РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2011 года село Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Цыбули Ю.Н., с участием истца – Черных Н.А., представителя ответчика: Аксаментова Д.М., действующего на основании доверенности от 20.12.2010г., при секретаре судебного заседания Слабинской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черных Н.А. о признании за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязании включить в стаж периоды службы в Вооруженных Силах СССР и назначить пенсию по старости, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ
Черных Н.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> с вышеназванным иском. Мотивировал тем, что обратился в апреле к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему в назначении пенсии отказано с указанием на отсутствие требуемого стажа. Комиссией не приняты к зачету на соответствующих видах работ периоды работы истца на должностях, не связанных с педагогической деятельностью, а также период военной службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Полагает, что он имеет право на назначение пенсии, и спорный период службы в армии подлежит включению в стаж. Просит признать за ним право на досрочное назначение пенсии, обязать ответчика назначить ему пенсию. Кроме того, просит взыскать с ответчика судебные расходы. Уточнив исковые требования, просил обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период службы в Вооруженных Силах СССР в льготном исчислении из расчета 1 день службы за два дня работы.
В судебном заседании истец Черных Н.А. поддержал требования по тем же основаниям в полном объеме.
Ответчик иск не признал, о чем подал письменные возражения. Представитель ответчика Аксаментов Д.М. в судебном заседании пояснил, что на день обращения к ответчику стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности у истца недостаточно. Оснований для зачета периода службы в армии нет, поскольку в нормативных актах зачет при назначении пенсии периода службы в Вооруженных Силах СССР не предусмотрен. Ссылка представителя истца на постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не состоятельна, так как постановление не действует. На момент отмены указанного постановления истец не выработал необходимый специальный стаж – 2/3, дававший право на пенсию за выслугу лет. Льготное исчисление времени прохождения службы введено впервые Федеральным законом РФ от 27.01.1995г. № 10-ФЗ. Требование о взыскании <данные изъяты> рублей за оказание юридической помощи несоразмерно и необоснованно.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования Черных подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как установил суд, Черных Н.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что его заявление рассмотрено и не принят к зачету в стаж на соответствующих видах работы период военной службы истца в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В протоколе отражено, что продолжительность стажа для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью составляет 21 год 09 месяцев 13 дней.
Период прохождения военной службы соответствует данным, отраженным в представленной отделом Военного комиссариата Красноярского края в лице отдела по Пировскому и Казачинскому районам справке № от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжке и военном билете Черных Н.А..
Из трудовой книжки следует, что после прохождения военной службы Черных Н.А. устроился на работу учителем в Галанинскую основную школу.
Суд находит, что период прохождения военной службы по призыву Черных Н.А. подлежит включению в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени, когда проходил военную службу по призыву и трудоустроился на педагогическую работу Черных Н.А., действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Черных Н.А. в Вооруженных Силах СССР относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы Черных Н.А. подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, поскольку иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Касаемо льготного исчисления указанного периода, то суд приходит к следующему выводу.
Утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.
Вместе с тем, ст. 10 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ) предусмотрено, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж и стаж работы по специальности из расчета один месяц военной службы за два месяца работы.
То есть указанная норма действовала и в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, и лицо, работающее по специальности, могло рассчитывать на льготное исчисление времени военной службы по призыву из расчета один месяц службы за два месяца работы.
Данная норма предусмотрена и в последующем принятом Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ. Так, в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
То есть период военной службы Черных Н.А. по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении на основании вышеизложенных норм для стажа работы по специальности составляет не 2 года 1 месяц, а 4 года 2 месяца, что и подлежит включению в педагогический стаж.
Поскольку в протоколе заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края отражено, что продолжительность стажа для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью без учета военной службы у Черных Н.А. составляет 21 год 09 месяцев 13 дней, то с учетом периода военной службы при ее льготном исчислении для работы по специальности, стаж педагогической деятельности Черных Н.А. превышает необходимые 25 лет. Кроме того, зачтенный комиссией период относится исключительно периоды педагогической деятельности, которые превышают 2/3 стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет.
Суд находит, что период службы Черных Н.А. в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в двойном размере (из расчета 1 день военной службы по призыву за 2 дня работы). Поскольку педагогический стаж у Черных Н.А. превышает необходимые 25 лет на момент его обращения с заявлением о назначении пенсии, то Черных Н.А. имеет право на досрочное назначение пенсии со дня обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Касаемо оплаты истцом расходов на юридические услуги, то суд находит их взыскать с ответчика в пользу истца, поскольку они являются необходимыми для истца, вынужденного обратиться за юридической помощью, и подтверждающимися квитанцией об оплате, но с учетом части 4 статьи 1 ГПК РФ, применяя по аналогии норму права, регулирующую сходные отношения - ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, и находит взыскать в пользу Черных Н.А. с ответчика судебные расходы частично, снизив их до <данные изъяты> рублей, учитывая то, что ответчик является государственным учреждением, принимая решения об отказе в назначении пенсии, руководствовался только действующими нормативно-правовыми актами.
Из имеющейся в материалах дела квитанции следует, что истцом при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, которая в силу ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края в пользу истца, поскольку стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны понесенные по делу судебные расходы, к которым относится государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ
Возложить на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края обязанность, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Черных Н.А. период его службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере (из расчета 1 день военной службы по призыву за 2 дня работы) и назначить Черных Н.А. пенсию со дня обращения в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе - с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края в пользу Черных Н.А. <данные изъяты> рублей в счет возмещения оплаты истцом государственной пошлины и расходов на юридические услуги.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 08 июня 2011 года.
Судья Ю.Н. Цыбуля