Решение по заявлению прокурора о признании незаконным бездействия



К делу № 2-370/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16.07.2010 г. Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Жеребор С.А.

при секретаре Смирновой Н.В.

с участием помощника прокурора Фроловой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Кавказского района о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения им.М.Горького МО Кавказский район,

у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации сельского поселения им.М.Горького МО Кавказский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства, регулирующего порядок учета бесхозяйного имущества, а также законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, и возложении на администрацию обязанностей по устранению нарушения закона путём принятия мер по постановке на учёт в установленном порядке бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории сельского поселения им.М.Горького МО Кавказский район, с последующим признанием права муниципальной собственности и определению надлежащих пользователей, ответственных за безопасную эксплуатацию и содержание данных объектов. В заявлении прокурор указывает, что на территории сельского поселения им.М.Горького муниципального образования Кавказский район на реке Челбас в 2000 м юго-западнее пос. им. М. Горького, в 50 м юго-восточнее пос. им. М. Горького, в 50 м северо-восточнее п. Озерный, расположены гидротехнические сооружения - земляные плотины, собственники которых не известны, либо отсутствуют. Орган местного самоуправления не принимает мер возложенных на него законом, что может повлечь неблагоприятные последствия в виде нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, в т.ч. причинение вреда здоровью и имуществу жителей сельского поселения им.М.Горького МО Кавказского района в случае возникновения чрезвычайной ситуации в результате нарушения правил эксплуатации гидротехнических сооружений.

В связи с чем, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации сельского поселения им.М.Горького по непринятию мер по постановке на учёт бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории сельского поселения.

В судебном заседании участвующий по делу помощник прокурора Фролова Н.В. заявление прокурора поддержала в полном объёме.

Представитель заинтересованного лица администрации сельского поселения им.М.Горького МО Кавказский район - Толстова К.Ф., действующая на основании доверенности, в суд не явилась, от неё поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие, с заявлением прокурора согласна. Судом на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав мнение сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора Кавказского района обоснованы и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи, к которым относятся и не имеющие собственника гидротехнические сооружения, принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учёт, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей утверждён Постановлением Правительства РФ от 17.09.03г. №580, в соответствии с которым принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления в территориальный отдел Федеральной регистрационной службы. Однако, полномочия, предусмотренные ч.3 ст.225 ГК РФ, органом местного самоуправления сельского поселения им.М.Горького муниципального образования Кавказский район не используются, несмотря на наличие для этого оснований.

Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 03.02.05г. №58-р «Об определении собственников бесхозных гидротехнических сооружений» главам муниципальных образований было предложено принять меры по выявлению собственников бесхозяйных гидротехнических сооружений, постановки их на учёт в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а при наличии утративших хозяйственную значимость таких сооружений, подготовить предложения по их ликвидации. Данные требования основаны на полномочиях органов исполнительной власти субъектов РФ, закрепленных в ст.5 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», в соответствии с которыми органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения обязан: обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин её снижения с учётом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Согласно информации главы сельского поселения им.М.Горького в собственности поселения гидротехнических сооружений не имеется. При этом не поступала информация о том, какая работа проводится на территории поселения о признании указанных гидротехнических сооружений бесхозными. Должных мер по устранению нарушений органами местного самоуправления сельского поселения им.М.Горького до настоящего времени не принято. Бесхозяйное имущество (гидротехнические сооружения) на учёт не поставлено, денежные средства в бюджете на указанные цели не предусмотрены, меры по оформлению документов, необходимых для постановки бесхозяйных ГТС на учёт, не принимаются.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения в числе прочего относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Таким образом, в настоящее время устранение вышеуказанных нарушений должно быть обеспечено органами местного самоуправления сельского поселения им.М.Горького муниципального образования Кавказский район.

Бездействие органов местного самоуправления сельского поселения им.М.Горького муниципального образования Кавказский район по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений противоречит действующему законодательству и может повлечь неблагоприятные последствия в виде нарушений прав и законных интересов физических и юридических лиц, в т.ч. причинение вреда здоровью и имуществу жителей сельского поселения им.М.Горького МО Кавказского района в случае возникновения чрезвычайной ситуации в результате нарушения правил эксплуатации гидротехнических сооружений.

Поэтому, анализ изложенного позволяет сделать вывод о том, что администрацией сельского поселения им.М.Горького игнорируются требования закона, чем нарушаются права и интересы физических и юридических лиц, в т.ч. выражающиеся в причинении вреда здоровью и имуществу жителей сельского поселения им.М.Горького муниципального образования Кавказского района, что является основанием для удовлетворения заявления прокурора и признания незаконным бездействие администрации сельского поселения им.М.Горького и возложении на него обязанности в устранении указанных нарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ,

р е ш и л:

1.Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения им.М.Горького муниципального образования Кавказский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений законодательства, регулирующего порядок учета бесхозяйного имущества, а также законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

2. Обязать администрацию сельского поселения им.М.Горького муниципального образования Кавказский район устранить нарушения закона путём принятия мер по постановке на учёт в установленном порядке бесхозяйных гидротехнических сооружений, расположенных на территории сельского поселения им.М.Горького муниципального образования Кавказский район, с последующим признанием права муниципальной собственности и определению надлежащих пользователей, ответственных за безопасную эксплуатацию и содержание данных объектов.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд в течение 10 дней с момента его оглашения.

Судья: Жеребор С.А.

Решение вступило в законную силу 27.07.2010 г.