Дело №2-587/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 30 марта 2012 года
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Куприковой А.С.
при секретаре Семеновой Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоренко А.А. к ГУ МЧС России по Санкт–Петербургу и Северо-Западному филиалу ФКУ «Госэкспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» о признании права состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений, о признании решения незаконным, обязании повторного рассмотрения вопроса о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений,
установил:
Сидоренко А.А. обратился в суд к ГУ МЧС России по Санкти-Петербургу с требованием о признании права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от <дата>, в части отказа в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений по последнему месту прохождения службы, а также об обязании ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу поставить истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений по последнему месту прохождения службы, указывая при этом на то, что распоряжением Главы Администрации .............. района Санкт-Петербурга от <дата> №ХХХ его семья была признана нуждающейся в получении жилых помещений и постановлена на соответствующий учет, решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от <дата> он также был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки очередников на обсечение жильем по последнему месту службы с <дата> .
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу привлечен Северо-Западный филиал ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданкой обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
При рассмотрении дела представитель истец представил уточненное исковое заявление, просил признать за истцом право состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений по последнему месту службы, признать решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от <дата> в отношении него незаконным и отменить, обязать Северо-Западный филиал ФГУ «Госэкспертиза в области ГО ЧС и пожарной безопасности» МЧС России повторно рассмотреть вопрос о постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений по последнему месту прохождения службы.
Представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу Маслова С.В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения искового заявления, полагая внесенное решение законным и обоснованным.
Северо-Западный филиал ФКУ «Управление Госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» своего представителя в судебное заседание не направил, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец Сидоренко А.А. с <дата> работает в ГУ «..............» и занимает должность ..............
Согласно справке, выданной жилищным отделом Администрации .............. района Санкт-Петербурга, Сидоренко А.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по договору социального найма с <дата>, согласно распоряжению №ХХХ
В соответствии со справкой о регистрации Сидоренко А.А. постоянно зарегистрирован по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> Исходя из представленных материалов дела данное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО.
.
По данным Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт–Петербургу и Ленинградской области сведения о наличии зарегистрированного права на объекты недвижимого имущества у истца отсутствуют.
На основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от <дата> .............. Сидоренко А.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу на основании ст.54 п.1 п.п.2 Жилищного кодекса РФ.
Статья 40 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на жилище.
Исходя из ст.40 ч.3 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Основания для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены ст.54 ЖК РФ. Решение об отказе может быть принято только в случаях, перечисленных в п.п.1 - 3 ч.1 ст.54 ЖК РФ.
Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, содержащийся в комментируемой статье, является исчерпывающим.
Согласно положениям ч.3 ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии с Положением о деятельности жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по Санкт-Петербургу, утвержденных Приказом начальника Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу от 26 мая 2009 года №225, жилищная комиссия создана в целях всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий, рассмотрения писем, жалоб и заявлений, касающихся жилищного обеспечении военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы, государственных служащих Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу и подразделений подчиненных Главному управлению, в компетенцию которой, в том числе, входят: организация учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы, государственных служащих Главного управления и подразделений Главного управления; распределение жилой площади в установленном законом порядке; рассмотрение писем, жалоб и обращений военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы, государственных служащих Главного управления и подчиненных подразделений по жилищным вопросам.
Согласно данному положению жилищная комиссия ведет учет нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы, государственных служащих и пенсионеров Главного управления и подразделений, непосредственно подчиненных Главному управлению, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются военнослужащие, личный состав Главного управления и подразделений, подчиненных Главному управлению, вставших на учет нуждающихся в органах местного самоуправления до 01 марта 2005 года.
Исходя из п.2.5 названного Положения, комиссия на своем заседании рассматривает заявительные документы, вносит предложения о принятии военнослужащих, сотрудников ФПС, государственных служащих на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или об отказе им в принятии на учет.
Исходя из приказа Министерства Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №398 от 25 июля 2011 года, в целях организации в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий мероприятий по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований, с 01 октября 2011 года на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий возложены функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований.
Кроме того, из указанного приказа видно, что до 01 декабря 2011 года делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях должно было быть передано Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.
Из Устава федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 17 октября 2011 года №598, усматривается, что данное учреждение создано, в том числе, в целях осуществления жилищного обеспечения военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований МЧС России; осуществляет также постановку на учет и ведение учета в системе МЧС России указанной категории лиц, обеспечение распределения жилых помещений между ними, ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей; ведение учета в системе МЧС военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями; ведение учета жилищного фонда МЧС России; рассмотрение обращений работников МЧС России по вопросам жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Уставу ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» в своем составе имеет филиалы, в том числе Северо-Западный филиал.
В соответствии с Приказом Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу №491 от 26 октября 2011 года в связи с возложением функций уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отменен приказ ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу от 12 июля 2011 года №308 «Об организации жилищной комиссии», а также начальникам Управлений, самостоятельных отделов ГУ и подчиненных подразделений федеральной противопожарной службы приказано довести до личного состава информацию о создании Северо-Западного филиала ФГУ «Госэкспертиза в области ГО ЧС и пожарной безопасности» МЧС России.
Таким образом, суд не может согласиться с позицией ответчика, согласно которой в соответствии со ст.54 п.1 п.п.2 ЖК РФ представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как сотрудники федеральной противопожарной службы не подлежат принятию на учет в Главном управлении противопожарной службы после 01 марта 2005 года в соответствии с ФЗ-122 от 22 августа 2004 года, отменившим ч.2 ст.8 ФЗ №69 от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности».
Согласно ст.8 ч.2 названного закона, действующей до момента внесения изменений 22 августа 2004 года, личному составу Государственной противопожарной службы жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам предоставляется в первоочередном порядке территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы. Органы местного самоуправления и указанные предприятия на льготных условиях могут продавать жилье личному составу Государственной противопожарной службы.
Из анализа приведенных норм усматривается, что постановка на учет и ведение учета нуждающихся в улучшении жилищных условий производилась, как до внесения изменения в ст.8 ФЗ №69 от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», так и после указанных изменений.
В соответствии со ст.54 п.1. п.п.2 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных этим Кодексом случаев.
Согласно части 2 данной статьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Кодекса категории граждан (малоимущие либо относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Часть 4 ст.52 ЖК РФ предусматривает, что с заявлением о принятии на учет должны быть предоставлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при этом в указанной норме не содержится указания о том, какие именно документы должны прилагаться к заявлению о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлен ст.51 ЖК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. №1054 утверждены Правила о порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Данными Правилами установлен единый порядок постановки на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы (далее соответственно именуются - военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы), и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Согласно Правилам (пункты 12, 13, 16), ведение учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Согласно названным правилам, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Кроме того, в приложении №3 к Приказу начальника Главного управления «Об организации деятельности жилищной комиссии» приведен перечень документов, предоставляемых сотрудниками, военнослужащими, гражданскими служащими для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилой площади).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что жилищной комиссией при ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, фактически не рассматривался вопрос о наличии либо отсутствии оснований признания Сидоренко А.А. нуждающимся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, анализа представленных документов с подробной мотивацией принятого решения не проведено, в связи с чем, исследование обстоятельств, послуживших основанием к отказу истцу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не представляется возможным, поэтому суд полагает необходимым признать данное решение незаконным, необоснованным и отменить его.
При этом, в связи с отсутствием необходимых полномочий как у ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, так и у соответствующей жилищной комиссии, правовые основания деятельности которой утратили силу, суд полагает, что Северо-Западному филиалу ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России», положение о котором утверждено приказом ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 18 ноября 2011 года, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2011 года 1536-р «О создании федеральных казенных учреждений» и новым Уставом федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденным приказом МЧС России от 17 октября 2011 года №598, в качестве мер по восстановлению нарушенных прав истца, надлежит решить вопрос о наличии, либо отсутствии оснований для постановки Сидоренко А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с учетом предоставленных истцом документов.
В соответствии со ст.206 ГК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом принципа разумности, суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком – Северо-Западным филиалом федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» обязанности по разрешению вопроса о принятии либо отказе в принятии Сидоренко А.А. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в один месяц с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку такой срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Вместе с тем, суд, при наличии требования истца об обязании ответчика рассмотреть вопрос о постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений и нерассмотрения жилищной комиссией данного вопроса по существу, полагает невозможным разрешение вопроса о признании права истца состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений, как предрешающего выводы Северо-Западного филиала ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Признать решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Санкт–Петербургу от <дата> об отказе .............. Сидоренко А.А. в принятии на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу незаконным.
Обязать Северо-Западный филиал ФГКУ «Госэкспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» рассмотреть вопрос о постановке на учет Сидоренко А.А. в качестве нуждающегося в получении жилых помещений по последнему месту прохождения службы в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья