Дело №2-342-11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 апреля 2011 года Кавказский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего Волошиной О.Е., С участие пом.прокурора Серого Д.Н., При секретаре Кирилловой Е.А., Рассмотрев в открытом судебном заседаний гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района, заинтересованное лицо администрация Казанского сельского поселения, об оспаривании нормативного правового акта, суд УСТАНОВИЛ: Прокурор Кавказского района обратился в суд с заявлением, об оспаривании нормативного правового акта. Свои требования прокурор обосновывал тем, что Решением Совета Казанского сельского поселения от 22 августа 2008 года №№ «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования Казанского сельского поселения» утверждены нормативы потребления услуг водоснабжения при отсутствии приборов учета. Решение не соответствует требованиям закона по следующим основаниям. Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 «коммунальные услуги» деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в | жилых помещениях». Таким образом, действующим жилищным законодательством органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению нормативов потребления исключительно коммунальных, а каких-либо иных, услуг. Установление норматива потребления услуг для целей, не относящихся к коммунальным, в частности для полива земельного участка, неправомерно. При таких обстоятельствах установление норматива потребления воды для полива гражданами земельного участка нормативным правовым актом органа местного самоуправления не соответствует закону. Протест прокурора на указанный нормативный правовой акт безосновательно отклонен. Действие норматива нарушает права неопределенного круга лиц граждан, проживающих в поселении, влечет безосновательное увеличение затрат на оплату коммунальных услуг. Также нарушаются законные интересы Российской Федерации на единообразное применение законов на всей территории Российской Федерации. На основании изложенного прокурор просит: Признать недействующим решение Совета Казанского сельского поселения от 22 августа 2008 года №№ «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования Казанского сельского поселения» с момента опубликования. В судебном заседании пом.прокурора Кавказского района Серый Д.Н. требования поддержал в полном объеме, подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении. Представитель Совета Казанского сельского поселения Бондаренко Е.В., действующая на основании доверенности, с требованиями не согласна, подтвердила письменные возражения, согласно которых полагают, что Прокурор Кавказского района необоснованно обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, а именно: решения Совета Казанского сельского поселения от 22 августа 2008 года №№ года «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования Казанское сельское поселение». В своем заявлении прокурор, полагая несоответствие названного нормативного правового акта действующему законодательству Российской Федерации, просит признать его недействующим с момента опубликования. В обосновании такого утверждения имеется ссылка на ст. 157 ЖК РФ, а также на требования положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года. С поданным заявлением по мнению Совета нельзя согласиться по следующим основаниям: -пункт 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме этого, Правительством Российской Федерации также устанавливаются Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Согласно пункту 27 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в норматив холодного водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг. Подпункт «ж» пункта 11 постановления Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г. "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" устанавливает, что к содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, относится в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома. При рассмотрении пункта 27 постановления Правительства РФ № 306 во взаимосвязи с пунктами 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), п/п «ж» п.11 постановления Правительства РФ № 491, ст. 210 ПС РФ и ч. 1 ст. 7 ЖК РФ по мнению Совета вытекает следующее: -коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающей комфортные, условия проживание граждан в жилых помещениях, где под холодном водоснабжением (ХВС) понимается круглосуточное обеспечение потребителя холодной питьевой водой, надлежащего качества, подаваемой в необходимых ему объемах с учетом степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, то есть, при наличии в таком доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставить коммунальные услуги (ХВС) по присоединенной сети в жилые помещения либо до водоразборной колонки. Поскольку в данном конкретном случае речь идет о сельской местности, где помимо многоквартирных домов имеются жилые дома частной застройки, с прилегающими к ним приусадебными участками, администрация сельского поселения полагает, что в отсутствии в поселении наряду с сетями по которым подается холодная питьевая вода сетей, предназначенных для подачи в дома технической холодной воды, для исполнителя коммунальных услуг подача холодной воды в жилой дом частного сектора, является уже коммунальной услугой по холодному водоснабжению, так как речь идет о питьевой воде подаваемой потребителю через присоединенную сеть из водопровода поселения. Что согласуется с требованиями норм ст. 210, п. 3 ст. 541 ГК РФ и ст. 157 ЖК РФ. Исходя из смысла ч. 1 ст. 7 ЖК РФ, в случае если возникшие отношения прямо не урегулированы жилищным законодательством и соглашением сторон, то к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения. В рассматриваемом случае, таким является постановление Правительства РФ № 491 в части устанавливающей обязанность для собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме по содержанию и уходу за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке входящем в состав общего имущества многоквартирного жилого дома. Таким образом, в рамках требований жилищного кодекса, Правительство Российской Федерации положениями названного постановления, предусматривает некое количество воды на содержание элементов озеленения. С учетом п. 27 постановления Правительства РФ № 306, норматив должен содержать расход холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей, а также содержания общего имущества многоквартирного дома, что собственно, относится и к жилому дому частного сектора, имеющего земельный участок с элементами озеленения, поэтому, применение п/п «ж» п. 11 постановления Правительства РФ № 491, не противоречит требованиям норм гражданского и жилищного законодательства, так как в противном случае, без учета необходимого объемы воды на содержание и уход за элементами озеленения, произрастающих на земельном участке находящимся в собственности потребителя, не будет отвечать требованию п. 27 постановления Правительства РФ № 306, и п. 3 ст. 541 ГК РФ так как в целом, в нормативе не будет учтено необходимое количество воды для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственных потребностей потребителя, проживающего в жилом доме частного сектора. При системном анализе приведенных выше норм ГК РФ, ЖК РФ, постановлений Правительства Российской Федерации, по мнению Совета сельского поселения можно сделать вывод о том, что в пределах компетенции органов местного самоуправления и в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, фактически созданы определенные условия, при которых не нарушены права жителей поселения (неопределенного круга лиц) на создание условий для обеспечения жителей поселения коммунальными услугами (в данном случае услугами холодного водоснабжения) при разрешении вопросов местного значения поселения, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, потому что только так можно достичь сбалансированность интересов потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, жителей муниципального образования, и, интересов самой организации коммунального комплекса, то есть, обеспечить доступность коммунальных товаров и услуг для потребителей и достигнуть эффективного функционирования самой организации коммунального комплекса. С другой стороны, если придерживаться мнения прокурора то, постольку-поскольку норматив не будет содержать определенное количество потребляемой холодной воды, необходимое для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и хозяйственных потребностей потребителя, проживающего в жилом доме частного сектора, организация коммунального комплекса не дополучит оплату за фактически оказанные такому потребителю коммунальные услуги по холодному водоснабжению, что приведет к нарушению ст. 544 ГК РФ и как следствие этому к нарушению прав организации коммунального комплекса и законных ее интересов в сфере осуществления предпринимательской деятельности. В силу вышесказанного, а также в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), где в раздел коммунальных услуг включена услуга по водоснабжению, получается, что услуга по водоснабжению для полива населением зеленных насаждений, относиться именно к жилищно-коммунальным услугам, а Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Правительства РФ № 307) не предусмотрена обязанность для потребителя, - установить прибор учета потребляемых им коммунальных ресурсов, то в соответствии с названными Правилами и в отсутствии установленного прибора учета, количество потребляемой холодной воды рассчитывается исходя из нормативов, установленных на местном уровне органами местного самоуправления поселения. При таких обстоятельствах, утверждение нормы потребления воды для полива на территории отдельно взятого муниципального образования, поскольку речь идет именно о холодном водоснабжении путем подачи питьевой воды, относится к коммунальным услугам, а ни к каким -нибудь иным услугам, что в свою очередь, находится в компетенции органов местного самоуправления поселения. Совет Казанского сельского поселения обращает внимание суда еще и на следующие обстоятельства: Во-первых, аналогичное дело было рассмотрено Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа у (постановление от 17.12.2008г. № № постановление от 30 ноября 2009 года по делу №№, постановление от 22 декабря 2010 года по делу №№) которым оставлено без изменения постановление 15-того арбитражного апелляционного суда, а кассационная жалоба администрации муниципального образования Крыловской район без удовлетворения. Именно этим постановлением было признано незаконным бездействие администрации муниципального района в части не установления норматива на полив. Во-вторых, услуги водоснабжения и теплоснабжения на территории Казанского сельского поселения Кавказского района осуществляет ООО «Стимул» на основании лицензии на право пользования недрами КРД №03700 ВЭ с целями назначения и видами работ - добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных и промышленных объектов, т.е. органами государственной власти предоставлено право осуществления такой деятельности (копия лицензии прилагается). На основании данного права, ООО «Стимул» оказывало услуги водоснабжения населению станицы Казанской, в том числе и по поливу земельных участков, зеленых насаждений. Признание недействующим оспариваемого нормативного акта с момента опубликования повлечет просто-напросто разорение предприятия, так как потребители услуг водоснабжения получат право взыскания излишне (по мнению потребителей услуг) уплаченных сумм. Найти иных поставщиков услуг водоснабжения с таким положением дел будет довольно сложно. В результате, обеспечение жителей Казанского сельского поселения услугами водоснабжения будет под угрозой. На основании изложенного, руководствуясь п.п. 3, 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года), п. 27 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306), п/п «ж» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491), п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 210, п. 3 ст. 541, ч.4 ст.258 ГПК РФ Совет Казанского сельского поселения просит отказать прокурору в заявленных требованиях в полном объеме. Выслушав стороны, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. В соответствие с требованиями ст.12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, суд приходит к выводу, что прокурором в заявлении изложены обстоятельства, на которых он основывает свои требования и ссылка на нормы материального права, однако не представлено никаких доказательств в подтверждение доводов, а представителем Совета Казанского сельского поселения представлены аргументированные возражения и приведены доказательства в подтверждение доводов, с которыми суд считает необходимым согласиться. Судом оснований для удовлетворения требований прокурора не установлено. Прокурором не представлено никаких доказательств нарушения оспариваемым решением Совета Казанского сельского поселения прав неопределенного круга граждан, либо Российской Федерации: обращения граждан по оспариванию Решения Совета и обращения граждан за устранением нарушенного права оспариваемым Решением. Суд приходит к выводу, что Решение Совета Казанского сельского поселения № от 22.08.2008 г. «О нормативах потребления коммунальных услуг для населения муниципального образования Казанского сельского поселения» нке противоречит Федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ. Ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относит организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 27 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в норматив холодного водоснабжения включается расход воды, исходя из расчета расхода холодной воды на 1 потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг. Подпункт «ж» пункта 11 постановления Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г. "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме" устанавливает, что к содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, относится в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества многоквартирного дома. Из содержания пункта 27 постановления Правительства РФ № 306 во взаимосвязи с пунктами 3 и 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307), п/п «ж» постановления Правительства РФ № 491, ст. 210 ГК РФ и ч. 1 ст. 7 ЖК РФ следует, что коммунальные услуги представляют собой деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, т.е. круглосуточному обеспечению потребителя холодной питьевой водой в необходимых ему объемах с учетом степени благоустройства дома. Суд приходит к выводу, что поскольку в сельской местности, то есть на территории Казанского сельского поселения Кавказского района в основном жилые дома частной застройки, с прилегающими к ним приусадебными участками при отсутствие других сетей обеспечения водой, подача питьевой воды для полива является ничем иным как коммунальной услугой. Доводы прокурора о несоответствии закону установление нормативов потребления воды не соответствуют закону, поскольку органы местного самоуправления в соответствие с ФЗ №131-ФЗ от 16.09.2003 г. ч изменениями и дополнениями «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделены полномочиями по установлению нормативов потребления коммунальных услуг. Следует признать необоснованными и доводы прокурора о нарушении прав неопределенного круга лиц – потребителей воды. Никаких конкретных нарушений прав потребителей прокурором не указано, доказательств в подтверждение этих доводов не представлено и судом не установлено. Суд приходит к выводу, что потребители воды на территории Казанского сельского поселения не лишены права установить прибор учета объема потребленных ими услуг и производить тем самым оплату за потребляемую воду, в том числе и при поливе приусадебных земельных участков, с учетом фактически потребленного количества, без учета установленной нормы потребления. При таких обстоятельствах оснований для признания оспариваемого решения Совета недействующим не имеется. В удовлетворении заявления прокурору следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.253, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ В удовлетворении заявления о признании недействующим решения Совета Казанского сельского поселения от 22 августа 2008 года № «О нормативах потреблении коммунальных услуг для населения муниципального образования Казанского сельского поселения» с момента опубликования прокурору Кавказского района отказать. Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд. Председательствующий: