>, ГУ «17 отряд федеральной противопожарной службы по городу Санкт-Петербургу» Новоселову Н.В. и членам его семьи передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности, площадью ............. кв.м, расположенное в здании <адрес> для временного проживания, в связи с прохождением службы в Государственной противопожарной службе МЧС России по Санкт-Петербург.

По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт–Петербургу и Ленинградской области сведения о наличии зарегистрированного права на объекты недвижимого имущества у истца отсутствуют.

В соответствии с представленной справкой о регистрации истец Новоселов Н.В. постоянно зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>

Решением жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу от <дата> ............. Новоселов Н.В. с семьей ............. поставлен на учет по улучшению жилищных условий через ГУ МЧС России по Санкт-Петербругу.

На основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от <дата> Новоселов Н.В. был снят с учета в качестве нуждающихся в получении жилой площади в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петебургу с учетом акта проверки учета военнослужащих, сотрудников ФПС и спасателей, нуждающихся в получении жилых помещений, распределения и учета жилого фонда в Северо-Западном региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от <дата> Центральным Аппаратом МЧС, и в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ст.6 ФЗ-189 от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ) ст.49, ст.51, ст.57 ЖК РФ, в связи с тем, что он и члены его семьи были поставлены на учет в нарушение положений действующего законодательства, то есть после 01 марта 2005 года, в связи с вступлением в силу Жилищного кодекса РФ, а также в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ, отменившим ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на жилище.

Исходя из ст.40 ч.3 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст.56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

К основаниям для исключения истцов из списка очередников, нуждающихся в получении жилья согласно решению жилищной комиссии от <дата>. отнесены рекомендации о пересмотре права нахождения в указанной очереди, изложенные в акте проверки от <дата>, утвержденном Главным военным экспертом МЧС России <дата>, и положений ст.ст.49, 51, 57 ЖК РФ, а также ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

Вместе с тем, ст.56 ЖК РФ не предусматривает названные основания в качестве оснований для снятие учета нуждающихся в обсечении жилыми помещениями, и перечень, изложенный в данной статье является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно положениям ч.3 ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Согласно п.2 ст.6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. Суд в данном случае, считает, что снятие истца с учета в качестве нуждающкгося в жилых помещениях без предоставления благоустроенного жилого помещения либо решения жилищной проблемы иным способом, принимая во внимание, что Новоселов Н.В. и члены его семьи были поставлены на учет в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу, как нуждающиеся в получении жилой площади, ставит его в неравное положение с другими сотрудниками, которые поставлены на учет нуждающихся в получении жилой площади до 01 марта 2005 года.

Таким образом, суд, учитывая, что истец и члены его семьи были сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях в отсутствие оснований, предусмотренных ст.56 Жилищного кодекса РФ и Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», согласно которым военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае: а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная службы; б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий; в) снятие с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства; г) решения жилищной проблемы; д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 настоящих Правил; е) выявление в предоставленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений, полагает необходимым признать решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербргу незаконным и отменить его.

Исходя из приказа Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №398 от 25 июля 2011 года, в целях организации в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мероприятий по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований, с 01 октября 2011 года на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.

Кроме того, из указанного приказа видно, что до 01 декабря 2011 года делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях должно было быть передано Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.

Из представленного Устава федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17 октября 2011 года №598, усматривается, что данное учреждение создано, в том числе, в целях осуществления жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России; осуществляет также постановку на учет и ведение учета в системе МЧС России указанной категории лиц, обеспечение распределения жилых помещений между ними, ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей; ведение учета в системе МЧС военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями; ведение учета жилищного фонда МЧС России; рассмотрение обращений работников МЧС России по вопросам жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Уставу ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в своем составе имеет филиалы, в том числе Северо-Западный филиал.

В соответствии с Приказом Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу №491 от 26 октября 2011 года в связи с возложением функций уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отменен приказ ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 12 июля 2011 года №308 «Об организации жилищной комиссии», а также начальникам Управлений, самостоятельных отделов ГУ и подчиненных подразделений федеральной противопожарной службы приказано довести до личного состава информацию о создании Северо-Западного филиала ФГУ «Госэкспертиза в области ГО ЧС и пожарной безопасности» МЧС России.

При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием необходимых полномочий как у ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, так и у соответствующей жилищной комиссии, правовые основания деятельности которой утратили силу, суд полагает, что Северо-Западному филиалу ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», положение о котором утверждено приказом ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 18 ноября 2011 года, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года 1536-р «О создании федеральных казенных учреждений» и новым Уставом федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденным приказом МЧС России от 17 октября 2011 года №598, в качестве мер по восстановлению нарушенных прав истца, необходимо решить вопрос о восстановлении его в очереди нуждающихся в обеспечении жилым помещением с даты снятия, то есть с 19 августа 2010 года.

В соответствии со ст.206 ГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком – Северо-Западным филиалом федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» обязанности по восстановлению истцов в очереди нуждающихся в получении жилых помещений в один месяц с вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ

р е ш и л:

Признать решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт–Петербургу от <дата> о снятии Новоселова Н.В. с учета нуждающихся в получении жилой площади в Главном управлении МЧС России по Санкт-Петербургу незаконным.

Обязать Северо-Западный филиал федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу восстановить Новоселова Н.В. с семьей в составе трех человек в очереди нуждающихся в получении жилой площади.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья