РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2011г. село Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего: судьи Цыбули Ю.Н.,
с участием помощника прокурора Казачинского района Гайсиной В.Р.,
при секретаре – Слабинской Т.В.,
в открытом судебном заседании по гражданскому делу по заявлению прокурора Казачинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Новотроицкого сельсовета Казачинского района Красноярского края о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учет объекта недвижимого имущества как бесхозяйного, обязании присвоить адрес и поставить на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества в органа, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Казачинского района в защиту неопределенного круга лиц, в порядке ст. 225 ГК РФ не поставило, мер по сохранности памятника не принимает. Вместе с тем, из требований
Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность памятников истории и культуры в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа РФ. Невыполнение администрацией Новотроицкого сельсовета требований указанных норм, а также требований Устава Новотроицкого сельсовета, из которого следует, что к вопросам местного значения сельсовета относится создание, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории сельсовета, касается неопределенного круга лиц, является незаконным бездействием. Отсутствие собственника здания ведет к его разрушению, поскольку отсутствует лицо, обязанное обеспечить сохранность здания.
В судебном заседании помощник прокурора Гайсина О.Р. требования поддержала в полном объеме.
Глава администрации Новотроицкого сельсовета Казачинского района Красноярского края Малыгин В.М. требования прокурора признал в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 50 указанного закона, для поселений предусмотрена возможность иметь в муниципальной собственности объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации, что также предусмотрено и ч. 4 ст. 25 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Согласно вводной части Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана памятников истории и культуры является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 6 указанного Закона органами местного самоуправления поселений в установленном порядке должны приниматься меры (правовые, организационные, финансовые, материально-технические и др.), направленные на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия муниципального значения, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием таких объектов.
Как установил суд, из п. 1.13 Устава Новотроицкого сельсовета Казачинского района Красноярского края следует, что к вопросам местного значения сельсовета относится создание, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории сельсовета.
Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 05.11.1990 N 279 "Об утверждении дополнительного списка памятников истории и культуры местного значения" здание земской больницы 1900-е гг. постройки д. Широково признано памятником архитектуры местного значения, подлежащим охране.
Из паспорта к памятнику следует, что его наименование – больница, адрес д. Широково, Казачинский район. Датировка памятника – 1900гг. Характер современного использования – школа.
Наличие данного памятника подтверждается сообщением заместителя министра культуры Красноярского края от 16.03.2011г., где также указано, что регистрация объекта в Реестре будет проведена после представления соответствующих документов, согласно методическим рекомендациям, утвержденным Приказ Росохранкультуры от 14.04.2010 N 59.
Согласно Закону Красноярского края от 18.02.2005 N 13-3013 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Казачинский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" в состав Новотроицкого сельсовета Казачинского района Красноярского края входит сельский населенный пункт: деревня Широково.
Из справки отдела архитектуры, строительства и охраны окружающей среды администрации Казачинского района от 10.03.2011г. следует, что одноэтажное нежилое здание – здание земской больницы расположено в границах д. Широково.
Согласно акту обследования здания от 28.01.2011г., составленного комиссией указанного отдела здание не эксплуатируется, не охраняется. Полы частично разобраны. Часть оконных и дверных переплетов и блоков отсутствует. Фундаменты частично разрушены, стены в удовлетворительном состоянии. Без принятия срочных мер по реставрации и сохранности здание будет утрачено.
Отдел образования администрации Казачинского района в сообщении от 10.03.2011г. указывает, что Широковская начальная школа закрыта в 2003г. Располагалась в здании земской больницы, название улицы и нумерации школа не имела.
Из уведомления от 10.02.2011г. за № 19/001/2011-598 Лесосибирского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, сообщений № 24.21.01/9 от 11.02.2011г. Казачинского участка Лесосибирского отделения филиала по Красноярскому краю Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края от 10.02.2011г. №06-886/1957 следует, что сведения об указанном здании отсутствуют и право собственности ни за кем не зарегистрировано.
Совокупность представленных доказательств подтверждает, что фактически здание, являющееся памятником архитектуры местного значения, в настоящее время ни кем не эксплуатируется, собственника не имеет, т.е. является бесхозяйным и находится в границах населенного пункта д. Широково, входящего в состав Новотроицкого сельсовета Казачинского района Красноярского края.
В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, в соответствии с пп. 4 и 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580, органы местного самоуправления должны были обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о принятии на учет объекта недвижимого имущества - бесхозяйного памятника архитектуры.
Иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества названными нормами не предусмотрены, в связи с чем, суд приходит к выводу, что именно администрация Новотроицкого сельского Совета депутатов обязана подать заявление на постановку на учет бесхозяйного памятника архитектуры местного значения, чтобы в дальнейшем разрешить вопрос о собственности здания, чего не сделала, тем самым проявила незаконное бездействие.
Кроме того, п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселений относятся, в том числе присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Поскольку из представленных суду документов следует, что у памятника архитектуры – здания Земской больницы адреса нет, то требование прокурора о возложении обязанности на администрацию Новотроицкого сельского Совета депутатов присвоить адрес объекту недвижимости – зданию Земской больницы, обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ
Заявление прокурора Казачинского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Новотроицкого сельсовета Казачинского района Красноярского края по непринятию мер по постановке на учет здания Земской больницы, расположенного в юго-восточной части д. Широково Казачинского района Красноярского края как бесхозяйного.
Обязать администрацию Новотроицкого сельсовета Казачинского района Красноярского края до 01 июня 2011 года присвоить адрес и поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество как бесхозяйный объект недвижимого имущества - здание Земской больницы, расположенного в юго-восточной части д. Широково Казачинского района Красноярского края.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд Красноярского края.
Мотивированное решение составлено 14 марта 2011г.
Председательствующий Ю.Н. Цыбуля