о признании права собственности на квартиру с надворными постройками



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

№ 2-212/2010

23 июля 2010 года

с. Казанское

Казанского района

Тюменской области

Казанский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Первушиной Н.В.

при секретаре Полукеевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьиной С.Ф., Ананьиным А.М. к администрации Казанского муниципального района о признании права собственности на квартиру с надворными постройками,

установил:

Ананьина С.Ф. и Ананьин А.М. обратились в суд с иском о признании права собственности на квартиру с надворными постройками. Свои требования мотивируют тем, что в 1994 году их семье колхозом им. Кирова была предоставлена квартира, расположенная по адресу: адрес дом № N, кв. № N, где они постоянно проживают до настоящего времени. За весь период проживания в данной квартире они за свой счет производили как текущий, так и капитальный ремонты квартиры, регулярно и своевременно производят оплату за коммунальные услуги, газ, электроэнергию. В 2006 году квартира была списана с баланса СХПК «колхоз им. Кирова» без передачи на баланс муниципального образования. В настоящее время указанная квартира ничьей собственностью не является. Считают, что в соответствии с законом «О приватизации жилищного фонда в РФ» имеют право на передачу в общую собственность занимаемой ими квартиры. Они обращались в администрацию Казанского района с просьбой разрешить приватизацию квартиры, однако им было отказано в связи с тем, что указанная квартира в реестре муниципального жилого фонда не числится. Таким образом, они не могут по независящим от них причинам реализовать свое право на приватизацию занимаемого жилого помещения во внесудебном порядке. Ранее право бесплатной приватизации ими не было использовано. Просят признать за ними право собственности на квартиру, в которой проживают, и надворные постройки: баню, 2 навеса, 2 сарая, летнюю кухню, сооружения, по 1/2 доле за каждым.

В судебном заседании истцы поддержали свои исковые требования в полном объеме, подтвердили обстоятельства, изложенные в заявлении, и просили признать за ними право собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, дом № N кв. № N, с холодным пристроем, надворные постройки: баню, 2 навеса, 2 сарая, летнюю кухню, сооружения, по 1/2 доле за каждым.

Представитель ответчика - администрации Казанского муниципального района Гуцевич Ю.И., действующая на основании доверенности от 20.07.2010 года, в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных исковых требований о признании за Ананьиным А.М., Ананьиной С.Ф. права собственности на квартиру, в которой истцы проживают, и надворные постройки.

Представители третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика:

- СХПК «колхоз имени Кирова» Огнев А.М., являющийся председателем СХПК на основании решения общего отчетно-выборного собрания уполномоченных от 31.03.2006 г.,

- администрации Большеярковского сельского поселения - Пеленков Г.А., являющийся главой администрации на основании решения Думы Большеярковского сельского поселения,

будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представив суду заявления, в которых не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, подтвердили обстоятельства, изложенные истцами в исковом заявлении, просили рассмотреть дело в их отсутствие л.д. 57-59).

Суд, с согласия участников процесса, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителей третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика - СХПК «колхоз имени Кирова», администрации Большеярковского сельского поселения.

Заслушав объяснения истцов, представителя ответчика Гуцевич Ю.И., свидетелей Л., А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о признании права собственности на квартиру с надворными постройками по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 18 Жилищного кодекса РФ право собственности на жилые помещения подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ жилые помещения и вещные права на них подлежат государственной регистрации, и право собственности на жилье возникает только с момента регистрации в Регистрационной Палате.

Истцы правоустанавливающих документов на квартиру не имеют, поэтому фактически собственниками квартиры № N в доме № N по адрес не являются, во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») оформить правоустанавливающие документы не представляется возможным, так как из справки, выданной архивным отделом администрации Казанского муниципального района от 29.04.2008 г. № 72, следует, что по документальным материалам исполкома Казанского районного Совета, Большеярковского сельского Совета, районной архитектуры за период с 1981 по 1982 года разрешений на отвод земли, на проведение строительно-монтажных работ дома по адрес не значится л.д.5).

Тот факт, что данная квартира не является самовольной постройкой, подтверждается следующими документами:

- архивной выпиской из решения от ххх г. № N «О приёмке объектов в эксплуатацию» и Актом приемки здания (сооружения) Гос. комиссией от ххх г., из которых следует, что приняты в эксплуатацию четыре двухквартирных жилых дома, построенных колхозом им. Кирова в адрес, полезной площадью 116 кв.м. л.д. 6,7)

- справками, выданными СХПК «Колхоз им. Кирова» за № N и № N от ххх года, из которых следует, что квартира, в которой проживают истцы, была предоставлена им на основании решения заседания правления, однако документы не сохранились, квартира введена в эксплуатацию в 1982 году, документы акта ввода в эксплуатацию и решение о предоставлении квартиры отсутствуют, капитальный ремонт квартиры не производился л.д. 8,9).

- кадастровым планом земельного участка от ххх года № N, из которого следует, что местоположение земельного участка с кадастровым номером № N установлено относительно ориентира: адрес л.д.10-11).

Право собственности на квартиру, в которой проживают истцы, ни за кем не зарегистрировано. Это подтверждается следующими документами:

- справкой, выданной СХПК «Колхоз им. Кирова» № N от ххх года, из которой следует, что квартира № N в доме № N по адрес списана с баланса СХПК «Колхоз им. Кирова» ххх года на основании решения собрания уполномоченных СХПК «Колхоз им. Кирова» от ххх г. и собственностью данного хозяйства не является л.д.12).

- справкой, выданной главой администрации Большеярковского сельского поселения № N от ххх года, из которой следует, что квартира № N в доме № N по адрес, в которой проживают истцы, собственностью Большеярковского сельского поселения не является л.д.13).

- справкой о принадлежности № N от ххх г., выданной Казанским районным отделением Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», подтверждается, что по состоянию на ххх года регистрация прав на квартиру № N в доме № N по адрес, не произведена л.д. 14)

- сообщением Ишимского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам от ххх года № N об отказе в предоставлении сведений, из которого следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют записи о регистрации прав на квартиру № N, расположенную в доме № N по адрес л.д.15).

- сообщением Территориального управления Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по Тюменской области от ххх г. о том, что квартира, расположенная по адресу: адрес, дом № N квартира № N, в реестре федерального имущества не значится л.д. 17);

- сообщением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ххх г., из которого следует, что квартира № N в доме № N по адрес в реестре государственного имущества Тюменской области не значится л.д. 16);

- сообщением администрации Казанского муниципального района от ххх г. № N, из которого следует, что квартира № N в доме № N по адрес в реестре муниципальной собственности Казанского муниципального района не числится, следовательно право на приватизацию данного жилья не представляется возможным л.д. 18).

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что право собственности на квартиру, в которой проживают истцы, ни за кем не зарегистрировано, в реестре муниципального, федерального имущества квартира не числится, следовательно, истцы не имеют возможности реализовать свое право на приватизацию - то есть бесплатное приобретение в собственность квартиры, в которой они проживают.

Справкой № N от ххх г., выданной Казанским районным отделением Тюменского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» подтверждается, что Ананьина С.Ф., Ананьин А.М. собственниками недвижимого имущества в адрес и Казанском районе не являются, правом бесплатной приватизации не пользовались л.д. 19)

Судом достоверно установлено, что истцы пользуются квартирой добросовестно, открыто, длительное время, что подтверждается следующими доказательствами:

- справками, выданными администрацией Большеярковского сельского поселения ххх г. за № N и № N о том, что Ананьина С.Ф., Ананьин А.М. проживают и зарегистрированы по адресу адрес с 1994 года л.д. 20,21).

- копиями паспортов истцов, в которых имеются штампы о регистрации по месту жительства по вышеуказанному адресу л.д. 22,23)

То, что Ананьины не имеют каких-либо задолженностей за потребленную электроэнергию, коммунальные услуги, задолженностей по уплате налогов подтверждается справками:

- СХПК «Колхоз им. Кирова» № N от ххх года л.д. 24),

- Тюменской энергосбытовой компании по состоянию на ххх года л.д. 25);

- ООО «Тюменьрегионгаз» № N от ххх года л.д. 26);

- справками № N от ххх г., № N от ххх г. об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций л.д. 27,28).

Копией технического паспорта и справкой № N от ххх года, подтверждается, что квартира № N в жилом доме № N по адрес имеет общую площадь 66,2 кв.м., в том числе жилую - 49,6 кв.м., стоимость ее с холодным пристроем, жилым пристроем и надворными постройками: баней, 2 навесами, 2 сараями, летней кухней, сооружениями составляет 108 072 рубля л.д.29-38).

Истцами с целью увеличения жилой площади квартиры был возведен жилой пристрой. Возведение данного пристроя было произведено без согласования с соответствующими органами, однако нарушений при его возведении допущено не было, что подтверждается следующими документами:

-справкой «О рассмотрении расположения квартиры», выданной начальником отдела архитектуры и градостроительства от ххх г. № N л.д. 39);

- сообщением начальника ОГПН по Казанскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области А.М. Щепёлкина от ххх л.д. 40).

- экологическим заключением от ххх года № N л.д. 41);

-справкой, выданной и.о. начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области в Казанском, Бердюжском, Сладковском районах от 18.06. 2010 г. № N л.д. 42);

Кроме того, все указанные выше обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей.

Свидетель Л. в судебном заседании пояснила, что с Ананьиными знакома как с односельчанами. Квартира, в которой проживают Ананьины, была предоставлена им колхозом им. Кирова. Все текущие и капитальные ремонты Ананьины производили на собственные средства и своими силами, а также провели в дом воду, газ. Кроме того, на личные денежные средства и своими силами Ананьины возвели надворные постройки: сараи, летнюю кухню, баню, навесы. Кроме истцов в указанной квартире никто не проживает. Квартира, в которой проживают истцы, нигде на балансе не числится. В квартире Ананьины проживают постоянно, никуда не уезжали.

Свидетель А. дал суду показания, аналогичные показаниям свидетеля Л.

Таким образом, судом достоверно установлено, что Ананьины непрерывно, в течение длительного времени (около 16 лет) владеют указанной квартирой как своей собственной, добросовестно, открыто.

В настоящее время в другом - внесудебном порядке, оформить право собственности на указанную квартиру не представляется возможным по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилья - бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность.

В соответствии со ст. 6 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В судебном заседании достоверно установлено, что право собственности на квартиру, в которой проживают истцы, ни за кем не зарегистрировано, в реестре муниципального, федерального имущества не числится, следовательно, истцы не имеют возможности реализовать свое право на приватизацию - то есть бесплатное приобретение в собственность квартиры, в которой они проживают.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

То, что Ананьины по независящим от них обстоятельствам не имеют возможности приобрести в собственность квартиру, в которой проживают, является нарушением их конституционных прав (равенства всех перед законом).

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.

Копией свидетельства о заключении брака подтверждается, что брак между супругами Ананьиными зарегистрирован ххх года л.д.43), следовательно, имущество, приобретенное ими в браке в соответствии со ст. 256 ГК РФ является их совместной собственностью.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и признании за супругами Ананьиными права собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, дом № N кв. № N с холодным пристроем, и надворные постройки в равных долях - по 1/2 доле за каждым.

На основании вышеизложенного руководствуясь ч.2 ст. 6, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, ст.1, 2, 6 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст. ст. 130-131 ГК РФ, ст. 194-197 ГПК РФ, ст. 4,17 Федерального Закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ананьиной С.Ф., Ананьиным А.М. о признании права собственности на квартиру и надворные постройки удовлетворить.

Признать за Ананьиным А.М. и Ананьиной С.Ф. право собственности на квартиру № N в жилом доме № N адрес, общей площадью 66,2 кв.м., жилой площадью 49,6 кв.м., с холодным пристроем, и надворные постройки: баню, 2 навеса, 2 сарая, летнюю кухню, сооружения, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером: № N, расположенном по адресу: адрес, дом № N, по 1/2 доле за каждым.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Казанский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено в печатном варианте 23 июля 2010 года.

Председательствующий судья:

Решение вступило в законную силу «03» августа 2010 года.

Судья

Казанского районного суда Н.В. Первушина