Решение от 16.06.2011 по делу № 2-182/2011 по заявлению прокурора о признании незаконным бездействия администрации Пешневского сельского поселения и возложении обязанностей выполнить определенные действия



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2-182/2011

16 июня 2011 года

с. Казанское

Казанского района

Тюменской области

Казанский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Аброниной Г.В.,

с участием помощника прокурора Казанского района Тюменской области Толстопят П.В.,

при секретаре      Полукеевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Казанского района Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Пешневского сельского поселения, выразившегося в самоустранении от предусмотренных законодательством обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Пешневского сельского поселения и возложении обязанностей выполнить определенные действия,

установил:

Прокурор Казанского района Тюменской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Пешневского сельского поселения, выразившегося в самоустранении от предусмотренных законодательством обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Пешневского сельского поселения и об обязании исполнения требований пожарной безопасности, мотивируя свою просьбу тем, что с 28 по 30 марта 2011 года на территории Пешневского сельского поселения дознавателем ОНД по Казанскому муниципальному району Черепановым А.А. была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности администрацией Пешневского сельского поселения. В ходе проведения проверки были установлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно:

- В нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности, п. 8.16 СНиП 2-04-02-84 не произведен монтаж пожарных гидрантов на водопроводной сети сельского поселения так, чтобы она обеспечила пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий.

- В нарушение п. 94 Правил пожарной безопасности РФ к естественным водоёмам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Считает, что бездействие администрации Пешневского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушения требований и норм пожарной безопасности является незаконным и создает опасность для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды.

Просит признать незаконным бездействие администрации Пешневского сельского поселения, выразившееся в самоустранении от предусмотренных законодательством обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Пешневского сельского поселения, и обязать администрацию Пешневского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу:

- к естественным водоемам устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, очистить подъезды либо произвести монтаж пожарных гидрантов на водопроводной сети сельского поселения так, чтобы она обеспечила пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более, и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий.

В судебном заседании помощник прокурора Казанского района Тюменской области Толстопят П.В. конкретизировал заявленную просьбу и просил обязать администрацию Пешневского сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:

Установить на берегу естественного водоема в д. Копотилово Казанского района Тюменской области площадки с твердым покрытием (пирсы) размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

От заявленной просьбы в части монтажа гидрантов на водопроводной сети отказался.

Представитель заинтересованного лица администрации Казанского сельского поселения - Санников А.М., действующий на основании доверенности № 97 от 10.06.2011, считает, что в удовлетворении просьбы должно быть отказано, так как на территории Пешневского сельского поселения реализуются первичные меры пожарной безопасности: созданы подразделения добровольной пожарной охраны, заключаются муниципальные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них, с целью создания условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения - пожарных гидрантов, приобретаются первичные средства пожаротушения и противопожарный инвентарь. На территории Пешневского сельского поселения имеются 6 пожарных водоемов, 1 водонапорная башня, которые используются для забора воды с целью пожаротушения. Считает, что действиями администрации Пешневского сельского поселения в части реализации первичных мер пожарной безопасности, соблюдаются права и свободы граждан, проживающих на территории поселения. Считает заявленную просьбу прокурора об обустройстве площадок с твердым покрытием на берегу естественного водоема в д. Копотилово для помещения на неё пожарной машины с целью забора воды необоснованной, так как территория д. Копотилово обеспечена необходимым запасом воды на случай пожаротушения в виде пожарных водоемов.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля Щепелкина А.М., проходившего по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленной прокурором с учетом конкретизации просьбы по следующим основаниям:

Согласно статье 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ установлено, что система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленного на борьбу с пожарами. Одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются организации, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

В силу статьи 6 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона 123-ФЗ от 22.07.2008 г.

Согласно статье 63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии с. п. 9 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п. 1 ст. 6 Устава Пешневского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, администрация Пешневского сельского поселения является самостоятельным муниципальным образованием, состоящим из двух населенных пунктов.

Из Акта проверки № 55 от 28-30 марта 2011 г. соблюдения правил пожарной безопасности на территории Пешневского сельского поселения (л.д. 7-8), проведенной дознавателем ОНД по Казанскому муниципальному району Черепановым А.А. следует, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:

- в нарушении требования п. 94 ППБ 01-03 в д. Копотилово казанского района к естественным водоёмам не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Допрошенный в качестве свидетеля начальник ОДН по Казанскому муниципальному району МОНД № 4 Щепелкин А.М.пояснил суду, что в обязанности работников ОДН по Казанскому муниципальному району МОНД № 1 входит выявление и предотвращение пожарных ситуаций, поэтому в целях противопожарной безопасности в весенний период 2011 года были проведены проверки во всех сельских поселениях Казанского района.

На территории Пешневского сельского поселения такая проверка была проведена в марте 2011 года. Часть замечаний по противопожарной безопасности, которые были указаны в предписании по результатам проверки, администрацией Пешневского поселения выполнены.

На территории Пешневского сельского поселения в д. Копотилово находится естественный водоем - река Ишим, но по всей её протяженности, где вблизи находятся жилые дома и объекты река имеет крутой берег и подъезды к воде оборудовать невозможно. Оборудование твердых площадок у естественных водоемов необходимо в том случае, если в радиусе 200 метров возведены какие-либо объекты, таких объектов у пологих мест около реки не имеется. Данная площадка может быть использована кроме того и для забора воды пожарной автомашины с целью её дальнейшего подвоза к источнику возгорания, но для этих целей в деревне имеются пожарные водоемы в виде резервуаров, общим объемом 175 куб.м., из которых производится забор воды. Этот запас для д. Копотилово достаточен. Необходимый объем запаса воды в д. Копотилово Казанского района Тюменской области определен путем расчета и составляет 108 куб.м. Поэтому устройство площадки с твердым покрытием для пожарной автомашины у реки в д. Копотилово нецелесообразно.

Из справочника противопожарного водоснабжения Казанского района, утвержденного начальником 132 ПЧ ФПС ГУ 18 ОФПС по Тюменской области (л.д.113-117) и представленной информации отделения надзорной деятельности по Казанскому району (л.д. 112) следует, что в д. Копотилово имеется 2 источника наружного водоснабжения.

Согласно п. 94 указанных Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленной прокурором просьбы в отношении обустройства в д. Копотилово площадок с твердым покрытием у естественного водоема размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, суд исходит из того, что прокурором не представлено доказательств необходимости их возведения, не обозначены объекты, которые бы находились в радиусе 200 метров от них, не конкретизировано место требуемого для них обустройства. В судебном заседании помощник прокурора также не смог конкретизировать указанные обстоятельства.

Руководствуясь Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, Федеральным законом РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, ст.ст. 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленной прокурором просьбы о возложении обязанности на администрацию Пешневского сельского поселения Казанского муниципального района Тюменской области об устройстве на берегу естественного водоема в д. Копотилово Казанского района Тюменской области площадки (пирса) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Казанский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение изготовлено в печатном варианте 22 июня 2011 года.

Председательствующий судья:

Решение вступило в законную силу 05 июля 2011 года

Судья

Казанского районного суда:       Г.В. Абронина