гражданское дело № 2-798/2012



Дело № 2- 798\12 03 апреля 2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи         Воробьевой И А.

при секретаре Давудовой М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зосина Л.П. к ОАО «Западный скоростной диаметр», Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Правительства Санкт-Петербурга о взыскании суммы,

у с т а н о в и л:

Зосин Л.П. обратился в суд с иском к Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Правительства Санкт-Петербурга о взыскании суммы и ОАО «Западный скоростной диаметр» (далее – ОАО «ЗСД») о возмещении ущерба, причиненного сносом принадлежащего ему гаража № ХХХ, расположенного на <адрес> Просил взыскать в счет возмещения ущерба - ............ рубля, судебные расходы, указывая, что принадлежащий ему гараж без решения суда был снесен, в связи с чем ему был причинен ущерб.

    Представитель ответчиков в суд явился, указал, что Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Правительства Санкт-Петербурга иск признает в части взыскания ............ рубля ............ копеек, рассчитанной по соответствующей Методике, в остальной части требований к Комитету и требования к ЗСД – не признает.

Суд, выслушав стороны, проверив материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии с ч.2 ст.1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

    1 августа 2005 года Правительством Санкт-Петербурга было принято решение о строительстве западного скоростного диаметра. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 1 августа 2005 года № 1141 «О строительстве западного скоростного диаметра» государственным заказчиком по строительству Западного скоростного диаметра определен Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству с передачей части функций заказчика по строительству Западного скоростного диаметра ОАО «Западный скоростной диаметр» (пункты 1, 2.2.) Пунктом 4 указанного постановления Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга было предписано в установленном порядке прекратить договорные отношения по краткосрочным договорам аренды земельных участков и объектов недвижимости, расположенных в границах строительства объекта. Во исполнение указанного постановления договор аренды земельного участка, на котором располагался гараж истца был прекращен.

Согласно пункта 2.2 указанного постановления 29 августа 2005 года Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству от имени города федерального значения Санкт-Петербурга и для государственных нужд Санкт-Петербурга с ОАО «Западный скоростной диаметр» был заключен договор № ХХХ на передачу части функций заказчика по строительству южного участка Западного скоростного диаметра от транспортной развязки на пересечении с кольцевой автомобильной дорогой вокруг Санкт-Петербурга (нежилая зона Предпортовая-2) до транспортной развязки на Канонерском острове.

В соответствии с пунктом 3.1.5 раздела 3 договора «Обязательства сторон» Комитет принял на себя обязательство оказывать содействие Обществу в решении спорных вопросов, возникающих при изъятии земельных участков и решении имущественных вопросов с третьими лицами при подготовке территории под строительство объекта.

    Согласно п.3.2.4 того же раздела договора в соответствии со ст.ст. 15, 279, 280, 281, 1064 ГК РФ, ст. 49, 55, 57, 58, 63 Земельного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 07 мая 2003года № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцев и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» в установленном порядке и за счет средств, предусмотренных в сводном сметном расчете на строительства объекта ОАО «Западный скоростной диаметр» приняло на себя обязательства: выполнять юридически значимые действия по решению с собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков имущественно-правовых вопросов, касающихся возмещения убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков для государственных нужд в связи со строительством объекта (в том числе подготавливать проект правового акта об изъятии земельного участка, обеспечивать его согласование и внесение на рассмотрение в соответствующие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга; обеспечивать проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, в том числе земельных участков, другого имущества, подлежащего изъятию, получений экспертных заключений в ГУИОН на отчеты об оценке стоимости недвижимости и экспертных заключений независимой аудиторской компании на отчет об оценке упущенной выгоды; в случае необходимости обращаться в суд для решения вопросов по освобождению территории строительства объекта в судебном порядке; подготавливать необходимые документы для осуществления выплат денежных средств в части возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков за изымаемое недвижимое и другое имущество; подготавливать и заключать от имени Комитета соглашения с владельцами гаражей-боксов, находящихся в границах строительства объекта о компенсационных выплатах в соответствии с утвержденной проектной документацией, отчетом об определении специальной стоимости гаражей-боксов и экспертным заключением ГУ «ГУИОН» на указанный отчет.

    Согласно представленных документов, Зосин Л.П. имеет на правах частной собственности железобетонный гараж № ХХХ, <дата> постройки, двухрядной постройки, средний, площадь ............ кв.м.

     Право собственности истца на указанный гаражный бокс не оспаривается.

    Факт уничтожения гаража, принадлежащего истцу, установлен, не оспаривается ответчиками.

Несмотря на то, что фактически снос гаража был произведен третьей организацией, надлежащим ответчиком по делу должен являться Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Правительства Санкт-Петербурга, так как ООО «Цадс СПб «Фирма Резерв» осуществляло снос гаражей в соответствии с обязательствами, предусмотренных договорными правоотношениями, и на основании указания ответчика, т.е. причинно-следственная связь между уничтожением гаражей и заказом на снос гаражей имеется.

Согласно ст.14 ГК РФ допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Суд не может расценить действия ответчиков как самозащиту права, т.к. ответчики не были лишены возможности решить вопрос об освобождении земельного участка от принадлежащего истцу имущества путем обращения с иском в суд, при этом для этого было достаточно времени. Кроме того, по мнению суда выбранный ответчиками способ самозащиты права несоразмерен допущенному нарушению и неправомерен согласно ст.35 Конституции РФ, не соответствует способу нарушения.

Суд также учитывает, что гараж истца не являлся отдельно стоящим гаражом, связан общими стенами с другими гаражами, по конструктивным особенностям гаража, принадлежащего истцу, его демонтаж невозможен без ущерба его полезным свойствам, поэтому требование об освобождении земельного участка от имущества в виде гаража не могло бы быть разрешено без определения возмещения стоимости утрачиваемого имущества.

В связи с изложенным суд считает, что снос гаража принадлежащего истцу без судебного решения носит виновный характер.

Суд полагает возможным взыскать причиненный истцу ущерб с Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Правительства Санкт-Петербурга, являющемуся в данной части правопреемником Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству, который являлся государственным заказчиком при проектировании и строительстве для государственных нужд, а также по защите интересов Санкт-Петербурга как собственника земельных участков, предоставляемых под строительство, согласно Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24 февраля 2004 года №222 «О Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству» и главным распорядителем бюджетных средств по строительству Западного скоростного диаметра, ОАО «ЗСД» заказчиком строительства, которому КБДХ по договору передал часть функций государственного заказчика, фактический снос гаражей производился в интересах собственника земельного участка – Санкт-Петербурга, в порядке реализации государственных функций, возложенных на КБДХ.

Согласно Методическим рекомендациям по определению действительной стоимости индивидуального гаражного бокса, от <дата> стоимость металлического гаражного бокса при двухрядной застройке, среднего, <дата> постройки, составляет ............ рублей ............ копейки (л.д.36).

У суда нет оснований не доверять указанному заключению ГУ «ГУИОН», поэтому при определении размера ущерба суд считает возможным руководствоваться указанным экспертным заключением, а не представленным истцом отчетом об оценке специальной стоимости гаража, поскольку расчет был осуществлен с привязкой к земельному участку, правом собственности на который истец не обладал и учитывалось местоположение гаража.

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма уплаченной госпошлины в размере ............ рубля.

Суд также учитывает признание иска ответчиком в данной части.

В пользу истца также суд полагает возможным взыскать расходы по проведению оценки в размере ............ рублей ............ копейки.

В остальной части требований иска –отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

    Исковые требования Зосина Л.П. удовлетворить частично.

Взыскать с Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Правительства Санкт-Петербурга в пользу Зосина Л.П. в счет стоимости гаражного бокса ............ рублей ............ копейки, расходы по проведению оценки – ............ рублей ............ копейки, расходы по оплате государственной пошлины в размере ............ рубля, а всего – ............ рублей ............ копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.

Судья