прекращение экологически вредной деятельности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Дылым Дата обезличена года

... суд ФИО3 в составе:

председательствующего судьи        -                Арсланханова З.Р.,

при секретаре                                       -                ФИО1,

            рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора ... РД ФИО2 к администрации муниципального образования сельского поселения «село Калининаул» ... РД о признании бездействия незаконным, прекращении экологически вредной деятельности и понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

            Заместитель прокурора ... ФИО3 М.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «село Калининаул» ... РД о признании бездействия незаконным, прекращении экологически вредной деятельности и понуждении к совершению действий.

            В судебном заседании заместитель прокурора ... ФИО3 М.А. поддержал требования, изложенные в исковом заявлении, и пояснил суду, что прокуратурой ... РД с привлечением специалистов - заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в ... и председателя Казбековского муниципального комитета по экологии и природопользованию проведена проверка исполнения на территории муниципального образования «село Калининаул» ... РД законодательства об отходах производства и потребления.

Проверкой установлены грубые нарушения требований природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства при сборе, вывозе и размещении бытовых отходов на указанной территории. Так, в нарушение ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ч.2 ст.21 ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Санитарных правил и норм СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР Дата обезличена года Номер обезличен и ГОСТа Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого постановлением Госстандарта РФ от Дата обезличена года Номер обезличенСТ, в ... района не имеются контейнера для сбора отходов потребления, на въезде в ... со стороны ... района РД и со стороны ... допускаются несанкционированное размещение бытовых отходов, планово-санитарная очистка территории населенного пункта не налажена, тем самим на территории поселения не осуществляется надлежащий сбор и вывоз отходов потребления в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями. Собранные от случая к случаю и вывозимые отдельными гражданами отходы складируются и хранятся на необорудованном полигоне общей площадью 300 квадратных метров, расположенном на окраине поселения в местности «Жансудинил гох», который отведен в соответствии с постановлением главы администрации ... Номер обезличен от Дата обезличена года. При этом, вопреки требованиям ст.34 Закона "Об охране окружающей среды", ст.18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст.10, 11, 12, 18 и 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", ст.ст.11, 22, 34 и 42 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен "О введении в действие санитарных правил", которым были утверждены и введены в действие санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.Дата обезличена-01" и СанПиН 2.Дата обезличена-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ Дата обезличена года, полигон для размещения отходов организован без отвода в установленном порядке земельного участка, без проведения экологических и санитарных обследований, без получения положительного заключения государственной экологической экспертизы и санитарно-эпидемиологического заключения, без составления проекта полигона, его оборудования в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями, без разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, без разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами. На полигоне не осуществляется производственный контроль, не ведется мониторинг состояния окружающей среды, не ведется учет и отчетность движения отходов. Вышесказанное подтверждается материалами совместной проверки ТО Управления Роспотребнадзора по РД в ... и Казбековского муниципального комитета по экологии и природопользованию: актом по результатам мероприятий по контролю Номер обезличен от Дата обезличена года, протоколом об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года, протоколом о временном запрете деятельности Номер обезличен от Дата обезличена года, определением о передаче для рассмотрения по подведомственности, дела об административном правонарушении Номер обезличен от Дата обезличена года, постановлением по делу об административном правонарушении от Дата обезличена года в отношении МУП «ЖКХ» ..., справкой прокуратуры ... по результатам проверки от Дата обезличена года и объяснением главы администрации муниципального образования «село Калининал» ФИО5 от Дата обезличена года. Указанные нарушения законов допущены по вине администрации муниципального образования «село Калининаул». Так, в соответствии со ст.132 ФИО4 органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Подпунктами 18, 19 и 20 п.1 ст.14 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличен - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», подпунктами 18 и 19 п.1 ст.13 Закона РД «О местном самоуправлении в ФИО3» установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация благоустройства и озеленения территории поселения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселений. Согласно ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 1.4 СанПиН 42-128-4690-88 от Дата обезличена года «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определено, что организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяется на основании решений органов местного самоуправления. Таким образом, законодатель установил, что на территории поселения органы местного самоуправления должны организовать очистку территории поселения, сбор и вывоз отходов и мусора. Для решения указанных вопросов органам местного самоуправления поселения подпунктами 1, 2 и 3 п.1 ст.14, подпунктом 3 п.1 и п.2 ст.17 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличен - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и подпунктами 1, 2 и 3 п.1 ст.13 Закона РД «О местном самоуправлении в ФИО3» предоставлены соответствующие полномочия: формирование, утверждение и исполнение бюджета; владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом; создание муниципальных предприятий и учреждений, размещение муниципального заказа; установление местных налогов и сборов; принятие решения о привлечении граждан к выполнению социально значимых для поселения вопросов и т.д.. Однако, несмотря на ранее выявленные нарушения закона в данной сфере, главой администрации муниципального образования «село Калининаул», являясь в соответствии со ст.37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и ст.36 Закона РД «О местном самоуправлении в ФИО3» исполнительно распорядительным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, администрацией муниципального образования «село Калининаул» требования вышеуказанных нормативных актов по организации очистки территории поселения от мусора, сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не выполняются по настоящее время. Вследствие нарушения правил обращения с отходами производства и потребления загрязняется почва, атмосферный воздух, создается угроза загрязнения подземных вод и причинения вреда здоровью человека. Из ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст.15 Закона РФ «О недрах» и ст.ст.11, 20, 24 Федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения», следует, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, обязательности проведения проверки проектов и иной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, а государственная система лицензирования и разрешения деятельности обеспечивает социальные, экологические и другие интересы населения, проживающие на данной территории, и всех граждан Российской Федерации. При отсутствии разрешительной документации на использование природных ресурсов и на осуществление хозяйственной деятельности невозможно определить степень прямого или косвенного воздействия осуществляемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, проверить, создается ли в результате этого угроза загрязнения, истощения окружающей среды, оказывает ли такая деятельность вредное воздействие на человека, в связи с чем презумпция экологической опасности хозяйственной деятельности по размещению отходов производства и потребления на территории муниципального образования не может быть опровергнута в настоящее время. Согласно ч.1 ст.9 ФИО4 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Таким образом, бездействием администрации муниципального образования «село Калининаул» нарушаются предусмотренные ст.42 ФИО4 и принятыми во ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни и здоровья, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность, осуществляемая с нарушением требований законодательства об охране окружающей среды, подлежит приостановлению или прекращению по решению суда. По характеру данный иск касается вопросов прекращения экологически вредной деятельности на территории муниципального образования за совершение экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга лиц, и не связан с экономической деятельностью. В данном случае прокурор защищает интересы и права граждан, закрепленные ФИО4. Предметом спора являются личные неимущественные права граждан. В соответствии со ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан являются нематериальными благами. Спор возник из экологических правоотношений в связи с обращением прокурора в суд в защиту права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц, количество которых установить невозможно. Эти лица не являются участниками предпринимательской или иной экономической деятельности. В соответствии со статьей 22 ГПК Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые заявления по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Таким образом, исходя из характера правоотношений и из субъектного состава участников, возникший спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции. В связи с изложенным просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования   «село Калининаул» ... РД по организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством, обязать администрацию муниципального образования    «село Калининаул»    ... РД организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством, прекратить деятельность администрации муниципального образования «село Калининаул» ... РД по размещению бытовых отходов на свалке, расположенной в  местности  «Жансудинил гох»  и обязать администрацию муниципального образования «село Калининаул» ... РД ликвидировать организованную свалку бытовых отходов, расположенную на въезде в ... со стороны ... района РД и со стороны ..., произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемой указанной свалкой.

 

Представитель ответчика – глава администрации муниципального образования сельского поселения «село Калининаул» ... РД ФИО5 исковые требования истца признал в полном объеме.

В соответствии с требованиями ч.4 ст.198 ГПК Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В данном случае суд приходит к выводу, что признание исковых требований ответчиком подлежат принятию, так как указанные требования законны, обоснованны и доказаны истцом представленными доказательствами в совокупности.

            На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194–198 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

            Исковое заявление заместителя прокурора ... ФИО3 М.А. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования сельского поселения «село Калининаул» ... ФИО3 по организации санитарной очистки территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «село Калининаул» ... ФИО3 организовать санитарную очистку территории от мусора, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в границах поселения в соответствии с действующим законодательством.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «село Калининаул» ... ФИО3 прекратить деятельность по размещению бытовых отходов на свалке, расположенной в местности  «Жансудинил гох» указанного населенного пункта.

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «село Калининаул» ... ФИО3 ликвидировать организованную свалку бытовых отходов, расположенную на въезде в ... со стороны ... района ФИО3 и со стороны ..., произвести санацию и рекультивацию территории, занимаемой указанной свалкой.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд ФИО3 в течение 10 суток со дня его оглашения.  

Председательствующий

Решение отпечатано в совещательной комнате.