Решение от 29.02.2012 по делу от 2-61/2012 по иску прокурора Казанского района в защиту неопределенного круга лиц к МАОУ Дубынская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

№ 2-61/2012

29 февраля 2012 года

с. Казанское

Казанский район

Тюменская область

Казанский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Первушиной Н.В.,

при секретаре      Массёровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казанского района Тюменской области в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Дубынская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

установил:

Прокурор Казанского района Тюменской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению Дубынская средняя общеобразовательная школа (далее МАОУ ДСОШ) о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой Казанского района Тюменской области была проведена проверка в МАОУ ДСОШ, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии аттестации 12 имеющихся в учреждении рабочих мест по условиям труда. Всего в указанном учреждении имеется 24 рабочих места. В 2011 году была проведена аттестация 12 рабочих мест. В соответствии с действующим законодательством аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) создает угрозу повышенного производственного травматизма. Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда в целом. Такая аттестация проводится по условиям труда, это мероприятие призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. Просит обязать МАОУ ДСОШ провести аттестацию 12 рабочих мест.

В судебном заседании помощник прокурора Казанского района Тюменской области Шмидт В.Я. заявленные исковые требования конкретизировал, просил обязать МАОУ ДСОШ провести аттестацию 12 рабочих мест и установить срок для её проведения до 01 января 2013 года, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.

Представитель ответчика МАОУ ДСОШ - Кочанова Н.В., являющаяся директором указанного учреждения на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35), конкретизированные исковые требования прокурора признала в полном объеме, пояснив, что в 2011 году исходя из наличия финансовой возможности была проведена аттестация 12 рабочих мест, не аттестовано 12 рабочих мест. 15.02.2012 года между МАОУ ДСОШ и "Учреждение" был заключен договор на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно условиям данного договора "Учреждение" обязуется выполнить работу по проведению аттестации 5 рабочих мест в МАОУ ДСОШ в течение 8 месяцев с момента подписания договора. 24.02.2012 года издан приказ о создании комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда. В течение 2012 года будет проведена аттестация оставшихся 7 рабочих мест.

Суд, заслушав объяснения помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит заявленные прокурором Казанского района Тюменской области требования о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест в МАОУ ДСОШ с учетом их конкретизации подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор в исковом заявлении указывает, что иск предъявлен в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав работников МАОУ ДСОШ на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц, так как по разным причинам на одном и том же рабочем месте в разное время могут работать разные лица, аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, а проводится по условиям труда и призвана способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать в будущем. Таким образом, заявленные исковые требования направлены на защиту не только интересов лиц, работающих в МАОУ ДСОШ в настоящее время, но тех лиц, которые могут работать в данном учреждении в будущем, то есть их круг не может быть определен. Суд находит указанные доводы обоснованными, следовательно, прокурор вправе обращаться с рассматриваемым иском в интересах неопределенного круга лиц.

Конституция РФ закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37).

Согласно ст. 210 Трудового кодекса РФ основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются, в том числе, обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе, при организации производства и труда.

Согласно ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

Реализация указанного права обеспечивается возложением на работодателя соответствующих обязанностей по охране труда. В частности, в соответствии со статьями 22, 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Статьей 209 Трудового кодекса РФ установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, который устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации. Согласно пунктам 1 и 4 требования Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Согласно пункту 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с п. 11 Порядка в ходе проведения подготовительных мероприятий отдельно выделяются аналогичные рабочие места. Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Пунктом 40 Порядка предусмотрено, что оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20% таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

В судебном заседании установлено, что в МАОУ ДСОШ имеется 24 рабочих места, подлежащих аттестации, из них 12 аттестовано в 2011 году, 12 не аттестовано.

Данное обстоятельство не оспаривалось представителем истца.

Однако требования законодательства об охране труда в части обязательной аттестации всех рабочих мест по условиям труда ответчиком не соблюдены. Не все созданные им, как работодателем, рабочие места по условиям труда не аттестованы. Но на момент рассмотрения дела в суде МАОУ ДСОШ предприняты меры к проведению аттестации рабочих мест и проведены подготовительные мероприятия, а именно: с "Учреждение" заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому "Учреждение" приняло на себя обязательство оказать МАОУ ДСОШ услуги по аттестации 5 рабочих мест по условиям труда в срок до 17 октября 2012 года (л.д.29-32); произведена предоплата по указанному договору (л.д.33); издан приказ о создании комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда (л.д.34).

Оценивая действия ответчика, суд исходит из следующего:

В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда аттестация включает в себя несколько этапов и считается оконченной изданием приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также ознакомлением работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

МАОУ ДСОШ проведены лишь ряд подготовительных мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, основной этап не проведен, аттестация не закончена.

Поэтому суд находит исковые требования прокурора Казанского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании ответчика провести аттестацию рабочих мест обоснованными.

Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования конкретизировал, с учетом длительности проводимых работ, их характера, просил возложить на ответчика обязанность провести аттестацию по условиям труда 12 рабочих мест в срок до 01.01.2013 года.

В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая мнение истца, исходя из того, что проведение аттестации связано с исследованием параметров микроклимата рабочего места как в теплое, так и в холодное время года, исходя из принципов разумности, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность провести аттестацию 12 рабочих мест в срок до 01.01.2013 года.

Руководствуясь ст.ст. 22,209,210,211,212,219,353 Трудового кодекса РФ, Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н, ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Казанского района Тюменской области в защиту неопределенного круга лиц о возложении на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Дубынская средняя общеобразовательная школа обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Дубынская средняя общеобразовательная школа провести аттестацию по условиям труда 12 рабочих мест в срок до 01 января 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Казанский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение изготовлено в печатном варианте 05 марта 2012 года.

Председательствующий судья:

Решение вступило в законную силу 06 апреля 2012 года.

Судья

Казанского районного суда      Н.В. Первушина