Решение от 24.01.2012 по делу № 2-15/2012 по иску Шегенова М.Ж. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

№ 2-15/2012

24 января 2012 года

с. Казанское

Казанского района

Тюменской области

Казанский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Первушиной Н.В.,

при секретаре     Массёровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шегенова М.Ж. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении периода прохождения службы в Вооруженных силах в педагогический стаж, назначении трудовой пенсии по старости,

установил:

Шегенов М.Ж. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении периода прохождения службы в Вооруженных Силах в специальный педагогический стаж, назначении пенсии. Свои требования мотивирует тем, что он имеет педагогический стаж более 25 лет. Полагая, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, 29.11.2011 года он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Казанском районе от 02.12.2011 года ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого количества специального педагогического стажа. В педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, ему не был зачтен период прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако в соответствии с действовавшим на тот период Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, служба в составе Вооруженных сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Стаж его работы в школе в качестве педагога на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе составлял 24 года 03 месяца 13 дней. Отказ ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Казанском районе в назначении ему досрочной пенсии считает незаконным, нарушающим его право на пенсионное обеспечение. Просит суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения им службы по призыву в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать ответчика назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости с момента его обращения в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе, т.е. с 29.11.2011 года.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил.

Представитель ответчика - Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области Ренева Л.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29), исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении, считает, что решение об отказе Шегенову М.Ж. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости принято законно, просит в иске отказать.

В представленном суду возражении указано, что отказ Шегенову М.Ж. является правомерным и обоснованным по следующим основаниям:

В соответствии пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняется право на досрочное назначение пенсии лицам, не менее 25 лет осуществляющимпедагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Выполняемая работа должна протекать в должностях, указанных в Списках профессий и должностей, утвержденных постановлением Правительства от 29.10.2002 г. №781.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ могут применяться правила и нормы, действовавшие до введения нового правового регулирования. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, в педагогический стаж засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом указанная работа засчитывается в специальный стаж при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии по старости, приходится на работу в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» утратило силу с 01 октября1993 г. Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 №4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28,30 Закона о трудовых пенсиях в Российской федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ в стаж включаются все периоды работы в иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в указанный стаж по законодательству, действующему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа.

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой.

В связи с этим период службы в составе Вооруженных Сил СССР засчитать в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости невозможно, так как педагогический стаж Шегенова М.Ж. на 01.10.1993 года составляет 6 лет 01 месяцев 14 дней, что не составляет 2\3 педагогического стажа.

Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность учреждениях для детей независимо от их возраста.

Из трудовой книжки Шегенова М.Ж. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год он проходил службу в рядах Советской Армии, с ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу учителем физического воспитания в *** среднюю школу , впоследствии в *** средняя школа была неоднократно реорганизована, окончательно - в муниципальное автономное общеобразовательное учреждение *** средняя общеобразовательная школа, где и работает по настоящее время (л.д.9-12).

Записи в трудовой книжке о службе в рядах Вооруженных Сил СССР подтверждаются военным билетом, справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом военного комиссариата Тюменской области по Казанскому и Сладковскому районам.

Однако из записи в военном билете () Шегенова М.Ж., выданном Казанским райвоенкоматом Тюменской области и справки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шегенов М.Ж. призван на действительную военную службу ДД.ММ.ГГГГ и уволен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-19), а не ДД.ММ.ГГГГ, как указано в трудовой книжке.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а не по ДД.ММ.ГГГГ, Шегенов М.Ж. проходил военную службу по призыву в составе Вооруженных сил СССР, педагогический стаж истца без учета указанного периода по состоянию на 29.11.2011 года составляет 24 года 03 месяца 13 дней.

29 ноября 2011 года Шегенов М.Ж. обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Коллегиальным решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области от 02.12.2011 года № 15 Шегенову М.Ж. было отказано в назначении досрочной пенсии по возрасту в связи с отсутствием необходимого количества лет педагогического стажа - 25 лет. Решение мотивировано тем, что в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включен период службы в рядах Советской Армии. Педагогический стаж на момент обращения Шегенова М.Ж. с заявлением о назначении пенсии составил 24 года 03 месяца 13 дней (л.д.7-8).

Однако данное решение, по мнению суда, является незаконным по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Конституции РФкаждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, при этом равенство прав и свобод человека и гражданина гарантировано государством в соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

До установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, в том числе, в период времени, когда истец проходил службу в составе Вооруженных Сил РФ, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. На момент прохождения Шегеновым М.Ж. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения, следовательно, вышеназванный период подлежат включению в стаж работы по специальности независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Доводы представителя ответчика о том, что на данный период может быть включен в специальный стаж лишь при наличии у гражданина не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии на момент утраты силы названного Постановления, не соответствуют вышеуказанным конституционным нормам.

Принимая во внимание, что на момент обращения Шегенова М.Ж. в управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области, им было выработано 24 года 03 месяца 13 дней педагогического стажа, то есть не менее 2/3 требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период (период службы в армии) надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», п. 15,17 постановления от 27 февраля 2002 года Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации «Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

В случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии) или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В ГУ - Управление Пенсионного фона РФ в Казанском районе Тюменской области с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости Шегенов М.Ж. обратился 29.11.2011 года, решение об отказе в назначении пенсии вынесено коллегиально 02.12.2011 года и вручено Шегенову 12.12.2011 года.

В суд с исковым заявлением Шегенов М.Ж. обратился 23.12.2011 года, то есть до истечения 3-х месяцев с момента получения решения об отказе в назначении пенсии (л.д. 3).

Таким образом, исходя из требований Конституции РФ о равенстве прав и свобод человека и гражданина, суд приходит к выводу, что право на досрочное назначение пенсии Шегенов М.Ж. приобрел с момента обращения его в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе, то есть с 29.11.2011 года.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований: включении в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период прохождения им службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (а не по ДД.ММ.ГГГГ, как просит истец), признании за ним права на досрочное назначение пенсии по старости и возложении на ответчика обязанности назначить истцу досрочно трудовой пенсию по старости с момента его обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе, т.е. с 29.11.2011 года.

Руководствуясь ст. 7,27 Федерального Закона «О Трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Шегенова М.Ж. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении периода прохождения службы в Вооруженных силах в педагогический стаж, назначении трудовой пенсии по старости, удовлетворить частично.

Включить в специальный трудовой стаж Шегенова М.Ж., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период прохождения службы по призыву в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Шегеновым М.Ж. право на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Казанском районе Тюменской области назначить Шегенову М.Ж. досрочную трудовую пенсию по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 29 ноября 2011 года.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Казанский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение изготовлено в печатном варианте 27 января 2012 года.

Председательствующий судья:

Решение вступило в законную силу 28 февраля 2012 года

Судья

Казанского районного суда      Н.В. Первушина