Решение по заявлению прокурора Кавказского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, заинтересованные лица- Совет Кавказского сельского поселения, МУП ТВК `Кавказский` об оспаривании нормативного акта



К делу № 2-122 2011.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03.03.2011. ст. Кавказская.

Кавказский райсуд Краснодарского края в составе:

Председательствующего Агеевой Н.Г.

При секретаре Кирилловой Е.А.

С участием прокурора Чуприна А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кавказского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, РФ, заинтересованное лицо Совет Кавказского сельского поселения, МУП ТВК «Кавказский» об оспаривании нормативного акта,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Кавказского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим решение Совета Кавказского сельского поселения от 29 мая 2007 года № 1 «Об утверждении нормы потребления воды для полива на территории Кавказского сельского поселения» с момента его опубликования, в обоснование указав, что данным решением утверждена норма потребления воды для полива в Кавказском сельском поселении. Однако, решение не соответствует требованиям закона. Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается при отсутствие приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленным Правительством РФ. В соответствие с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 « коммунальные услуги»- деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях»

Согласно действующего законодательства органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению нормативов потребления исключительно коммунальных, а не каких-либо иных услуг.

Установление норматива потребления услуг для целей, не относящихся к коммунальным, в частности для полива земельного участка, неправомерно. Протест прокурора на указанный акт безосновательно был отклонен.

Действие оспариваемого акта нарушает права неопределенного круга граждан, проживающих в поселении, влечет безосновательное увеличение затрат на оплату коммунальных услуг. Также нарушаются законные интересы Российской Федерации на единообразное применение законов на всей территории РФ.

В судебном заседании прокурор подтвердил изложенные в заявлении обстоятельства.

Представитель заинтересованного лица Совета Кавказского сельского поселения Макаров А.В. просит отказать прокурору в удовлетворении требований, подтвердил письменные возражения, согласно которых не согласны с заявлением прокурора по следующим основаниям:

-пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относит организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме этого, Правительством Российской Федерации также устанавливаются Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно пункту 27 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в норматив холодного водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета расхода холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

Подпункт «ж» пункта 11 постановления Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г. "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" устанавливает, что к содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, относится в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома.

Из содержания пункта 27 постановления Правительства РФ № 306 во взаимосвязи с пунктами 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), п/п «ж» постановления Правительства РФ № 491, ст. 210 ГК РФ и ч. 1 ст. 7 ЖК РФ получаем следует:

-коммунальные услуги представляют с собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающей комфортные условия проживание граждан в жилых помещениях, где под холодным водоснабжением (ХВС) понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой, надлежащего качества, подаваемой в необходимых ему объемах с учетом степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, то есть, при наличии в таком доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить коммунальные услуги (ХВС) по присоединенной сети в жилые помещения либо до водоразборной колонки. Поскольку в речь идет о сельской местности, где помимо многоквартирных домов имеются жилые дома частной застройки, с прилегающими к ним приусадебными участками, считают, что в отсутствии в поселении наряду с сетями, по которым подается холодная питьевая вода сетей, предназначенных для подачи в дома технической холодной воды, для исполнителя коммунальных услуг подача холодной воды в жилой дом частного сектора, является уже коммунальной услугой по холодному водоснабжению, так как речь идет о питьевой воде подаваемой потребителю через присоединенную сеть из водопровода поселения, что согласуется с требованиями норм ст. 210, п. 3 ст. 541 ГК РФ и ст. 157 ЖК РФ.

Исходя из смысла ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, в случае, если возникшие отношения прямо не урегулированы жилищным законодательством и соглашением сторон, то к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения.

В рассматриваемом случае, таким является постановление Правительства РФ № 491 в части устанавливающей обязанность для собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме по содержанию и уходу за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного жилого дома. Таким образом, в рамках требований жилищного кодекса, Правительство Российской Федерации положениями названного постановления, предусматривает некое количество воды на содержание элементов озеленения. С учетом п. 27 постановления Правительства РФ № 306, норматив должен содержать расход холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, а также содержания общего имущества многоквартирного дома, что собственно, относится и к жилому дому частного сектора, имеющей земельный участок с элементами озеленения, поэтому, применение п/п «ж» п. 11 постановления Правительства РФ № 491, не противоречит требованиям норм гражданского и жилищного законодательства, так как в противном случае, без учета необходимого объема воды на содержание и уход за элементами озеленения, произрастающих на земельном участке находящимся в собственности потребителя, не будет отвечать требованию п. 27 постановления Правительства РФ № 306, и п. 3 ст. 541 ГК РФ так как в целом, в нормативе не будет учтено необходимое количество воды для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственных потребностей потребителя, проживающего в жилом доме частного сектора При системном анализе приведенных выше норм ГК РФ, ЖК РФ, постановлений Правительства Российской Федерации считают, что в пределах компетенции органов местного самоуправления и в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, фактически созданы определенные условия, при которых не нарушены права жителей поселения (неопределенного круга лиц) на создания условий для обеспечения жителей поселения коммунальными услугами (в данном случае услугами холодного водоснабжения) при разрешении вопросов местного значения поселения, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131 -ФЗ. Именно так можно достичь сбалансированность интересов потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, - жителей муниципального образования, и интересов самой организации коммунального комплекса. То есть, обеспечить доступность коммунальных товаров и услуг для потребителей и достигнуть эффективного функционирования самой организации коммунального комплекса.

По версии прокурора, если норматив не будет содержать определенное количество потребляемой холодной воды, необходимое для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственных потребностей потребителя, проживающего в жилом доме частного сектора, организация коммунального комплекса не дополучит оплату за фактически оказанные такому потребителю коммунальные услуги по холодному водоснабжению, что приведет к нарушению ст. 544 ГК РФ, и как следствие этому к нарушению прав организации коммунального комплекса и законных ее интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности. В силу вышесказанного, а также в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), где в раздел коммунальных услуг включена услуга по водоснабжению, следует, что услуга по водоснабжению для полива населением зеленных насаждений, относиться именно к жилищно-коммунальным услугам, а поскольку Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ № 307) не предусмотрена обязанность для потребителя, - установить прибор учета потребляемых им коммунальных ресурсов, то в соответствии с названными Правилами и в отсутствии установленного прибора учета, количество потребляемой холодной воды рассчитывается исходя из нормативов, установленных на местном уровне ОМС поселения. При таких обстоятельствах, утверждение нормы потребления воды для полива на территории отдельно взятого муниципального образования, поскольку речь идет именно о холодном водоснабжении путем подачи питьевой воды, относится к коммунальным услугам, а ни к каким-нибудь иным услугам, что в свою очередь, находится в компетенции органов местного самоуправления поселения.

Аналогичное дело было рассмотрено Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа у (постановление от 17.12.2008г. № Ф08-6833/2008) которым оставлено без изменения постановление 15-того арбитражного апелляционного суда а кассационная жалоба администрации муниципального образования Крыловской район без удовлетворения. Именно этим постановлением было признано незаконным бездействие администрации муниципального района в части не установления норматива на полив. Во-вторых, как это следует из приобщенных к материалам дела копий документов, оспариваемый нормативный акт представительного органа местного самоуправления, предоставлялся в органы прокуратуры, 08.10.2007г. по требованию прокуратуры для проведения проверки соблюдения законодательства, определяющего порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (требование прокурора от 04.10.2007г. № 7-18-07/4604). Последнее было необходимо в связи с проведенным анализом практики рассмотрения жалоб граждан о необоснованных нормативах потребления коммунальных услуг. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт, проходил проверку дважды, и ни в одном из двух случаев не имел со стороны прокуратуры Кавказского района каких-либо замечаний по существу. В связи с этим, в отсутствии предостережения или протеста, а также представления прокуратуры о нарушении действующего законодательства, регулирующего отношения данной области, оспариваемый нормативный акт является соответствующим закону и применяется со дня его официального опубликования уже на протяжении трех лет. А теперь по мнению прокурора, акт противоречит постановлению Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года.

Также в судебном заседании представитель заинтересованного лица МУП ТВК Кавказский Шлыгина Е.С. с требованиями прокурора не согласна, поддержала доводы возражений представителя Совета Кавказского сельского поселения, также считает, что требования прокурора не основаны на законе, поскольку имеется только водоснабжение холодной питьевой водой, других сетей водоснабжения не имеется. При отсутствие обязанности потребителя устанавливать прибор учета объема потребленных услуг, а также в случае отсутствия норм потребления для полива, их организация будет нести необоснованные расходы, что приведет к ее распаду.

Выслушав участвующих лиц, прокурора, судом оснований для удовлетворения требований прокурора не установлено. Также прокурором не представлено никаких доказательств нарушения оспариваемым решением прав неопределенного круга граждан, либо Российской Федерации.

Ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относит организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги

рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 27 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в норматив холодного водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета расхода холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

Подпункт «ж» пункта 11 постановления Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г. "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" устанавливает, что к содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, относится в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома.

Из содержания пункта 27 постановления Правительства РФ № 306 во взаимосвязи с пунктами 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), п/п «ж» постановления Правительства РФ № 491, ст. 210 ГК РФ и ч. 1 ст. 7 ЖК РФ следует, что коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, т.е. круглосуточному обеспечению потребителя холодной питьевой водой в необходимых ему объемах с учетом степени благоустройства дома. Поскольку в сельской местности в основном жилые дома частной застройки, с прилегающими к ним приусадебными участками при отсутствие других сетей обеспечения водой, подача питьевой воды является ничем иным как коммунальной услугой.

Доводы прокурора о несоответствии закону установление нормативов потребления воды не соответствуют закону, поскольку органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, о чем прокурор также указывает в своем заявлении.

Необоснованны и доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц – потребителей воды.Никаких конкретных нарушений прав потребителей прокурором не указано, и судом не установлено. Потребители воды не лишены права установить прибор учета объема потребленных ими услуг и производить тем самым оплату воды с учетом фактически потребленного количества, без учета установленной нормы потребления..

При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого решения Совета недействующим не имеется.

Руководствуясь ст. 253, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Прокурору Кавказского района отказать в удовлетворении заявления, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании недействующим с момента опубликования решения Совета Кавказского сельского поселения от 29.05.2007 № 1 « Об утверждении нормы потребления воды для полива на территории Кавказского сельского поселения»

Стороны от оплаты госпошлины освободить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский крайсуд в течение 10 дней.

Председательствующий