решение по иску Гончаровой З.И. к Отделу пенсионного фонда о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«13» февраля 2012 г.         п. Магистральный

Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Антоневич М.Ф., при секретаре Бойковой В.П.,

с участием представителя ответчика Денисовой В.А. (доверенность № 1 от 10.01.2012г.),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-12/12 по иску Гончаровой З.И. к Отделу пенсионного фонда России (Государственному учреждению) по <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л:

13 декабря 2011 г. в суд поступил иск Гончаровой З.И. (далее - Гончарова З.И.) к Отделу Пенсионного фонда России по Казачинско-Ленскому району ( далее по тексту -ОПФР) о признании права на досрочную пенсию по старости, мотивируя свое требование тем, что истица ДД.ММ.ГГГГ обращалась с заявлением в отдел ПФР для назначения пенсии по старости, ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что не хватало стажа и право выхода на пенсию у неё возникает только в 51 год 8 месяцев, а также в связи с тем, что справка о заработной плате не имеет всех необходимых реквизитов. Вновь написала заявление ДД.ММ.ГГГГ, где указала, что представляет надлежащую справку, и просила, в случае отказа в начислении пенсии, сообщить ей письменно. В назначении пенсии ей было отказано, поскольку у неё отсутствует паспорт гражданина России и она не является гражданином РФ. Считает отказ в назначении пенсии незаконным и просит суд обязать назначить ей пенсию по старости со дня возникновения такого права.

Представитель ответчика иск не признал, представил на исковое заявление возражения, в которых указал, что Гончарова З.И. обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Согласно ст. 28 п. 1 подп. 6 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается женщине по достижении возраста 50 лет, если она проработала не менее 17 календарных лет в местах крайнего Севера и имеет 2-х и более детей и страховой стаж 20лет. На момент обращения Гончарова З.И. стаж работы в местах Крайнего Севера составил 13 лет 4 месяца 22 дня, страховой стаж составил 20 лет 10 месяцев 25 дней. Право выхода на пенсию у Гончаровой З.И. возникает в 51 год 8 месяцев. В связи с тем, что документы оформлены ненадлежащим образом и заявителем не выработан требуемый стаж работы в местах крайнего Севера, отделом ПФР было вынесено решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ в отдел ПФР поступило письменное обращение от Гончаровой З.И. (вх. ) в котором она подтверждает, что решение от ДД.ММ.ГГГГ она получила, но просит разъяснить, с какого момента возникает её право на пенсию и какие необходимо предоставить документы. На данное обращение было направлено разъяснительное письмо ДД.ММ.ГГГГ за , в котором указан перечень документов, необходимый для назначении пенсии, а также разъяснено, что трудовая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсии, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Датой приема считается день приема заявления на назначение пенсии со всеми необходимыми документами, подлинными или заверенными в установленном порядке. Право на пенсию у Гончаровой З.И. возникает ДД.ММ.ГГГГ (возраст 51 год 8 месяцев). С 2007 по 2009г. ОПФР велась переписка по повторным письменным обращениям гр. Гончаровой З.И. До настоящего времени Гончарова З.И. в ОПФР с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в установленном законом порядке не обращалась и никаких документов дополнительно не предоставляла. В связи с чем, назначить пенсию по старости не имеется возможным. Просит суд в иске Гончаровой З.И. отказать полностью.

Истец Гончарова З.И. просила о рассмотрении дела в её отсутствие, дополнительно указала, что в настоящее по указанному адресу она находится временно, что подтверждается представленными письмами Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о том, что она подлежит депортации, а также справками, подтверждающими, что она не зарегистрирована по указанному адресу.

Представитель ответчика Денисова В.А. в судебном заседании в иске просила отказать. Дополнительно указала, что Гончарова З.И. после того, как у неё возникло право на пенсию, в ОПФР с заявлением о назначении пенсии не обращалась. Поступившие заявления Гончаровой З.И. в период с 2007г. по 2009г. были рассмотрены ОПФР как обращения, а не как заявления о назначении пенсии. Кроме того, в нарушение требований закона № 173-ФЗ, № 27-ФЗ Гончарова З.И. не представила страховое свидетельство государственного пенсионного страхования и она не была застрахована в системе обязательного пенсионного страхования. Не оспорила тот факт, что имеющийся паспорт у Гончаровой З.И. является действительным, и она является гражданином РФ.

Выслушав представителя ответчика, проверив представленные доказательства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Доказательствами по делу, в соответствии со ст. 55 ГПК РФ, являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно подпункта 6 пункта 1 ст. 28 Федерального Закона № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Как установлено в судебном заседании, и не оспаривалось представителем ответчика, Гончарова З.И. ДД.ММ.ГГГГ обращалась в ОПФР по Казачинско-Ленскому району с заявлением о назначении пенсии. Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии Гончаровой З.И. отказано в связи с тем, что не выработан требуемый стаж работы в местах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Кроме того, в протоколе отражено, что страховой стаж составил 20 лет 10 месяцев 25 дней, не надлежащим образом оформлена справка о заработной плате и отсутствует паспорт гражданина РФ, а паспорт гражданина СССР образца 1974г., представленный заявителем, является недействительным. Других замечаний к документам, представленным Гончаровой З.И., ОПФР не имел.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального Закона № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.

В исковом заявлении Гончарова З.И. указывает, что по наступлению у неё права на получение пенсии, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ОПФ по Казачинско-Ленскому району, где указала, что предоставляет требуемую ранее справку о заработной плате, оформленную надлежащим образом, и просит в случае отказа в начислении пенсии, сообщить об этом письменно.

В обоснование данного требования Гончаровой З.И. представлено письменное обращение в ОПФР по Казачинско-Ленскому району от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 28-29 )

Оценивая данное обращение, учитывая то, что законодательством РФ не определен конкретный образец заявления, с которым гражданин имеет право обратиться за назначением пенсии, суд считает, что обращение Гончаровой от ДД.ММ.ГГГГ должно быть расценено как заявление о назначении пенсии, поскольку в нем конкретно указана просьба Гончаровой З.И. к ОПФР о том, что в случае начислении пенсии, выслать в её адрес пенсионное удостоверение, а в случае отказа в назначения пенсии - ответить письменно со ссылками на закон, кроме того к заявлению приложена требуемая ранее ОПФР справка о заработной плате, оформленная надлежащим образом.

Доводы представителя ответчика о том, что с заявлением о назначении пенсии Гончарова З.И. не обращалась, а все её заявления в период 2007-2009г.г., в том числе и заявление от ДД.ММ.ГГГГ, были рассмотрены в порядке общений граждан, не могут быть приняты во внимание, по основаниям, указанным выше. В судебном заседании факт того, что законодательством РФ образец заявления на назначении пенсии не определен, представитель ответчика не оспаривала, подтвердила, что существует простая письменная форма обращения с заявлением о назначении пенсии.

Тот факт, что данное заявление было получено ОПФР по Казачинско-Ленскому району, ответчиком не оспаривался, подтверждается представленным в суд заявлением, с отметкой ОПРФ о поступлении ДД.ММ.ГГГГ входящий (л.д.135-136).

Обращение Гончаровой З.И. от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено ОПФР, ДД.ММ.ГГГГ за исх. дан ответ, в котором указывают, что при получении паспорта гражданина РФ и в случае предоставления свидетельства обязательного пенсионного страхования Гончарова З.И. может обратиться в орган ПФР с заявлением о назначении пенсии по старости (л.д.133-134).

Данный ответ ОПФР суд расценивает как отказ Гончаровой З.И. в назначении пенсии, и считает данный отказ незаконным и необоснованным, поскольку в данном ответе Гончаровой З.И. отказано в назначении пенсии, указаны конкретные основания отказа в назначении пенсии.

Так, одним из оснований к отказу в назначении пенсии Гончаровой ОПФР указано то, что Гончарова З.И. не представила паспорт гражданина РФ, а представленный ею паспорт образца 1974 года является недействительным. Кроме того, в обоснование отказа в назначении пенсии Гончаровой ОПФР указал, что Гончарова З.И. не представила доказательств о своем гражданстве РФ.

Однако, силу п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, действителен до замены его в установленные сроки на паспорта гражданина Российской Федерации.

Во исполнение данного Указа Правительство Российской Федерации приняло постановление от 8 июля 1997 г. N 828, п. 2 (в ред. от 23 января 2004 г.) которого Министерству внутренних дел Российской Федерации было поручено осуществить до 1 июля 2004 г. поэтапную замену паспорта гражданина СССР на паспорт гражданина Российской Федерации.

Однако названными правовыми нормами установлено лишь то, что паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, является действительным до даты фактической замены его на паспорт гражданина Российской Федерации; а также дано предписание Министерству внутренних дел Российской Федерации осуществить до 1 июля 2004 г. его поэтапную замену на паспорт гражданина Российской Федерации.

В этих правовых нормах каких-либо указаний на прекращение действия паспортов образца 1974 года не содержится; конкретные сроки действия паспорта гражданина СССР не установлены.

Согласно ст. 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу названного Федерального закона.

Исходя из смысла указанной нормы Закона, ею определены только основания сохранения после 1 июля 2002 г. юридической силы документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации. Сроки же действия этих документов (в том числе и не ограниченных сроком действия) положениями приведенной нормы Федерального закона также не регламентированы.

В связи с чем, паспорт Гончаровой З.И. нельзя признать недействительным, в нем произведено вклеивание фотографии по достижении 45-летнего возраста, и данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Кроме того, в соответствии со ст. 13 действовавшего на момент распада СССР Закона РСФСР от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве РСФСР" гражданами РСФСР признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу указанного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.

Согласно п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325; в редакции от 31 декабря 2003 г.) наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.

Сведений о том, что Гончарова З.И. официально отказалась от гражданства Российской Федерации, в материалах дела не имеется, и ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, не представлено, как и не представлено доказательств, что указанный истицей адрес в исковом заявлении является ею постоянным местом жительства. Согласно сведениям ТП УФМС Гончарова зарегистрирована на территории Казачинско-Ленского района по настоящее время.

Довод представителя ответчика о том, что помимо прочих документов, Гончаровой З.И. должно быть представлено свидетельство обязательного пенсионного страхования, не может быть принят во внимание, так как это не основано на законе.

Так, Согласно Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изменениями от 12 марта 2010 г.), утвержденному Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па, в нем указан конкретный перечень документов, которые должны быть приложены гражданами к заявлению о назначении пенсии, и свидетельство обязательного пенсионного страхования в качестве обязательного документа, подлежащего приложению к заявлению о назначении пенсии, не указано.

А согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ., Гончаровой З.И. еже был установлен и определен страховой стаж, который на момент обращения в ОПФР ДД.ММ.ГГГГ уже составлял 20 лет 10 месяцев 25 дней, и таковых требований ОПФР на тот момент к Гончаровой З.И. не выдвигал.

Таким образом, судом установлено, что Гончарова З.И. на момент обращения в ОПФР в ДД.ММ.ГГГГ, выработала требуемый стаж работы в местах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, страховой стаж составляет более 20 лет, достигла возраста 51 года 8 месяцев.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что в случае надлежащего обращения Гончаровой З.И. в ОПФР с заявление о назначении пенсии после ДД.ММ.ГГГГ - не было бы оснований к отказу в назначении пенсии.

Поскольку судом установлено, что ответчик незаконно и необоснованно отказал истице в назначении пенсии по старости, то суд признает, что истица имеет право на досрочное назначение ей трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку Конституция РФ и международно-правовые акты исходят из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с пенсионным обеспечением, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности, предусмотренное ч. 1 ст. 21 Конституции РФ, при реализации права на пенсию. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законного приобретенного права на пенсию, умаляет достоинство личности.

В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ « О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращается в пенсионный фонд за назначением пенсии, однако в этом ему необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.

При этом суд считает необходимым обязать ответчика назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со дня поступления заявления Гончаровой З.И. в ОПФР по Казачинско-Ленскому району, а не с момента наступления права на получение пенсии ДД.ММ.ГГГГ, как указывает истец, так как заявление Гончаровой З.И. от ДД.ММ.ГГГГ не содержит конкретной даты его отправления, и истцом доказательств того, что её заявление о назначении пенсии отправлено в ОПФР именно ДД.ММ.ГГГГ, в суд не представлено.

Поскольку иск удовлетворяется, а истица была освобождена от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в соответствии со ст. 103 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск     Гончаровой З.И. удовлетворить частично.

Обязать Отдел пенсионного фонда России (Государственное учреждение) по Казачинско-Ленскому району Иркутской области назначить Гончаровой З.И. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда РФ по Казачинско-Ленскому району Иркутской области в пользу государства судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Иркутский областной суд через Казачинско-Ленский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления полного мотивированного решения.

Полное мотивированное решение изготовлено 27.02.2012г.

Судья подпись М.Ф. Антоневич

Решение вступило в законную силу.