Решение по делу о запрете допуска к педагогической деятельности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2011 года                                село Казачинское

Казачинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Цыбули Ю.Н., при секретаре Слабинской Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казачинского района к Краевому государственному бюджетному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании действий администрации КГСОУ, выразившимся в допуске к педагогической деятельности преподавателей Макаренко Н.А., Говейлер В.А., незаконными, обязании запретить допуск Макаренко Н.А., Говейлер В.А. к педагогической деятельности со дня вступления решения суда в законную силу,

УСТАНОВИЛ

    Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском. Мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки в Краевом государственному бюджетному специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» установлено, что к преподавательской деятельности допущены Говейлер В.А., которая приговором мирового судьи судебного участка № 36 в Казачинском районе Красноярского края от 30.11.2010г. признана виновной по ч. 1 ст. 116 УК РФ возбуждено уголовное дело и постановлением от 07.11.2010г. прекращено за примирением сторон. В силу требований ст. 331 Трудового кодекса РФ указанные обстоятельства являются препятствием к допуску указанных лиц к педагогической деятельности, и действия администрации Казачинской коррекционной школы по допуску Макаренко Н.А. и Говейлер В.А. к педагогической деятельности ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников школы.

    В суде помощник прокурора Казачинского района Насибулина В.Р. поддержала исковые требования по тем же основаниям. Дополнительно пояснила, что в силу ст. 32 Закона РФ «Об образовании» школа несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, и допуск указанных лиц к педагогической деятельности ставит права и свободы обучающихся под угрозу.

    Директор Казачинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Ивченко О.В. против удовлетворения требований прокурора возражал. Мотивировал тем, что Говейлер В.А. уже понесла дисциплинарную ответственность за указанный в приговоре проступок и никто не может нести ответственность дважды за одно и тоже деяние. Кроме того, указанные в исковом заявлении события совершены до изменений в ст. 331 Трудового кодекса РФ и в силу требований ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

    Третье лицо Говейлер В.А. против удовлетворения исковых требований возражала. Пояснила, что все события, которые отражены в уголовном деле, искажены, являются результатом действий отдельных членов трудового коллектива в силу неприязненных отношений. Признала вину, лишь для рассмотрения уголовного дела в особом порядке принятия судебного решения, поскольку желала скорее закончить связанные с делом процессуальные действия, поскольку это ей приносило моральные страдания.

Третье лицо Макаренко Н.А. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Стороны против рассмотрения дела в отсутствие Макаренко Н.А. не возражали.

    Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд полагает иск прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Особенности занятия педагогической деятельностью, как указано в ст. 53 Закона РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1, устанавливаются Трудовым кодексом РФ.

     В силу ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

    К педагогическим работникам относятся лица, занимающие должности, отнесенные к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования", к которым отнесены воспитатели и учителя.

Как установил суд, в Казачинскую специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат VIII вида на основании приказа № 60 от 01.09.2007г. на должность учителя трудового воспитания принята Говейлер В.А., а на должность воспитателя группы продленного дня Макаренко Н.А., что следует из трудовых книжек и трудовых договоров. В последующем Макаренко Н.А. назначена на должность учителя, что следует из дополнительного соглашения от 18.01.2011г. к трудовому договору от 01.09.2007г.

Приговором мирового судьи судебного участка № 36 в Казачинском районе Красноярского края от 30.11.2010г. признана виновной по ч. 1 ст. 116 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа 2500 рублей. Приговор вступил в законную силу.

Постановлением от 07.11.2010г. за примирением сторон прекращено уголовное дело в отношении Макаренко Н.А., возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ.

Согласно уголовному закону статья 116 УК РФ относится к преступлениям против жизни и здоровья.

Нереабилитирующим основанием прекращения уголовного дела и преследования является примирение сторон (ст. 25 УПК РФ), которое означает примирение обвиняемого (подозреваемого) с потерпевшим и заглаживание причиненного вреда.

Из п. 5.20 Устава Казачинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида следует, что к педагогической деятельности не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья.

Говейлер В.А. и Макаренко Н.А. в силу указанных выше обстоятельств относятся к лицам, которые в силу ст. 331 Трудового кодекса РФ и Устава школы к педагогической деятельности допущены быть не могут.

Вместе с тем, руководство школы требования ст. 331 Трудового кодекса РФ в отношении указанных лиц не выполнило, продолжив допуск указанных лиц к педагогической деятельности, что законным со стороны Казачинской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида признать нельзя.

Касаемо доводов директора школа о необходимости применения ст. 54 Конституции РФ суд приходит к следующим выводам.

Положения Конституции РФ, не препятствуют установлению в федеральном законе особых правил замещения отдельных должностей, предопределяемых характером трудовой деятельности, ее задачами, принципами организации и осуществления, что являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Определения КС РФ от 3 октября 2002 г. N 233-О, от 14 января 2003 г. N 32-О и от 23 июня 2009 г. N 1012-О-О, от 26 января 2010 г. N 127-О-О).

При этом в Определении от 26 января 2010 г. N 127-О-О Конституционный Суд РФ признал, что ограничение права на занятие педагогической деятельностью для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, обусловлено спецификой педагогической деятельности, содержание которой составляют обучение и воспитание граждан в соответствии с требованиями морали, общепризнанными ценностями уважения к закону и правам других лиц, направлено на защиту общественных интересов и прав обучающихся.

Реализуя свои полномочия, законодатель в последующем установил дополнительные ограничения права на занятие педагогической деятельностью и для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за определенные категории преступлений.

Запрет на осуществление педагогической деятельности лицам, указанным в ст. 331 Трудового кодекса РФ наказанием последних или их ответственностью не является. Данная норма лишь устанавливает особые требования к лицам, как претендующим на занятия педагогической деятельностью, так и занимающимся педагогической деятельностью, поскольку лицо, занимающееся педагогической деятельностью должно соответствовать предъявляемым требованиям не только на момент принятия на работу, но и в течение всего периода осуществляемой педагогической деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Казачинского района удовлетворить.

Признать действия Краевого государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» по допуску к педагогической деятельности Макаренко Н.А. и Говейлер В.А., незаконными.

Возложить на Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционного) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Казачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» обязанность, запретить допуск в Учреждении к педагогической деятельности Макаренко Н.А. и Говейлер В.А. со дня вступления решения суда в законную силу.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его составления в мотивированной форме путем подачи кассационной жалобы в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края.

Мотивированное решение составлено 4 июня 2011 г.

Председательствующий                                Ю.Н. Цыбуля