Именем Российской Федерации № 2-21/2012 14 февраля 2012 года с. Казанское Казанский район Тюменская область Казанский районный суд Тюменской области в составе: председательствующего судьи Аброниной Г.В., с участием прокурора Казанского района Тюменской области Шмидт В.Я., при секретаре Полукеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казанского района Тюменской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации Афонькинского сельского поселения о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, установил: Прокурор Казанского района Тюменской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к администрации Афонькинского сельского поселения о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Казанского района Тюменской области была проведена проверка в администрации Афонькинского сельского поселения Казанского муниципального района в ходе, которой выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии проведения аттестации всех имеющихся рабочих мест по условиям труда. Всего в администрации сельского поселения имеется 5 рабочих мест. В соответствии с действующим законодательством аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) создает угрозу повышенного производственного травматизма. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Просит обязать администрацию Афонькинского сельского поселения провести аттестацию рабочих мест. В судебном заседании помощник прокурора Казанского района Тюменской области Шмидт В.Я. заявленные исковые требования конкретизировал, просил обязать администрацию Афонькинского сельского поселения провести аттестацию рабочих мест и установить срок для её проведения до 01.11.2012 года, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации Афонькинского сельского поселения - Чварова О.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59), исковые требования прокурора не признала, пояснив суду, что администрация Афонькинского сельского поселения, является бюджетной организацией. Бюджет администрации на 2012 год утверждён решением Думы Афонькинского сельского поселения. Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда администрации Афонькинского сельского поселения необходимы денежные средства. Однако денежные средства на проведение аттестации рабочих мест не были запланированы в бюджете на 2012 год. В связи с финансовыми затруднениями аттестации рабочих мест не была проведена. В настоящее время администрацией Афонькинского сельского поселения предпринимаются все необходимые меры по проведению аттестации рабочих мест. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Афонькинского сельского поселения и ФИО7 заключен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в администрации Афонькинского сельского поселения. Согласно условиям данного договора ФИО7 обязуется выполнить работу по проведению аттестации всех рабочих мест в администрации Афонькинского сельского поселения в срок до августа 2012 года. Проведение аттестации рабочих мест начинается с февраля 2012 года. Имеется календарный план по выполнению определенных работ по вышеуказанному договору. В связи с тем, что в настоящее время администрацией Афонькинского сельского поселения проводятся мероприятия по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, а именно заключен договор о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, просит в удовлетворении заявленных исковых требований прокурору Казанского района отказать. Суд, выслушав объяснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит заявленные прокурором Казанского района Тюменской области требования о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест в администрации Афонькинского сельского поселения подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор Казанского района утверждает, что исковое заявление направлено в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав работников администрации Афонькинского сельского поселения на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц. По разным причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица. Кроме того, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать в будущем. Суд полагает, что прокурор вправе обращаться с рассматриваемым иском в интересах неопределенного круга лиц, поскольку он направлен на защиту не только интересов настоящих работников администрации Афонькинского сельского поселения, но и в защиту интересов лиц, которые могут работать в данном учреждении в будущем, то есть их круг не может быть определен. Конституция РФ закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37). Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются, в том числе, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников. В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Согласно ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Реализация указанного права обеспечивается возложением на работодателя соответствующих обязанностей по охране труда. В частности, в соответствии со статьями 22, 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Статьей 209 Трудового кодекса РФ установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Вместе с тем, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. Согласно пунктов 1 и 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011г. № 342н, требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Согласно пункту 8 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет. Как следует из материалов дела, объяснений сторон, в ходе проведённой проверки в нарушение вышеуказанных положений аттестация пяти рабочих мест в администрации Афонькинского сельского поселения не проводилась. Доводы представителя ответчика о невозможности исполнения решения в связи с отсутствием финансовой возможности, суд находит несостоятельными. Таким образом, суд считает, что мероприятия, направленные на соблюдение требований охраны труда должны неукоснительно соблюдаться, что свидетельствует о правомерности требований истца. Наличие финансовых затруднений на возможности и сроки устранения нарушений в области охраны труда влиять не должно. В судебном заседании установлено, что главой администрации Афонькинского сельского поселения определены подготовительные мероприятия к проведению аттестации. Ответчик заключил с ФИО7 договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО7 приняло на себя обязательство оказать администрации Афонькинского сельского поселения услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда в срок до августа 2012 года (л.д.52-54). Составлен календарный план проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно которому проведение аттестации рабочих мест начинается с февраля 2012 года и заканчивается в августе 2012 года (л.д.55). Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются гарантийным письмом президента ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № из которого следует, что ФИО7 подтверждает исполнение своих обязательств по договорам заключенными с администрациями сельских поселений Казанского муниципального района о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Договоры ими подписаны и направлены в адрес администраций сельских поселений ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заключенных договоров сроки исполнения работ с февраля по август 2012 года (л.д.57). Ответчиком - администрацией Афонькинского сельского поселения после предъявления исковых требований прокурора и во время нахождения в производстве суда данного дела начаты подготовительные мероприятия по исполнению требований действующего законодательства о проведении аттестации рабочих мест, данные события имеют место после поступления указанного иска прокурора в суд. В силу ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В судебном заседании установлено, что администрация Афонькинского сельского поселения, ответчик по делу, имеет в своем штате 5 работников. Данные обстоятельства подтверждаются штатным расписанием (л.д.6-8). Однако требования законодательства об охране труда в части обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда ответчиком не соблюдены. Созданные им, как работодателем, рабочие места по условиям труда не аттестованы. С учетом изложенного, суд считает, что администрация Афонькинского сельского поселения Казанского муниципального района в нарушение существующих требований к безопасности и гигиене создаёт предпосылки к возникновению аварийных ситуаций и несчастным случаям на производстве. Не смотря на начатые администрацией сельского поселения мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений судом принимается во внимание, что их комплекс, который свидетельствовал бы о выполнении требования о проведении аттестации рабочих мест в целом, не проведен. Выполнены лишь подготовительные работы. Прокурором в данном судебном заседании конкретизированы исковые требования в части установления срока для исполнения, с учетом длительности проводимых работ просит определить его до 01.11.2012 года. При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Казанского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика провести аттестацию рабочих мест в указанный срок признаны законными и подлежащими удовлетворению. В соответствии с ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия в случаи, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая мнение истца, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика принять меры по устранению нарушений законодательства в срок до 01.11.2012 года. Данный срок, по мнению суда, является разумным и позволит выполнить требуемые действия. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.ст. 22,209,210,211,212,219,353 Трудового кодекса РФ, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н, суд решил: Исковое заявление прокурора Казанского района Тюменской области в защиту неопределенного круга лиц о возложении обязанности на администрацию Афонькинского сельского поселения провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, удовлетворить. Обязать администрацию Афонькинского сельского поселения Казанского муниципального района Тюменской области провести аттестацию по условиям труда 5 рабочих мест в срок до 01 ноября 2012 года. Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы в Казанский районный суд Тюменской области. Мотивированное решение изготовлено в печатном варианте 20 февраля 2012 года. Председательствующий судья: Решение вступило в законную силу 21 марта 2012 года. Судья Казанского районного суда Г.В. Абронина