Решение по делу о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного Фонда РФ



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2011 годасело Казачинское

Казачинскийрайонный суд Красноярского края, в составе председательствующего судьи Цыбули Ю.Н., при секретаре судебного заседания Слабинской Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой В.И. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Казачинском районе Красноярского края о признании незаконным решения начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Казачинском районе от 11.01.2011г, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период обучения в Лесосибирском государственном педагогическом институте, обязании включить указанный период в специальный трудовой стаж, и признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня обращения к ответчику,

УСТАНОВИЛ

Петрова В.И. обратилась в суд с вышеназванным иском. Свои требования мотивировала тем, что педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей осуществляемая не менее 25 лет дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании Закона РФ «О трудовых пенсиях РФ», Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". Согласно указанному постановлению в стаж по специальности работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Вместе с тем, ее заявление от 23.12.2010г. о досрочном назначении трудовой пенсии решением начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Казачинском районе от 11.01.2011г. оставлено без удовлетворения. К зачету не приняты периоды обучения истицы в Лесосибирском государственном педагогическом институте с 01.09.1982г. по 09.12.1985г. и с 25.03.1986г. по 30.06.1987г.

Просит признать незаконным решение начальника Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Казачинском районе об отказе включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанных периодов обучения в педагогическом институте, обязать ответчика включить указанные периоды в индивидуальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и назначить ей пенсию с даты обращения к ответчику. Кроме того, ссылается на Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П и № 11-П от 03.06.2006г.

В судебном заседании истица Петрова В.И. и ее представитель – адвокат Шинкевич поддержали исковые требования по тем же основаниям в полном объеме. Петрова В.И. пояснила, что до обучения в институте она не работала. Поступила в институт после окончания средней школы. После поступления в институт обучение не прерывала. Трудовая книжка заведена в период прохождения практики, что подтверждает, что она осуществляла педагогическую деятельность в период обучения в педагогическом институте.

Представитель ответчика Аксаментов Д.М. исковые требования истицы не признал, о чем подал письменные возражения на исковые требования. В судебном заседании пояснил, что время обучения в ВУЗе в педагогический стаж не засчитывается. Ссылка истца на Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не состоятельна, так как оно не действует. Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П и № 11-П от 03.06.2006г. относительно периода обучения в ВУЗе и Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 не применимы. Действующие нормативные акты возможности включения в педагогический стаж времени обучения в педагогических учебных заведениях не предусматривают.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Петровой В.И. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.п.19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П "По делу о проверке Конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" указано, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Следовательно, если гражданин имел права на льготы и преимущества в период действия соответствующего нормативного правового акта, в котором эти права были закреплены, то он может воспользоваться ими при назначении пенсии даже в том случае, если на момент этого назначения указанные акты формально утратили силу, в том числе в связи с принятием нового законодательства.

Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" в стаж работы по специальности учителям и другим работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Данный нормативный акт утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953.

Как установлено судом, из трудовой книжки Петровой (Вашко) Валентины Имровны, ДД.ММ.ГГГГ. рождения следует, что с 09.12.1985г. она принята на работу учителем в Новотроицкую восьмилетнюю школу на длительную практику. Освобождена от занимаемой должности по окончании практики 24.03.1986г. Из трудовой книжки следует, что обучение в институте проходила с 23.08.1982г. по 01.07.1987г. и после отчисления из института в связи с окончанием обучения с 15.07.1987г. назначена учителем физики и математики в Казачинскую среднюю школу.

Факт обучения в Лесосибирском государственном педагогическом институте подтверждается дипломом МВ № на имя Вашко Валентины Имровны и свидетельством о браке II-БА №, согласно которому Петров В.Г. и Вашко В.И., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения заключили брак, и Вашко присвоена фамилия – Петрова

Согласно решению от 11.01.2011г. Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Казачинском районе рассмотрев заявление Петровой В.И. от 23.12.2010г. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Петровой В.И. отказало в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. К зачету не приняты периоды обучения истицы в Лесосибирском государственном педагогическом институте с 01.09.1982г. по 09.12.1985г. и с 25.03.1986г. по 30.06.1987г.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что педагогической деятельностью, как основным видом трудовой деятельности, Петрова В.И. стала заниматься только закончив обучение в институте.

Касаемо периода времени с 09.12.1985г. по 24.03.1986г., когда Петрова В.И. находилась на должности учителя в Новотроицкой восьмилетней школе, то суд приходит к следующим выводам.

Из п. 23, действовавшего на период практики Петровой В.И. Положения о производственной практике студентов высших учебных заведений утвержденного Приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 18 июля 1974 г. N 600, следует что, студентам, работающим в период производственной практики на оплачиваемых должностях, выплачивается компенсация за очередной отпуск по нормам, установленным для данной профессии (должности). На студентов, не имеющих стажа работы, заводится трудовая книжка, в которой производится соответствующая запись.

С момента зачисления студентов на оплачиваемые рабочие места и должности в период производственной практики на них распространяются общее трудовое законодательство, правила охраны труда и внутреннего трудового распорядка, действующие на данном предприятии, в учреждении, организации. На студентов, не зачисленных на рабочие места, распространяются правила труда и режим рабочего дня, действующие на данном предприятии, в учреждении и организации.

С указанной нормой согласуются записи в трудовой книжке Петровой В.И., где из записи за номером 1 от 09.12.1985г. следует, что Петрова В.И. (до замужества и на дату записи - Вашко) назначена учителем математики в Новотроицкую восьмилетнюю школу на длительную практику на основании приказа № 57 от 06.12.1985г. и освобождена от занимаемой должности по окончанию практики с 24.03.1986г. на основании приказа № 15 от 21.03.1986г.

Трудовая книжка согласно записи заведена ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем, только из записи за № 3 от 23.08.1982г. следует, что Петрова В.И. зачислена студенткой 1 курса Лесосибирского государственного педагогического института.

Указанный период прохождения практики зачтен в стаж, дающий право на назначение пенсии, что следует из решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Казачинском районе от 11.01.2011г. и подтверждает, что на студентов, зачисленных на оплачиваемые рабочие места и должности в период производственной практики, распространяется общее трудовое законодательство.

При данных обстоятельствах, суд находит, что обучению Петровой В.И. в педагогическом учебном заведении педагогическая деятельность непосредственно не предшествовала, то есть спорные периоды обучения не имеют обязательного для применения п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" условия.

Суд не находит убедительным довод истицы и ее представителя, что период продолжительной практики является непосредственной педагогической деятельностью, предшествовавшей периоду обучения в институте с 25.03.1986г. по 30.06.1987г., поскольку из сообщения Лесосибирского педагогического института от 18.02.2011г. следует, что Петрова (Вашко) В.И. проходила длительную оплачиваемую учебно-воспитательную практику в Казачинском районе в Новотроицкой восьмилетней школе. Педагогическая практика входит в периоды обучения в институте. Обучение Петровой В.И. в институте не прерывалось.

Из приказа по Лесосибирскому педагогическому институту от 05.12.1985г. следует, что Вашко В.И. направлена на длительную оплачиваемую учебно-воспитательную практику в распоряжение Казачинского районо с 09.12.1985г. по 23.03.1986г.

Из п.27 Положения о высших учебных заведениях СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.01.1969 N 64 и действовавшего на момент обучения в институте истицы, следует, что в высших учебных заведениях устанавливается ряд основных видов учебных занятий, в том числе и производственная практика.

Следовательно, производственная практика является одной из частей подготовки высококвалифицированного специалиста в период его обучения в институте и не расценивается судом как период педагогической деятельности Петровой В.И. как самостоятельной основной трудовой деятельности, предшествовавшей обучению в педагогическом институте.

Учитывая установленные обстоятельства суд не находит законных оснований для включения обучения истицы в Лесосибирском государственном педагогическом институте с 01.09.1982г. по 09.12.1985г. и с 25.03.1986г. по 30.06.1987г., и исковые требования Петровой В.И. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ

В удовлетворении исковых требований Петровой В.И. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 03 марта 2011 года

СудьяЮ.Н. Цыбуля