ПО С Т А Н О В Л Е Н И Е дело № 5-4/11
25 июля 2010 г. с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края,
В составе председательствующего судьи Белобородовой Н.И.
При секретаре Слабинской Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении ГПКК «Казачинское АТП» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КОАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Казачинского района обратился в суд с постановлением о возбуждении административного производства по ч.1 ст. 19.20 КОАП РФ в отношении ГПКК «Казачинское АТП ссылаясь на то, что данная коммерческая организация оказывает услуги по перевозке граждан на основании лицензии № АСС-24-032732 от 10.08.2007 года.
В соответствии с п. 96 ч.1 ст.17 ФЗ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 лицензирование медицинской деятельности осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ в части деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологической медицинской помощи), а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в части деятельности, осуществляемой организациями государственной системы здравоохранения, а также деятельности, осуществляемой организациями муниципальной и частной систем здравоохранения по оказанию высокотехнологической медицинской помощи (лицензирующие органы).
Лицензия на осуществление медицинской деятельности предоставляется сроком на 5 лет.
Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи, в соответствии с Перечнем согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности.
В соответствии с вышеуказанным Приложением работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития РФ, включает работы, в том числе, по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
10.06.2011 г. проверкой ГПКК «Казачинское АТП» установлено, что по месту нахождения предприятия по адресу: Казачинский район, с. Галанино, ул. Трактовая,40, в нарушение требований ч.1 ст. 17 ФЗ от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п. 96 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30 «О лицензировании медицинской деятельности», медицинскими работниками Терских Н.А. и Федоровой И.А., проводились предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры при отсутствии необходимой на данный вид деятельности лицензии.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 19.20 КОАП РФ и прокурор просит привлечь юридическое лицо ГПКК «Казачинское АТП» к административной ответственности.
В суде прокурор Насибулина В.Р.поддержала доводы, указанные в постановлении о возбуждении административного производства в отношении юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КОАП РФ.
Законный представитель юридического лица Озерских Н.Ю., директор ГПКК «Казачинское АТП», не признала установленные прокуратурой нарушения и пояснила, что для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей их предприятия у них имеется медицинский кабинет и работают два специалиста, имеющие дипломы о получении среднеспециального медицинского образования, лицензия на осуществление перевозок у них имеется, проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров проводится в отношении водителей их предприятия, поэтому получение лицензии для осуществления медицинской деятельности не требуется. В 2007 году прокуратурой они уже привлекались к административной ответственности за аналогичное нарушение и арбитражным судом вынесено решение об освобождении юридического лица от административной ответственности за отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Заслушав участников процесса, суд полагает вынести в отношении юридического лица постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КОАП РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно со статьей 23 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Порядок проведения периодических и предварительных медицинских осмотров установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. Согласно пункту 5 Порядка такие медосмотры проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Порядок проведения предрейсовых медосмотров регламентирован также Методическими рекомендациями "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (далее - Методические рекомендации).
Согласно данным Методическим рекомендация задачей предрейсовых медицинских осмотров является недопущение водителей к управлению транспортными средствами в случае выявлении у них определенных признаков (например, употребление алкоголя, утомления). Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).
Согласно пункту 1.2 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение N 2 к Методическим рекомендациям) предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств, проводятся медицинским работником организации, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.
Таким образом, предприятию для проведения медосмотра, исходя из конкретных условий, возможно применить следующие варианты проведения предрейсовых медосмотров водителей:
- заключение с медработником трудового договора, содержание здравпункта;
- договор на проведение медосмотра, заключенный с медицинским учреждением.
При этом необходимо учитывать следующее.
В силу части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность в соответствии с перечнем работ и услуг, устанавливаемым положениями о лицензировании указанных видов деятельности.
Из пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 30, следует, что медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги)).
Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 N 323 (ред. от 09.09.2009) "Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи") утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в п.1 которого названы "работы и услуги по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств".
Также освидетельствование водителей автотранспортных средств относится к медицинским услугам в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163 (код 081702).
Значит, если предприятие заключает договор с медицинским учреждением, то ему необходимо удостовериться, о наличии у этого учреждения соответствующей лицензии на оказание медицинских услуг. Принимая в штат медработника нужно обратить внимание на наличие у него медицинского образования по соответствующей квалификации и сертификата, подтверждающего прохождение курса специальной подготовки. Если медосмотры проводятся собственными силами, предприятие обязано представить для этих целей специально оборудованное помещение. Требования к его оснащению установлены в пунктах 4 и 5 Типового положения. Если же предприятие, создавшее медпункт, планирует оказывать услуги по предрейсовому медосмотру сторонним организациям (то есть осуществлять медицинскую деятельность), то ему необходимо получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях этого закона под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу приведенных выше норм Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", предприятие обязано иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, направленной на получение дохода, при проведении медицинского осмотра для иных организаций, а также граждан, не состоящих в трудовых правоотношениях с данным предприятием.
Проведение работниками предприятия медицинского осмотра работников этого же предприятия не является осуществлением медицинской деятельности в силу изложенных правовых норм.
В силу изложенного, довод прокурора об обязательном наличии у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности при проведении предприятием медицинского осмотра своих работников не основан на законе.
При применяемом заявителем порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров его водителей обязательным является наличие у состоящего в штате этого предприятия медработника медицинского образования по соответствующей квалификации и сертификата, подтверждающего прохождение курса специальной подготовки, а также специально оборудованного для этих целей помещения.
Неисполнение данных требований к проведению медицинского осмотра свидетельствует о нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности по перевозке грузов и пассажиров, и образует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершение юридическим лицом действий, образующих состав административного правонарушения по пункту1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таких как проведение медицинскими работниками предприятия предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей, не работающих в ГПКК «Казачинское АТП», прокурором не установлено, материалами дела не подтверждается.
В суде установлено, что ГПКК «Казачинское АТП» является коммерческой организацией, основная деятельность которой составляет- оказание услуг по перевозке граждан, что подтверждается соответствующей лицензией на данный вид деятельности ( № АСС-24-032732 от 10.08.2007 года) и п.п.2.1-2.2.5 Устава ГПКК «Казачинское АТП», на предприятии имеется медицинский кабинет, что следует из штатного расписания от 1.12.2009 года, где предусмотрено два медицинских работника.
Медицинскими работниками Терских Н.А., назначенной на должность в соответствии с приказом о приеме на работу от 17.11.2008 г. №165, Федоровой И.А., назначенной на должность в соответствии с приказом о приеме на работу от 23.09.2005 г. № 116, проводятся предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Оба медицинских работника имеют дипломы о получении среднеспециального медицинского образования, Терских Н.А. имеет квалификацию медицинская сестра, а Федоровых И.А.-акушерка, что также подтверждается дипломами, представленными в суд законным представителем юридического лица.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица ГПКК «Казачинское АТП» состава административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 19.20 КОАП РФ.
Согласно статье 24.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.
В соответствии со статьей 25.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 10.06.2011 г. вынесено надлежащим лицом.
На основании изложенного, исходя из оценки представленных в деле доказательств в их совокупности, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд пришел к выводу, что административным органом не доказано событие административного правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку административный орган не доказал событие вменяемого предприятию административного правонарушения, суд пришел к выводу об отказе в привлечении к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КОАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство № 5-4/2011 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КОАП Р в отношении юридического лица ГПКК «Казачинское АТП» за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью1 статьи 19.20 КОАП РФ.
Постановление судьи может быть обжаловано в течение 10 суток с момента получения копии постановления в Красноярский краевой суд через Казачинский районный суд.
Судья: Н.И. Белобородова