Дело № 2-1109\12 19 апреля 2012 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи – Кузовкиной Т.В.
при секретаре – Поляниной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Особливец Г.М. к ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу,
УСТАНОВИЛ:
Особливец Г.М. проживает в квартире <адрес> в Санкт-Петербурге и является плательщиком платы за жилое помещение и коммунальные платежи. Управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района». В <дата> в счет на оплату коммунальных услуг был включен платеж в сумме ........... руб. за отопление на основании годового перерасчета при отсутствии общедомовых приборов учета. Указанная сумма не была оплачена Особливец Г.М., что повлекло начисление пени.
Особливец Г.М. обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, просила признать противоправными действия ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» по корректировке платы за отопление, отраженной в квитанции за <дата>, выписанной на ее имя по ее лицевому счету, обязать ответчика прекратить учет суммы перерасчета за отопление по ее лицевому счету в размере ........... руб........... коп. и запретить ответчику совершать действия по начислению пени на указанную сумму перерасчета за отопление. В обоснование своих требований истица указала, что проживает в доме, не оборудованном общедомовым прибором учета по теплу и горячей воде, в связи с чем, начисление дополнительной платы за отопление противоречит действующему законодательству, предусматривающему расчет платы по нормативам потребления и действующим тарифам без применения корректировки размера платы, поскольку в настоящее время не установлен порядок определения одного из элементов, необходимых для расчета ежегодной корректировки размера оплаты отопления.
Истица в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить требования в полном объеме.
Представитель ответчика судебном заседании возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что перерасчет платы за отопление сделан обоснованно с учетом объемов фактически предоставленной услуги по отоплению, к тому же у истицы не имелось оснований не уплачивать начисленные ей платежи, в связи с чем, начисление пени правомерно.
Представитель третьего лица в суд не явился, извещен, возражений не представил, суд считает, что его неявка не препятствует рассмотрению спора.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" является управляющей организацией и, соответственно, в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 13 данных Правил основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг N 307 утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 также предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Нормой, содержащейся в абзаце втором пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг N 307, предусмотрено, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
В ходе рассмотрения дела ответчиком не оспаривалось, что была произведена корректировка размера оплаты за потребленную тепловую энергию в доме, где проживает истица и отсутствует общедомовой прибор учета. Из объяснений ответчика следует, что возможность корректировки за отопление основана на договоре заключенном с ресурсоснабжающей организацией.
Вместе с тем, согласованная сторонами данного договора возможность корректировки платы за потребленную тепловую энергию противоречит положениям ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям Правил N 307, которыми установлено, что при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами N 306.
Довод ответчика о соответствии произведенной корректировки положениям п. 19 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 "О предоставлении коммунальных услуг населению" которые указывают на возможность производства корректировки размера платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, чем ООО "Жилкомсервис N 2 Центрального района" на законных основаниях воспользовалось, суд не принимает во внимание, поскольку размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом, а именно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.В силу части 13 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.
Поскольку тарифы являются составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Вместе с тем, положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", предусматривают, что размер платы за коммунальные услуги устанавливается с учетом надбавок к тарифам, срок действия которых не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, установление нормативов потребления и тарифов находится в компетенции Комитета по тарифам Правительства Санкт-Петербурга в силу положений Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1346 от 13.09.2005 года "О Комитете по тарифам".
В установленном законом порядке изменение тарифов и нормативов не производилось.
Порядок определения конкретного размера платы граждан за коммунальные услуги установлен статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", согласно которой размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым по муниципальным образованиям на очередной финансовый год.
Предельные индексы согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ) - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года. Тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления, и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Федерального закона (пункт 1 статьи 13 (в ред. от 18.10.2007)). Период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (пункт 3 статьи 13).
Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).
Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в отсутствие общедомовых приборов учета, ресурсоснабжающая организация не может руководствоваться какой-либо методикой расчета, а обязана выставлять управляющей организации счета исходя из нормативов потребления и тарифов, установленных органами исполнительной власти субъектов.
Таким образом, суд считает неправомерными действия ответчика по начислению истице дополнительной платы за отопление в сумме 969,42 руб.
Исходя из положений ст.11 ЖК РФ, надлежащей защитой права истицы в данной ситуации суд считает обязание ответчика прекратить учет суммы перерасчета за отопление по лицевому счету истицы.
Установив факт неправомерности начисления ответчиком дополнительной платы за отопление, суд считает необоснованным начисление пени на данную сумму. Довод ответчика о том, что пени начислены правомерно, поскольку истице следовало оплатить начисленные платежи в полном объеме, после чего требовать перерасчета, суд воспринимает критически, в связи с тем, что данный довод не основан на законе и в действиях истицы не усматривается злоупотребления правом.
Таким образом, суд считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать противоправными действия ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» по корректировке платы за отопление, отраженной в квитанции за <адрес>, выписанной на имя Особливец Г.М. по лицевому счету № ХХХ
Обязать ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» прекратить учет суммы перерасчета за отопление по лицевому счету № ХХХ в размере ........... руб........... коп.
Запретить ООО «Жилкомсервис № 2 Центрального района» в отношении Особливец Г.М. совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в <дата>.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в городской суд Санкт-Петербурга.
Судья –