Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2-237/2010
с. Казанское 19 августа 2010 года
Казанского района
Тюменской области
Казанский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Первушиной Н.В.,
при секретаре Хабиденовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рагозиной Л.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в педагогический стаж периодов работы в АНО детский сад «Солнышко» и нахождения в отпуске по уходу за ребёнком от 1,5 до 3 лет, назначении трудовой пенсии,
установил:
Рагозина Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в педагогический стаж периодов работы в АНО детский сад «Солнышко», нахождения в отпуске по уходу за ребёнком от 1,5 до 3 лет, назначении трудовой пенсии. Свои требования она мотивирует тем, что ххх года она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области с заявлением о назначении ей досрочно пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", т.к. ее трудовой стаж педагогической деятельности составлял 25 лет.
Решением от 08 июля 2010 года № 6 ей отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с недостаточностью педагогического стажа. Период ее работы в качестве воспитателя в автономной некоммерческой организации (АНО) Казанский детский сад «Солнышко» с ххх года по ххх года не был засчитан в педагогический стаж, так как муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение Казанский детский сад № 2 «Солнышко», в котором она работает воспитателем с 1995 года до настоящего времени, был реорганизован в автономную некоммерческую организацию Казанский детский сад «Солнышко» в 2005 году. Весь период работы в Казанском детском саду «Солнышко», она, как до его реорганизации, так и после нее, выполняла и выполняет одни и те же обязанности воспитателя, специфика ее работы не изменилась, должностная инструкция воспитателя АНО аналогична должностной инструкции воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко». Кроме того не был зачтён в педагогический стаж период её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет с ххх года по ххх года. Истица считает решение Управления Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области незаконным и не обоснованным. Просит суд признать за ней право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью, и обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, период ее работы воспитателем в автономной некоммерческой организации Казанский детский сад «Солнышко» с 01.06 2005 года по ххх года, а так же период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет с ххх года по ххх года, обязать ответчика назначить ей досрочно пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента ее обращения в управление пенсионного фонда, т.е. с ххх года.
В судебном заседании истица свои требования поддержала в полном объеме и подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области Барабанщиков С.Н., действующий на основании доверенности от 16.08.2010 года л.д. 31), исковые требования не признал. Свои возражения мотивировал тем, что Рагозина Л.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочно пенсии по старости по выслуге лет ххх года, представив все необходимые документы. Период работы в качестве воспитателя в автономной некоммерческой организации Казанский детский сад «Солнышко» с ххх года по ххх года, не был включен в стаж педагогической деятельности истице, поскольку автономная некоммерческая организация не является государственным либо муниципальным учреждением. Федеральным Законом от 17.12.2001 года № 173 ФЗ " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в подпункте 19 пункта 1 статьи 27 предусмотрено право на досрочную пенсию по старости независимо от возраста гражданам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, если они проработали в данной должности не менее 25 лет. Включение в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периода работы в автономной некоммерческой организации законодательством не предусмотрено.
Период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет не включён истице в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, так как в льготный стаж включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до полутора лет до 6.10.1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений Кодекса закона о труде РФ» Считает, что Рагозиной Л.А. правильно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения истицы, представителя ответчика, свидетелей, проходивших по делу, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям:
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 № 173 - ФЗ (далее Федеральный закон № 173-ФЗ) сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (ред. от 26.05.2009 года) утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список, Правила).
По Списку работа в должности воспитателя в дошкольных образовательных учреждениях, детских садах всех наименований, центрах развития ребенка - детских садах, яслях садах (садах-яслях), детских яслях включена в педагогическую деятельность.
Согласно копии трудовой книжки, имеющейся в деле л.д.9-10), Рагозина Л.А.:
- приказом № N от ххх года принята няней в Казанский я/с № N (запись № N);
- приказом № N от ххх года уволена по собственному желанию (запись № N);
- приказом № N от ххх года зачислена учащейся Голышмановского педагогического училища на трудовое отделение (запись № N);
- приказом № N от ххх года отчислена из училища в связи с его окончанием (запись № N);
- приказом № N от ххх года назначена воспитателем Огнёвского детского сада (запись № N);
- приказом № N от ххх года переведена временно воспитателем в детский сад № N (запись № N);
- приказом № N от ххх года переведена воспитателем в детский сад отделения совхоза Яровской с. Казанское (запись № N);
- приказом № N от ххх года принята воспитателем в совхоз Яровской (запись № N);
- распоряжением № N от ххх года уволена в связи с сокращением штата (запись № N);
- приказом № N от ххх года принята временно воспитателем в Казанский д/с № N (запись № N);
- приказом № N от ххх года уволена по ст. 29 п. 2 КЗОТ РСФСР в связи с истечением срока договора (запись № N);
- приказом № N от ххх года принята временно в Казанский д/с № N в качестве воспитателя сроком 2 месяца (запись № N);
- приказом № N от ххх года переведена воспитателем того же д/с на период отпуска основного работника (запись № N);
- приказом № N от ххх года переведена на постоянную работу воспитателем того же д/с № N (запись № N);
- приказом № N от ххх года присвоен 12 разряд 2 категории ЕТС (запись № N);
- приказом № N от ххх года присвоен 12 разряд ЕТС 2 категории (запись № N);
- приказом № N от ххх года МДОУ Казанский детский сад № N «Солнышко» ххх г. преобразован в автономную некоммерческую организацию Казанский детский сад «Солнышко» (запись № N);
- приказом № N от ххх года уволена переводом по статье 77 п. 5 в АУДО Казанский детский сад «Солнышко» (запись № N);
- приказом № N от ххх года принята переводом в АУДО Казанский детский сад «Солнышко» в качестве воспитателя (запись № N);
- приказом № N от ххх года АУДО Казанский детский сад «Солнышко переименован в Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования Казанский детский сад «Солнышко» (запись № N);
Таким образом, общий стаж работы Рагозиной Л.А. воспитателем детского сада составляет более 25 лет.
Распоряжением Главы АМО Казанский район от ххх года № N, приказом заведующей отдела образования АМО Казанский район № N от ххх г. подтверждается, что МДОУ Казанский детский сад №2 «Солнышко» преобразован путем реорганизации в Автономную некоммерческую организацию Казанский детский сад «Солнышко» с ххх года л.д.15-16).
Решением № 6 от 08.07.2010 г. комиссии ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области периоды времени с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г., с ххх г. по ххх г. - засчитаны в выслугу, дающую право на пенсию по возрасту по подпункту 19 пункта 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Период работы с ххх года по ххх г. не засчитан в выслугу, дающую право на пенсию в связи с тем, что с ххх года муниципальное дошкольное образовательное учреждение Казанский детский сад №2 «Солнышко» переименовано в автономную некоммерческую организацию. Такая организация не предусмотрена списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Таким образом, на день обращения Рагозиной Л.А. с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по возрасту - ххх года, ее педагогический стаж составил 21 год 01 месяц 23 дня.
Суд считает данную позицию ответчика в части исключения из педагогического стажа периода работы истицы в должности воспитателя в автономной некоммерческой организации Казанский детский сад «Солнышко» не соответствующей правовой позиции Конституционного суда, приведенной в постановлении № 11-П и разъяснению Верховного суда РФ, данному в п. 10 постановления от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по следующим основаниям:
В п. 13 Правил (в ред. от 26.05.2009 года) предусмотрено, что в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет), в том числе детский сад. В редакции Правил от 29.10.2002 года предусматривалось включать в педагогический стаж работы только работу в структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций. В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ РФ от 30.12.2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О трудовых пенсиях» положения подпунктов 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с ххх года.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года № 11-П «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с запросами Государственной Думы Астраханской области. Верховного Суда Удмуртской Республики, Биробиджанского городского суда еврейской автономной области, Елецкого городского суда Липецкой области, Левобережнего, Октябрьского и Советского районных судов города Липецка, а также жалобами ряда граждан» (далее Постановление Конституционного суда № 11 -II) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения, в том числе, и подпункта 10 пункта 1 статьи Федерального закона № 173-ФЗ, устанавливающие для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, при том, что законодательное урегулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.
Таким образом, при исчислении размера специального педагогического стажа отсутствует требование о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных и муниципальных учреждениях.
Поэтому периоды работы в дошкольных учреждениях для детей независимо от формы собственности подлежат зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимающимся педагогической деятельностью.
В статье 54 ГК РФ установлено, что все юридические лица классифицируются на коммерческие и некоммерческие организации. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно статьям 2 и 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 года) некоммерческой организацией, является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, и т.д. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (статья 2). Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке (статья 3).
Аналогичные организационно-правовые формы некоммерческих организаций содержатся и в параграфе 5 «Некоммерческие организации» раздела 1 «Общие положения» ГК РФ.
Таким образом, учреждение является организационно-правовой формой некоммерческой организации, равно как и автономная некоммерческая организация является организационно- правовой формой некоммерческой организации.
В соответствии со ст.8,11.1,12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (в ред. от 16.03.2006 г.) систему образования в Российской Федерации наряду с образовательными учреждениями (государственными, муниципальными и негосударственными) составляют, в том числе: государственные и негосударственные образовательные организации в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.
Следовательно, образовательные учреждения для детей всех форм собственности и автономные некоммерческие образовательные организации для детей независимо от формы собственности входят в систему образования.
Сопоставив должностные обязанности истицы в качестве воспитателя в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Казанский детский сад «Солнышко» с должностными обязанностями воспитателя в Автономной некоммерческой организации Казанский детский сад «Солнышко», суд не установил в них существенных различий. Таким образом, после изменения организационно-правовой формы Казанского детского сада «Солнышко», изменений в условиях и характере профессиональной деятельности истицы, не произошло. В новой организационно-правовой форме АНО Казанский детский сад «Солнышко» также продолжила заниматься воспитанием, обучением, уходом, присмотром и оздоровлением детей дошкольного возраста л.д.11-14).
Свидетель М. в судебном заседании пояснила, что знакома с истицей с 1985 года. С 1985 года и по настоящее время Рагозина Л.А. работает воспитателем детского сада, с 1995 года она работает в детском саду «Солнышко». В 2005 году Муниципальное образовательное дошкольное учреждение Казанский детский сад «Солнышко» было реорганизовано в автономную некоммерческую организацию Казанский детский сад «Солнышко». Весь период работы в детском саду «Солнышко» как до его реорганизации, так и после реорганизации, Рагозина выполняла одни и те же обязанности, должностная инструкция воспитателя после реорганизации не изменилась, режим работы остался прежний, изменилась просто правовая форма учреждения.
Свидетель Т. в судебном заседании пояснила, что Рагозина Л.А. в детскому саду «Солнышко» работает в должности воспитателя примерно с 1995 года. В июне 2005 года муниципальное дошкольное образовательное учреждение Казанский детский сад №2 «Солнышко» было реорганизовано в Автономную некоммерческую организацию Казанский детский сад «Солнышко». Однако это преобразование на должностные обязанности Рагозиной Л.А. не повлияло, она исполняет те же самые обязанности, что и до реорганизации.
Правовая позиция Конституционного суда, приведенная в постановлении № 11-П, разъяснения Верховного суда РФ, данные в постановлении от 20.12.2005 года № 25 применимы и к спорному правоотношению сторон. Согласно Конституции РФ в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой либо дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 3 статьи 37, часть 1 статьи 39 Конституции РФ).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок начисления и выплаты, законодатель установил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая и льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного разумного оправдания.
По смыслу статей 8 (часть2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции РФ организационная правовая форма равно как и форма собственности не могут служить достаточными основаниями для дифференциации условий назначения трудовой пенсии по старости лицам, работающим в негосударственных и образовательных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях. В чьем ведении находятся эти организации, в какой организационно-правовой форме они созданы и кому принадлежит закрепленное за ними имущество, само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.
Отсюда следует, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в автономных некоммерческих образовательных организациях для детей, при наличии у них стажа, дающего право па досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных организациях, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности определенной в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ.
Следовательно, период работы истицы в АНО Казанский детский сад «Солнышко» с ххх года по ххх года подлежит зачету в стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность не менее 25 лет.
Комиссия Управления Пенсионного фонда в казанском районе исключила из педагогического стажа время работы Рагозиной Л.А. в Автономной некоммерческой организации Казанский детский сад «Солнышко» и период нахождения Рагозиной Л.А. в отпуске по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет л.д.7-8).
Решение Управления Пенсионного фонда РФ в этой части нельзя признать законным по следующим основаниям:
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом. До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3541-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Данное положение подтверждается и п. 21 Разъяснения Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 5, утвержденного Постановлением Министерства труда РФ от 22 мая 1996 г. N 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», в соответствии с которым в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Анализ вышеперечисленных норм позволяет сделать вывод о том, что каких-либо оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в Законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено, в связи с чем время такого отпуска, в случае если оно имело место до 06.10.1992 года, полностью должно учитываться в стаж для назначения пенсии, при чем в льготном, при наличии к тому оснований, исчислении.
Данная позиция закреплена также в определениях Верховного Суда РФ от 05.03.2009 года № 19-В09-2, от 14.05.2009 года № 1-В09-3.
Из справки, выданной администрацией Казанского сельского поселения от ххх года следует, что в период с ххх года по ххх года Рагозина Л.А. находилась в декретном отпуске. С ххх года по ххх года находилась в отпуске по уходу за ребёнком л.д. 29).
Указанные обстоятельства подтверждаются также свидетельством о рождении Н. (серия № N) из которого следует, что она родилась ххх года, и ее матерью является Рагозина Л.А. л.д. 19);
Таким образом, в период времени с ххх по ххх года истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, реализовав свое право, предоставленное ей законодательством.
Учитывая, что ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период с ххх по ххх - время нахождения Рагозиной Л.А. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком трех лет во время действия приведенных выше Законов был необоснованно исключен из педагогического стажа истицы и подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Рагозиной Л.А. и возложении на ответчика - Управление Пенсионного фонда в Казанском районе Тюменской области обязанности о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию, период ее работы в АНО Казанский детский сад «Солнышко» с ххх года по ххх года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, и с ххх по ххх года.
Общий педагогический стаж Рагозиной Л.А., с учётом включённого Управлением Пенсионного фонда РФ и судом составляет более 25 лет.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ «О Трудовых пенсиях в РФ», п. 15 постановления от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
В суд с исковым заявлением Рагозина обратилась ххх года, то есть в течение 3-х месяцев со дня отказа в назначении пенсии.
Таким образом, исходя из требований Конституции РФ о равенстве прав и свобод человека и гражданина, суд приходит к выводу, что право на досрочное назначение пенсии Рагозина Л.А. приобрела с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе, то есть с ххх года.
На основании вышеизложенного, суд признает требования истицы законными и обоснованными, и удовлетворяет их в полном объеме.
Руководствуясь ст. 19, 27 Федерального Закона «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования истицы Рагозиной Л.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении в педагогический стаж периода работы в АНО детский сад «Солнышко», периода нахождения её в отпуске по уходу за ребёнком от 1,5 до 3 лет, назначении трудовой пенсии, удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области включить в трудовой стаж Рагозиной Л.А., дающий ей право на досрочное назначение пенсии по старости, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность не менее 25 лет,
- период её работы с ххх года по ххх года в должности воспитателя в автономной некоммерческой организации Казанский детский сад «Солнышко»,
- период её нахождения в отпуске по уходу за ребёнком от полутора до трёх лет с ххх по ххх года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области назначить Рагозиной Л.А. с ххх года досрочную трудовую пенсию по старости, выплату которой производить с ххх года.
Решение сторонами может быть обжаловано в Тюменский областной суд, в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме, путем подачи кассационной жалобы в Казанский районный суд Тюменской области.
Мотивированное решение изготовлено в печатном варианте 24 августа 2010 года.
Председательствующий судья:
Решение вступило в законную силу " 04 " октября 2010 года.
Судья Н.В. Первушина