РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 2-186/2011 16 июня 2011 года с. Казанское Казанского района Тюменской области Казанский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Аброниной Г.В., с участием помощника прокурора Казанского района Тюменской области Толстопят П.В., при секретаре Полукеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Казанского района Тюменской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Чирковского сельского поселения, выразившегося в самоустранении от предусмотренных законодательством обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Чирковского сельского поселения и возложении обязанностей выполнить определенные действия, установил: Прокурор Казанского района Тюменской области обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Чирковского сельского поселения, выразившегося в самоустранении от предусмотренных законодательством обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Чирковского сельского поселения и об обязании исполнения требований пожарной безопасности, мотивируя свою просьбу тем, что 18 февраля 2011 года на территории Чирковского сельского поселения старшим инспектором ОНД по Казанскому муниципальному району МОНД № 4 Никулиным А.Ю. была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности администрацией Чирковского сельского поселения. В ходе проведения проверки были установлены нарушения Правил пожарной безопасности, а именно: - В нарушение п. 90 Правил пожарной безопасности РФ у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). - В нарушение п. 3 Правил пожарной безопасности, п. 8.16 СНиП 2-04-02-84 не произведен монтаж пожарных гидрантов на водопроводной сети сельского поселения так, чтобы она обеспечила пожаротушение любого - Территория д. Чирки в нарушении требований п. 114 Правил пожарной безопасности РФ не обеспечена запасом воды для целей пожаротушения. Считает, что бездействие администрации Чирковского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушения требований и норм пожарной безопасности является незаконным и создает опасность для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, окружающей среды. Просит признать незаконным бездействие администрации Чирковского сельского поселения, выразившееся в самоустранении от предусмотренных законодательством обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности на территории Чирковского сельского поселения, и обязать администрацию Чирковского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу: у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника; - произвести монтаж пожарных гидрантов на водопроводной сети сельского поселения так, чтобы она обеспечила пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более, и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий; - д. Чирки обеспечить запасом воды для целей пожаротушения. В судебном заседании помощник прокурора Казанского района Тюменской области Толстопят П.В. конкретизировал заявленную просьбу и просил обязать администрацию Чирковского сельского поселения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника; - д. Чирки обеспечить запасом воды для целей пожаротушения в объеме 8 куб.м. От заявленной просьбы о монтаже пожарных гидрантов на водопроводной сети отказался. Представитель заинтересованного лица администрации Чирковского сельского поселения - Санников А.М., действующий на основании доверенности № 19 от 09.06.2011 (л.д. 127), согласен с конкретизированной в судебном заседании просьбой, поскольку выявленные в результате проверки недостатки относятся к первичным мерам пожарной безопасности, и решение указанных вопросов находится в ведении сельских поселений. Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля Щепелкина А.М., проходившего по делу, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленной просьбы прокурора с учетом её конкретизации по следующим основаниям: Согласно статье 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ установлено, что система обеспечения пожарной безопасности представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленного на борьбу с пожарами. Одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности являются организации, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности. В силу статьи 6 ФЗ РФ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 Федерального закона 123-ФЗ от 22.07.2008 г. Согласно статье 63 указанного закона первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии с. п. 9 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, п. 1 ст. 6 Устава Чирковского сельского поселения к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, администрация Чирковского сельского поселения является самостоятельным муниципальным образованием, состоящим из двух населенных пунктов. Из Акта проверки № 21 от 18 февраля 2011 года соблюдения правил пожарной безопасности на территории Чирковского сельского поселения (л.д. 7-9), проведенной старшим инспектором ОНД по Казанскому муниципальному району МОНД № 4 Никулиным А.Ю. следует, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: - в нарушении требования п. 90 ППБ 01-03 у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), - в нарушении требования п. 3 ППБ 01-03, п. 8.16 СНиП 2-04-02-84 не произведен монтаж пожарных гидрантов на водопроводной сети сельского поселения так, чтобы она обеспечила пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий; - в нарушении требования п. 114 ППБ 01-03 территория д. Чирки не обеспечена запасом воды для целей пожаротушения. Допрошенный в качестве свидетеля начальник ОДН по Казанскому муниципальному району МОНД № 4 Щепелкин А.М. пояснил суду, что проверками, проведенными в феврале и марте 2011 года, выявлено, что администрацией Чирковского сельского поселения не выполнены первичные меры противопожарной безопасности: - отсутствуют указатели - объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий у водоисточников, д. Чирки не обеспечена необходимым запасом воды для целей пожаротушения. В д. Чирки имеется 2 пожарных водоема объемом 100 куб.м., по расчетам необходимо 108 куб.м., следовательно, необходимо дополнительно обеспечить еще запас воды на 8 куб.м. Согласно п. 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, на территории сельских населенных пунктов наряду с другими мероприятиями, в том числе должен иметься запас воды для целей пожаротушения. Из справочника противопожарного водоснабжения Казанского района, утвержденного начальником 132 ПЧ ФПС ГУ 18 ОФПС по Тюменской области (л.д. 120-124) и представленной информации отделения надзорной деятельности по Казанскому району (л.д. 119) следует, что на территории д. Чирки имеется 2 источника наружного водоснабжения объемом 100 куб.м. Как следует из п. 90 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении конкретизированной в судебном заседании просьбы прокурора и о возложении обязанности на администрацию Чирковского сельского поселения: - по установке соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), - по обеспечению д. Чирки необходимым запасом воды для целей пожаротушения путем установки резервуаров, поскольку выполнение указанных мероприятий является обеспечением первичных мер пожарной безопасности и относится к вопросам местного значения сельского поселения. Необходимый объем запаса воды для д. Чирки Казанского района Тюменской области объемом 108 куб.м. определен путем расчета и представлен в справке начальника ОНД по Казанскому муниципальному району от 15.06.2011 года № 219-13-5-10 (л.д.126-127). Руководствуясь Федеральным законом РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ, Федеральным законом РФ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, ст.ст. 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Заявление прокурора Казанского района Тюменской области удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Чирковского сельского поселения, выразившееся: - в непринятии мер по установке у водоисточников соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, выполненных с использованием светоотражающих покрытий), - в не обеспечении д. Чирки необходимым запасом воды для целей пожаротушения. Обязать администрацию Чирковского сельского поселения Казанского муниципального района Тюменской области в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника; - обеспечить необходимым запасом воды в целях пожаротушения путем установки дополнительного резервуара с запасом воды в д. Чирки Казанского района Тюменской области объемом 8 куб.м. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Казанский районный суд Тюменской области. Мотивированное решение изготовлено в печатном варианте 22 июня 2011 года. Председательствующий судья: Решение вступило в законную силу 05 июля 2011 года Судья Казанского районного суда: Г.В. Абронина
обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем
от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и
более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий.