РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 2-184/2011 14 июня 2011 года с. Казанское Казанского района Тюменской области Казанский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Аброниной Г.В., с участием помощника прокурора Казанского района Тюменской области Толстопят П.В., при секретаре Полукеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Казанского района Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Казанского сельского поселения, выразившегося в самоустранении от предусмотренных законодательством обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Казанского сельского поселения и возложении обязанностей выполнить определенные действия, установил: Прокурор Казанского района Тюменской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Казанского сельского поселения, выразившегося в самоустранении от предусмотренных законодательством обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Казанского сельского поселения и об обязании исполнения требований пожарной безопасности, мотивируя свою просьбу тем, что с 23 по 25 марта 2011 года на территории Казанского сельского поселения инспектором ОНД по Казанскому муниципальному району Собяниным А.А. была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности администрацией Казанского сельского поселения. В ходе проведения проверки были установлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: - В нарушение п. 90 Правил пожарной безопасности РФ у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий. - В нарушение п. 94 Правил пожарной безопасности РФ к естественным водоёмам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. К имеющимся водоисточникам не очищены подъезды. - В нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности, п. 8.16 СНиП 2-04-02-84 не произведен монтаж пожарных гидрантов на водопроводной сети сельского поселения так, чтобы она обеспечила пожаротушение любого у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий. На них нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника; - к естественным водоемам устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, очистить подъезды либо произвести монтаж пожарных гидрантов на водопроводной сети сельского поселения так, чтобы она обеспечила пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более, и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий. В судебном заседании помощник прокурора Казанского района Тюменской области Толстопят П.В. заявленную просьбу просил удовлетворить в полном объеме, а в отношении устройства твердых площадокконкретизировал просьбу и просил к естественному водоему устроить два подъезда с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Заинтересованное лицо - администрация Казанского сельского поселения, в лице главы администрации Черкасова С.Л., заявленную просьбу прокурора признал в части установки к месту нахождения водоисточников соответствующих указателей - объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий и пояснил суду, что администрация Казанского сельского поселения постоянно реализует меры по соблюдению требований пожарной безопасностив пределах полномочий, а именно: на сходах гражданведутся профилактические беседы о соблюдении требований пожарной безопасности, проводится опашка территории, приобретаются первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь, имеются средства оповещения населения в случае экстренного реагирования. Пожарные гидранты, расположенные на территории Казанского сельского поселения, находятся в рабочем состоянии. С учетом расположения пожарных гидрантов и с целью создания условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, пожарных гидрантов с дорожной службой ежеквартально заключаются муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них. Не согласен с просьбой прокурора в части оборудования площадок с твердым покрытием на берегу реки для того, чтобы пожарная автомашина заходила на него и могла в любое время года произвести забор воды, так как берега реки обрывистые, а в пологом месте имеется низководный мост, где пожарная автомашина может произвести забор воды. Не согласен с просьбой прокурора о производстве монтажа пожарных гидрантов на водопроводной сети, поскольку водопровод внесен в реестр Казанского муниципального района, поэтому сельское поселение отношения к нему не имеет, и обустройство гидрантов на водопроводе - это обязанность районной администрации. Кроме того, отсутствие финансирования на цели противопожарной безопасности не позволяет в полной мере провести указанные мероприятия. Однако администрация Казанского сельского поселения активно участвует в устранении недостатков, выявленных в результате проверки инспекторами из пожарного надзора. Считает, доводы заявителя в части бездействия администрации поселения, выразившиеся в самоустранении от предусмотренных законодательством обязанностейпо соблюдению требований пожарной безопасности на территории поселения, несостоятельными. Представитель заинтересованного лица администрации Казанского сельского поселения - Санников А.М., действующий на основании доверенности № 527 от 09.06.2011, считает, что в удовлетворении просьбы должно быть отказано, так как на территории Казанского сельского поселения реализуются первичные меры пожарной безопасности: созданы подразделения добровольной пожарной охраны, ежеквартально заключаются муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них, с целью создания условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения - пожарных гидрантов, приобретаются первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь. На территории Казанского сельского поселения расположены 35 пожарных гидрантов на водопроводной сети поселения, имеются 26 пожарных водоемов, которые используются для забора воды с целью пожаротушения. Считает, что действиями администрации Казанского сельского поселения в части реализации первичных мер пожарной безопасности, соблюдаются права и свободы граждан, проживающих на территории поселения. Считает заявленную просьбу прокурора об обустройстве площадок с твердым покрытием на берегу реки для помещения на неё пожарной машины с целью забора воды необоснованной, так как территория села Казанское обеспечена запасом воды на случай пожаротушения в виде гидрантов и пожарных водоемов. Кроме того, обустройство указанных площадок производится на берегу естественного водоема, в случае, когда в радиусе 200 метров имеются какие-либо объекты, прокурором же не конкретизировано в заявлении место нахождения водоема и место, где по его мнению, необходимо устроить подъезды. В селе радиусе 200 м нет таких объектов, расположенных около естественного водоема (реки Алабуги). С естественного водоема забор воды беспрепятственно может осуществляться лишь в весенне-летне-осенний периоды. А если естественный водоем используется пожарной машиной для забора воды с последующей её доставкой к очагу возгорания в любом месте села, то для этих целей может быть использован низководный мост, расположенный через реку Алабугу за селом. Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля Щепелкина А.М., проходившего по делу, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленной прокурором просьбы по следующим основаниям: Согласно статье 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ установлено, что система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленного на борьбу с пожарами. Одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются организации, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности. В силу статьи 6 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона 123-ФЗ от 22.07.2008 г. Согласно статье 63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии с. п. 9 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п. 1 ст. 6 Устава Казанского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, администрация Казанского сельского поселения является самостоятельным муниципальным образованием, состоящим из одного населенного пункта. Из Акта проверки № 58 от 23-25 марта 2011 г. соблюдения правил пожарной безопасности на территории Казанского сельского поселения (л.д. 8-9), проведенной инспектором ОНД по Казанскому муниципальному району Собяниным А.А. следует, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: - в нарушении требования п. 90 ППБ 01-03 у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий, - в нарушении требования п. 94 ППБ 01-03 к естественным водоёмам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. К имеющимся водоисточникам не очищены подъезды, - в нарушении требования п. 3 ППБ 01-03, п. 8.16 СНиП 2-04-02-84 не произведен монтаж пожарных гидрантов на водопроводной сети сельского поселения так, чтобы она обеспечила пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий. Допрошенный в качестве свидетеля начальник ОДН по Казанскому муниципальному району МОНД № 4 Щепелкин А.М.пояснил суду, что в обязанности работников ОДН по Казанскому муниципальному району МОНД № 1 входит выявление и предотвращение пожарных ситуаций, поэтому в целях противопожарной безопасности в весенний период 2011 года были проведены проверки во всех сельских поселениях Казанского района. На территории Казанского сельского поселения такие проверки были проведены дважды в марте и мае 2011 года. Часть замечаний по противопожарной безопасности, которые были указаны в предписании по результатам первой проверки администрацией Казанского поселения выполнены, остались невыполненными пункты по установке указателей (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Согласно Правилам противопожарной безопасности, указатели должны быть установлены у каждого водоисточника. На территории села находится естественный водоем - река Алабуга, но по всей её протяженности, где вблизи находятся жилые дома и объекты река имеет крутой берег и подъезды к воде оборудовать невозможно. Оборудование твердых площадок у естественных водоемов необходимо в том случае, если в радиусе 200 метров возведены какие-либо объекты, таких объектов у пологих мест около реки не имеется. Данная площадка может быть использована кроме того и для забора воды пожарной автомашины с целью её дальнейшего подвоза к источнику возгорания, но для этих целей в селе имеются гидранты, из которых производится забор воды. Для забора воды с целью её подвоза к источнику возгорания на естественном водоеме можно использовать низководные мосты. Такой мост имеется за с. Казанское через реку Алабуга. Поэтому устройство площадки с твердым покрытием для пожарной автомашины у реки в с. Казанское нецелесообразно. Забор воды пожарным автомобилем производится из гидрантов и пожарных водоемов, которых на территории Казанского поселения действует соответственно 35 и 26. Монтаж гидрантов производится на водопроводной сети, которые находятся в муниципальной собственности района, поэтому Казанское сельское поселение самостоятельно устанавливать гидранты не может, этот вопрос находится в ведении администрации Казанского района. Из справочника противопожарного водоснабжения Казанского района, утвержденного начальником 132 ПЧ ФПС ГУ 18 ОФПС по Тюменской области (л.д.164-168) и представленной информации отделения надзорной деятельности по Казанскому району следует, что в с. Казанское имеется 61 источник наружного водоснабжения (л.д. 171). Как следует из п. 90 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Согласно п. 94 указанных Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу о возложении обязанности на администрацию Казанского сельского поселения по установке соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), поскольку выполнение указанного мероприятия является обеспечением первичных мер пожарной безопасности и относится к вопросам местного значения сельского поселения. Бездействия администрации Казанского сельского поселения по решению данного вопроса нарушает права и свободы граждан с. Казанское в области пожарной безопасности. В отношении обустройства двух площадок с твердым покрытием у естественного водоема размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, суд исходит из того, что прокурором не представлено доказательств необходимости их возведения, не обозначены объекты, которые бы находились в радиусе 200 метров от них, не конкретизировано место требуемого для них обустройства. В судебном заседании помощник прокурора также не смог конкретизировать указанные обстоятельства. Наряду с указанной просьбой об обустройстве вышеуказанных площадок, прокурором в заявлении была предложена альтернатива: произвести монтаж пожарных гидрантов на водопроводной сети сельского поселения так, чтобы она обеспечила пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более, и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий. Однако суд считает, что монтаж гидрантов не может быть произведен администрацией сельского поселения, потому как водопроводные сети с. Казанское находятся в ведении администрации Казанского муниципального района, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества (л.д.91), поэтому требование по выполнению этих работ может быть предъявлено к администрации района. Заявленный прокурором срок для выполнения обязанностей по установке соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий) в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, суд считает достаточным. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленной прокурором просьбы в части. Руководствуясь Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, Федеральным законом РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, ст.ст. 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Заявление прокурора Казанского района Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Казанского сельского поселения Тюменской области удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации Казанского сельского поселения по решению вопроса местного значения в части непринятия мер: по установке соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий) до водоисточников. Обязать администрацию Казанского сельского поселения Тюменской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника. В остальной части заявленной просьбы отказать. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Казанский районный суд Тюменской области. Мотивированное решение изготовлено в печатном варианте 20 июня 2011 года. Председательствующий судья: Решение вступило в законную силу 01 июля 2011 года Судья Казанского районного суда: Г.В. Абронина
обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем
от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и
более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий. Считает, что бездействие администрации Казанского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушения требований и норм пожарной безопасности является незаконным и создает опасность для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды. Просит признать незаконным бездействие администрации Казанского сельского поселения, выразившееся в самоустранении от предусмотренных законодательством обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Казанского сельского поселения, и обязать администрацию Казанского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу: