Решение по заявлению прокурора Кавказского района о признании незаконным бездействия администрации Кавказского сельского поселения в области соблюдения законодательства о пожарной безопасности



Дело №2-435-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2011 года Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего - Волошиной О.Е.,

С участием Прокурора - Хижнего В.Д.,

При секретаре – Прохоровой О.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района, заинтересованное лицо - администрация Кавказского сельского поселения, о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кавказского района обратилась с заявлением о признании незаконным бездействия и понуждении к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Свои требования прокурор обосновала тем, что им совместно с отделом надзорной деятельности Кавказского района по поручению прокуратуры Краснодарского края проверено соблюдение законодательства пожарной безопасности в Кавказском сельском поселении.

Согласно статьи 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ организации обязан соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и т.д. Статьями 38-39 названного Закона установлена ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности.

Во исполнение вышеназванного закона МЧС Росси утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, в ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения правил пожарной безопасности:

не в полном объеме реализованы полномочия по решению вопросов финансового и материально-технического обеспечения пожарной безопасности, исполнение, соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность ( организацию выполнения целевых программ и муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности), (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п. 1,3 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасной» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.).

не в полном объеме реализованы полномочия по созданию необходимых условий для организации добровольной пожарной охраны и ее успешной деятельности, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.9 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; абз. 7 п. 11 ГШБ 01-03).

не в полном объеме реализованы мероприятия по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения а также мероприятия по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих; 1к ним территориях (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». № 69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.2 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; т94, 95 ГШБ 01-03).

- не определен порядок, а также не должным образом осуществляется информирование населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности (ст. 19, п. 5 cт., 26 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.8 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.).

Невыполнение указанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью.

Указанные обстоятельства в соответствии со ст.45 ГПК РФ позволяют прокурору обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор просит:

Признать незаконным бездействие администрации Кавказского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности;.

Обязать администрацию Кавказского сельского поселения выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Прокурор Хижний Д.В. заявление поддержал, подтвердил обстоятельства, изложенные в заявлении, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Кавказского сельского поселения МО Кавказский район по доверенности Макаров А.В. с заявлением не согласен, подтвердил письменные возражения, согласно которых указал, что Прокурор Кавказского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о понуждении администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района к устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Такая необходимость, по мнению прокурора, возникла в результате совместно проведенной с отделом надзорной деятельности Кавказского района проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой, были выявлены ряд нарушений действующего законодательства.

В частности, были не в полном объеме реализованы полномочия по вопросам финансового, материально-технического обеспечения (первичные меры пожарной безопасности); не в полном объеме реализованы мероприятия по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения и мероприятия по созданию в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года; не в полном объеме реализованы полномочия по созданию необходимых условий для организации добровольной пожарной охраны и ее успешной деятельности; не определен порядок, а также не должном образом осуществляется информирование населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности.

Прокурор полагает, что невыполнение указанных требований закона может повлечь за собой невозможность обеспечение безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью.

С таким утверждением прокурора нельзя согласиться в силу нижеследующего:

-согласно ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 1, и пункта 3 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», организация первичных мер пожарной безопасности есть вопросы организационно-правого, финансового, материально-технического их обеспечения.

Материалами проверки установлено, что со стороны органов местного самоуправления приняты установленные законом меры по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности. В пользу этого свидетельствуют приобщенные к настоящему и предоставленные в административный орган для осуществления проверки нормативные акты изданные на местном уровне поселения. Где акты администрации Кавказского сельского поселения являются организационно-правовым обеспечением первичных мер пожарной безопасности, поскольку определяют порядок создания и организацию в том числе и деятельность добровольной пожарной охраны, определяют меры по предупреждению и тушению пожаров в населенном пункте, объектах сельскохозяйственного назначения муниципального образования, устанавливают порядок обучения населения мерам пожарной безопасности, также утвержден план привлечения сил и средств на тушение пожаров на территории населенного пункта и перечень первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов.

Нормативными актами представительного органа местного самоуправления утверждена целевая программы, утвержден бюджет поселения на 2010 финансовый год, что говорит о финансовом обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

В 2007 году приобретена прицепная мотопомпа, постановлением администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района от 30 марта 2010 года «О приеме имущества в казну муниципального образования Кавказское сельское поселения Кавказского района», с 01 апреля 2010 года, в муниципальную собственность было принято 17 гидрантов. Как это следует из акта приемки выполненных работ от 08 июля 2010 года, на всех 17-ти гидрантах установлены крышки и опознавательные знаки (таблички), работы выполнены на общую сумму 98210,49 рублей. Далее в конце года принято еще 6 гидрантов. Объективно и фактически имеет место исполнение требований законодательства о пожарной безопасности. Но если при этом также имеет место неполный объем его исполнения, то прокурору, по меньшей мере следует указать, что именно не выполнено во исполнение требований ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и пунктов 1, и 3 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

-пунктом 94 ППБ 01-03, установлено, что если естественный (искусственный) водоем находится на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м), то к нему должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. На территории муниципального образования Кавказское сельское поселение Кавказского района (населенный пункт - станица «Кавказская»), по крайней мере в радиусе 200 метров, естественных и искусственных водоемов нет, но имеются пожарные водоемы, предназначенные для тушения пожаров, закреплены за конкретными организациями с вытекающими из этого правовыми обязанностями должностных лиц соответствующих организаций, что в свою очередь не противоречит п. 94 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313). Органам местного самоуправления остается обустройство подъездов к ним, если водоемы находятся не на территории объектов (СОШ №№ 12, 14, МУЗ ЦРБ и др.), а это выполнено, кстати, в этом вопросе претензий у административного органа, то есть отдела пожарного надзора, нет.

Пожарные водоемы также имеются на территории СОШ № 12 и СОШ № 14, МУЗ ЦРБ Кавказского района, на площади около здания ДК, имеется пожарный водоем и на площади около здания Федерального казначейства по Кавказскому району.

Кроме этого, имеется три водозабора (водонапорные башни), являющихся собственностью муниципального образования Кавказское сельское поселение Кавказского района, закрепленных в соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ за МУП ТВК «Кавказский» в хозяйственное ведение. Два из них, оборудованы устройством для забора воды автоцистернами, и, только один – малый водозабор, такого устройства не имеет в силу его технических возможностей и принципа работы механизмов и устройств его составляющих (его реконструкция приведет к значительным финансовым затратам). Следует также принять во внимание факт базирования на территории населенного пункта ОФПС (федеральная пожарная служба ее 41 отряд).

С апреля месяца 2010 года, были приняты в муниципальную собственность Кавказского сельского поселения пожарные гидранты (приспособления на водопроводных сетях, позволяющие осуществлять забор воды в целях пожаротушения). Согласно суточному акту от 14 октября 2010 года неисправных гидрантов всего 10 из 23 имеющихся в наличии.

Как это следует из прилагаемых смет по ремонту гидрантов, в текущем финансовом году запланировано ремонт существующих гидрантов и обустройство на водосетях поселения 4-х новых.

-статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», установлено, что органы местного самоуправления создают условия для организации добровольной пожарной дружины, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Следовательно, первоосновой в разрешении данного вопроса, прежде всего, является создание органами местного самоуправления необходимых для этого условий, то есть, создание организационно-правовой базы, финансирования и материально-технического обеспечения.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание то, что постановлением администрации поселения от 12.08.2010г. № 252 утверждено Положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной охраны; постановлением администрации поселения от 19.11.2009г. № 373 утверждено Положение об обучении мерам пожарной безопасности на территории населенного пункта; постановлением от 13.04.2009г. № 83 утвержден перечень первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов, имеем фактическое исполнение требований закона.

Кроме этого, Решением Совета Кавказского сельского поселения от 18.03.2011г. № 3 утверждена муниципальная целевая программа по пожарной безопасности на 2009-2011года, а от 30.11.2009г. № 8 утвержден Бюджет на очередной 2010 финансовый год.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» полномочия органов местного самоуправления в разрешении вопросов пожарной безопасности и в частности обеспечения первичных ее мер, ограничены рамками компетенции органов местного самоуправления. В связи с этим, рассматривая требования части 9 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», устанавливающую требования о включение в первичные меры пожарной безопасности социальное и экономическое стимулирование участие граждан и организаций в добровольной пожарной охране, прокурору необходимо конкретно указать, что именно требуется от администрации поселения во исполнение данной нормы закона, с учетом требований части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, устанавливающей полномочия ОМС по решению вопросов местного значения.

-с целью оказания содействия органам государственной власти Субъектов Российской Федерации в информировании населения, специалистом по работе с населением администрации поселения проводятся собрания с жителями станицы при участии актива и руководителей ТОС, участковых уполномоченных милиции, где в повестке дня ставятся вопросы о противопожарной безопасности жилища.

Кроме этого, публикуются в СМИ муниципального образования нормативные правовые акты и иные решения органов местного самоуправления, в том числе касающиеся обеспечения пожарной безопасности в границах поселения, что есть исполнение требований ст. 26 Федерального закона № 69-ФЗ, поскольку названная статья Закона устанавливает конкретные действия для органов местного самоуправления, а именно: «должны информировать о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний».

Частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом следует учитывать, что в соответствии с п/п 2 п.10 ч. 2 ст. 35 Закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Таким образом, если прокурором установлено, что органами местного самоуправления было допущено нарушение действующего законодательства РФ о пожарной безопасности, то необходимо указать какие именно нарушения были допущены, где такие обороты речи как «не в полном объеме» и «не должным образом», используемые прокурором, не отвечают принципу установления факта того или иного нарушения действующего законодательства. Кроме этого, указывая на неполный объем исполнения полномочий, следует установить уже выполненный объем и что не хватает для того, чтобы законодательство о пожарной безопасности было исполнено в полном объеме, ведь последний фактически не определен.

Руководствуясь ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

При таких обстоятельствах, постольку - поскольку имеется требование прокурора о понуждении администрации к устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности, но при этом прокурором не указываются конкретные нарушение, выявленные в ходе проведения проверки и в этой связи подлежащие устранению, то в силу сказанного, удовлетворяя требования прокурора, суду придется вынести решение фактически неисполнимое, потому что, в данном случае, на администрацию поселения, как на исполнительно-распорядительный орган, будут возложены обязательства фактически не определенные и, в тот же момент, исполнение которых может быть не подкреплено финансированием. В этой части имеет место, со стороны прокурора, вторжение в бюджетный процесс, что есть превышение его полномочий. Просит в удовлетворении заявления прокурору отказать.

Представитель ОНД Филимонов А.В., действующий на основании доверенности, заявление прокурора поддерживает. Пояснил, что в бюджет не заложены средства на исполнение Целевой программы на 2011 г. Отсутствует прицепная автоматическая помпа. Реестр по Добровольной противопожарной дружине не соответствует установленным требованиям, отсутствуют заявления о вступлении в ДПД, члены ДПД не обеспеченны спецодеждой, спецсредствами, нет данных о прохождении первоначальной подготовки пожаротушения.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования заявленные прокурором являются частично обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

В обоснование заявления, а также в качестве доказательства в подтверждение доводов, прокурор положил Информацию Отдела надзорной деятельности Кавказского района №23/9.20-553 от 10.06.2011 г., в котором были отражены выявленные нарушения законодательства со стороны администрации Кавказского сельского поселения в области пожарной безопасности, им изложены именно те нарушения, которые указаны в информации. Никаких других доказательства прокурором не представлено.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что прокурором не были приняты меры к более полной проверке представленной Отделом надзорной деятельности Кавказского района информации о наличии имеющихся нарушений на территории Кавказского сельского поселения законодательства в области пожарной безопасности.

В соответствие с требованиями ст.12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, суд приходит к выводу, что прокурором в заявлении изложены обстоятельства, на которых он основывает свои требования и ссылка на нормы материального и процессуального права, однако в подтверждение доводов представлен только информация Отдела надзорной деятельности от 10.06.2011 года (л.д.4-5).

В соответствие с требованиями ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия (бездействия) в результате которых:

- нарушены права и свободы граждан

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав, свобод

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Прокурором обоснованны требования тем, что в результате непринятия мер по обеспечению законодательства о пожарной безопасности нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Анализируя представленные доказательства как прокурором, так и администрацией Кавказского сельского поселения, Отделом надзорной деятельности, суд приходит к выводу, что следует признать необоснованными доводы заявления прокурора в части того, что :

- не в полном объеме реализованы полномочия по решению вопросов финансового и материально-технического обеспечения пожарной безопасности, исполнение, соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность ( организацию выполнения целевых программ и муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности), (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п. 1,3 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасной» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.).

По данным требования прокурора следует согласиться с доводами возражений администрации Кавказского сельского поселения, т.к. в этой части она осуществляет свою деятельность в соответствие со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 1, и пункта 3 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», организация первичных мер пожарной безопасности есть вопросы организационно-правого, финансового, материально-технического их обеспечения.

Суд приходит к выводу, что со стороны органов местного самоуправления приняты установленные законом меры по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности. В подтверждение этого предоставлены нормативные акты изданные на местном уровне поселения:

- Устав сельского поселения (л.д.99-173)

- Решение №8 от 30.11.2009 г. «О бюджете муниципального образования Кавказского сельского поселения Кавказского района на 2010 год» (л.д.19), в приложении к которому в разделе 3 заложены средства н6а обеспечение пожарной безопасности (л.д.25)

- Решение №7 от 30.11.2010 г. «О бюджете муниципального образования Кавказского сельского поселения Кавказского района на 2011 год» (л.д.27), в приложении к которому в разделе 3 заложены средства н6а обеспечение пожарной безопасности (л.д.31)

- Решение внеочередной тридцать пятой сессии Совета Кавказского сельского поселения Кавказского района №3 от 28.05.2009 г. «Об утверждении муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность в Кавказском сельском поселении Кавказского района на 2009-2011 годы», согласно которой ресурсное обеспечение Программы, то есть ее финансирование обеспечивается за счет бюджета Кавказского сельского поселения (л.д.35 об.)

- Решение очередной девятнадцатой сессии Совета Кавказского сельского поселения Кавказского района №3 от 18.03.2011 г. « О внесении изменений в речение очередной четырнадцатой сессии Совета Кавказского сельского поселения Кавказского района от 30.11.2011 г. №9 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Пожарная безопасность в Кавказском сельском поселении Кавказского района на 2009-2011 годы» (л.д.37), согласно приложения к которому представлена муниципальная целевая программа, согласно которой ресурсное обеспечение Программы, то есть ее финансирование обеспечивается за счет бюджета Кавказского сельского поселения (л.д.41)

- Решение очередной третьей сессии Совета Кавказского сельского поселения Кавказского района №8 от 30.11.2009 г. «О бюджете МУО Кавказское сельское поселении Кавказского района» на 2010 г. И утвержденная ведомственная структура расходов бюджета Кавказского сельского поселения на 2010 года, согласно которой предусмотрено финансирование на Обеспечение пожарной безопасности (л.д.175-176)

-Муниципальная программа «Пожарная безопасности в Кавказском сельском поселении на 2009-2011 годы, срок исполнения которой не истек (л.д.177-178)

- Постановление №252 от 12.08.2010 г. «О порядке создания и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Кавказского сельского поселения Кавказского района (л.д.180), утвержденное Положение «О порядке создания и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Кавказского сельского поселения кавказского района (л.д.181-184)

- Постановление №72 от 23.03.ю2011 г. «Об утверждении реестра добровольной пожарной охраны на территории Кавказского сельского поселения Кавказского района» (л.д.185)

- Постановление администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района №144/1 от 22.05.2009 г. «О мерах по предупреждению и тушению пожаров в населенных пунктах, на объектах сельскохозяйственного производства и предупреждению гибели людей на территории Кавказского сельского поселения (л.д.43-44)

- Постановление администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района №145/1 от 25.05.2009 г. «Об организационно-правовом, финансовом, материально-техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах Кавказского сельского поселения Кавказского района (л.д.45-46)

- Постановление администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района №366 от т19.11.2009 г. «Утверждение плана привлечения сил и средств на тушение пожаров в Кавказском сельском поселении « (л.д.47), согласно приложения к которому утвержден план привлечения сил и средств на тушение пожаров в Кавказском сельском поселении (л.д.48)

- Постановление Главы Кавказского сельского поселения Кавказского района №58 от 27.03.2009 г. «Об официальном печатном средстве массовой информации», согласно которого таковым определен ГУП КК «Редакция газеты Колос» (л.д.49)

- Постановление Администрации кавказского сельского поселения Кавказского района №373 от 19.11.2009 г. «О порядке обучения населения мерам пожарной безопасности» (л.д.50), согласно приложения к которому утверждено Положение об обучении мерам пожарной безопасности на территории Кавказского сельского поселения Кавказского района (л.д.51-55), Типовая программа обучения работников предприятий, коллектива по найма в рамках вводного противопожарного инструктажа (л.д.56), Типовая программа обучения работников предприятия, коллектива по найму в рамках первичного или повторного противопожарных инструктажей (л.д.57), Типовая программа обучения руководителей, заместителей руководителя, главных специалистов предприятия, руководителей подразделений предприятия, в том числе подрядных коллективов в рамках пожарно-технического минимума (л.д.58), Типовая программа обучения лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности зданий, сооружений, цехов, участков, технологического и энергетического оборудования, работников взрывопожароопасных и пожароопасных цехов, участков, оборудования или выполняющих пожароопасные работы в рамках пожарно-технического минимума (л.д.59), Типовая программа обучения преподавателей курса «Обучение безопасности жизнедеятельности», «Охраны труда» или которым поручено проводить занятия по вышеуказанным дисциплинам в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм, воспитателей дошкольных учреждений в рамках пожарно-технического минимума (л.д.60), Типовая программа обучения работников занимающихся монтажом, наладкой, техническим обслуживанием и ремонтом систем противопожарной защиты в рамках пожарно-технического минимума (л.д.61)

- Постановление администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района №105 от 30.03.2010 г. «О приеме имущества в казну МУО Кавказского сельского поселения Кавказского района», согласно которого в муниципальную собственность приняты 17-ть Пожарных гидрантов (л.д.62)

- Постановление администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района №252 от 12.08.2010 г. «Об утверждении Положения о порядке создания и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Кавказского сельского поселения Кавказского района», согласно приложения к которому утвержден порядок создания и организации деятельности добровольной пожарной охраны на территории Кавказского сельского поселения Кавказского района (л.д.64-67)

- Постановление администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района №72 от 23.03.2011 г. «Об утверждении реестра добровольной пожарной охраны на территории Кавказского сельского поселения Кавказского района», согласно приложения к которому утвержден реестр добровольных пожарных пожарной охраны на территории Кавказского сельского поселения Кавказского района (л.д.69).

- Выписка из ведомственной структуры расходов бюджета сельского поселения на 2011 год, которое утверждение очередной 19 сессией Совета Кавказского сельского поселения от 18.03.2011 года №2

Суд приходит к выводу, что указанные выше акты администрации Кавказского сельского поселения являются организационно-правовым обеспечением первичных мер пожарной безопасности, поскольку определяют порядок создания и организацию в том числе и деятельность добровольной пожарной охраны, определяют меры по предупреждению и тушению пожаров в населенном пункте, объектах сельскохозяйственного назначения муниципального образования, устанавливают порядок обучения населения мерам пожарной безопасности, также утвержден план привлечения сил и средств на тушение пожаров на территории населенного пункта и перечень первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов. Судом установлено, что указанные выше нормативные акты выполняются в рамках принятых целевой программы, в соответствие с финансированием из бюджета, данных о расходовании внебюджетных средств не установлено.

Нормативными актами представительного органа местного самоуправления утверждена целевая программы, утвержден бюджет поселения на 2010 финансовый год, что говорит о финансовом обеспечении первичных мер пожарной безопасности.

В 2007 году приобретена прицепная мотопомпа, постановлением администрации Кавказского сельского поселения Кавказского района от 30 марта 2010 года «О приеме имущества в казну муниципального образования Кавказское сельское поселения Кавказского района», с 01 апреля 2010 года, в муниципальную собственность было принято 17 гидрантов. Как следует из представленного акта приемки выполненных работ от 08 июля 2010 года, на всех 17-ти гидрантах установлены крышки и опознавательные знаки (таблички), работы выполнены на общую сумму 98210,49 рублей.

Суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления в этой части следует отказать.

Суд приходит к выводу, что требовании я прокурора в части того, что:

не в полном объеме реализованы мероприятия по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения а также мероприятия по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». № 69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.2 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; т94, 95 ГШБ 01-03),

- не определен порядок, а также не должным образом осуществляется информирование населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности (ст. 19, п. 5 cт. 26 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.8 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.), с учетом представленных доказательств следует признать необоснованными и в этой части заявления отказать, т.к. они не нашли своего объективного подтверждения. Принимаемые администрацией сельского поселения акты органа местного самоуправления в этой части выполняются, пожарные гидранты имеются на территории поселения, находятся в исправном состоянии, постоянно проводится их осмотр, о чем представлены соответствующие акты (л.д.70, 186, 187, 189-190), произведен ремонт колодцев пожарных гидрантов и установка табличек, о чем в подтверждение представлены счета-фактуры и контракты на выполнение ремонтных работ (л.д.71- 92, 95-98). Источники водоснабжения имеются, условия для водозабора в любое время года из источников наружного водоснабжения созданы. Информирование населения о принятых органом местного самоуправления решений по обеспечению пожарной безопасности проводится через СМИ – газету «Колос», а также путем проведения собраний руководителей ТОС, квартальных и домовых комитетов многоквартирных домов Кавказского сельского поселения, что подтверждено представленными доказательствами (л.д.93-94). В этой части требований следует отказать.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отказывая в удовлетворении выше указанных требований прокурору суд принимает во внимание доводы администрации сельского поселения и представленные ею доказательства и приходит к выводу, что администрация сельского поселения не бездействует и в рамках своих полномочий и компетенции принимает меры по обеспечению законодательства в области обеспечения законодательства о пожарной безопасности, в рамках принимаемого бюджета и финансирования со всех уровней – районного и краевого. На выполнение указанных в заявлении прокурора мероприятий необходимо выделение дополнительных денежных средств, внебюджетное расходование денежных средств в соответствие с законом не допускается. Бюджет на 2011 г. принят Советом сельского поселения и он должен выполняться в строгом соответствие с распределением расходов бюджета по разделам и подразделам классификации расходов бюджета. Вторжение в бюджетную деятельность сельского поселения недопустимо. Суд приходит к выводу, что действия администрации сельского поселения не противоречат Федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ и Правительства РФ и соответствуют требованиям Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Суд приходит к выводу, что с учетом представленных доказательств, следует признать обоснованным требования прокурора, что не в полном объеме администрацией Кавказского сельского поселения реализованы полномочия по созданию необходимых условий для организации добровольной пожарной охраны и ее успешной деятельности, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.9 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; абз. 7 п. 11 ГШБ 01-03), и они подлежат в этой части удовлетворению с признанием незаконным бездействия администрации сельского поселения в этой части и понуждению к устранению выявленных нарушений в этой части, однако с принятием мер по привлечению средств из районного бюджета и краевого бюджета и по мере поступления данных денежных средств на эти цели из бюджетов указанных уровней, а также в соответствие с принятым бюджетом сельского поселения. К такому выводу суд пришел по тес основаниям, что согласно представленных доказательств администрация сельского поселения не выполнила в полном объеме принятое ею же Постановление №252 от 12.08.2010 г., №72 от 23.03.2011 г. т.к. реестр добровольных пожарных пожарной охраны на территории Кавказского сельского поселения не соответствует установленной форме, в нем указан списочный состав с указание ф.и.о., и отсутствуют сведение о дате и месте рождения лиц, включенных в реестр, данные о месте жительства - их адреса, месте работы, телефоны рабочий и домашний (л.д.68-69), нет заявлений указанных в реестре лиц на вступление в добровольную пожарную дружину, не представлены доказательства того, что добровольные пожарные обеспечены спецодеждой и спецсредствами, необходимыми в случае пожароопасной ситуации для участия в пожаротушении, нет данных о прохождении указанными лицами первичной подготовки по участию в пожаротушении, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, и может привести к нарушению прав и законных интересов самих добровольных пожарных, что создает угрозу для их жизни и здоровья в случае участия в пожаротушении.

Суд приходит к выводу, что представителем администрации Кавказского сельского поселения не приведены достаточные доводы в обоснование возражений и представлены достаточные доказательства в подтверждение доводов, что в полном объеме принимаются меры по соблюдению законодательства о пожарной безопасности, в том числе по проведению тех мероприятий, которые касаются организации деятельности Добровольной противопожарной дружины. Указанные доводы следует признать не состоятельными по выше изложенным в описательной части решения основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Заявление Прокурора Кавказского района о признании незаконным бездействия администрация Кавказского сельского поселения в области соблюдения законодательства о пожарной безопасности удовлетворить частично.

Удовлетворить в части и признать незаконным бездействие администрации Кавказского сельского поселения в области соблюдения законодательства о пожарной безопасности в части того, что не в полном объеме администрацией Кавказского сельского поселения реализованы полномочия по созданию необходимых условий для организации добровольной пожарной охраны и ее успешной деятельности, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.9 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; абз. 7 п. 11 ГШБ 01-03), а именно невыполнение в полном объеме Постановления №252 от 12.08.2010 г. И №71 от 23.03.2011 г.: реестр добровольных пожарных пожарной охраны на территории Кавказского сельского поселения не соответствует установленной форме, в нем указан списочный состав с указание ф.и.о., и отсутствуют сведение о дате и месте рождения лиц, включенных в реестр, данные о месте жительства - их адреса, месте работы, телефоны рабочий и домашний (л.д.68-69), нет заявлений указанных в реестре лиц на вступление в добровольную пожарную дружину, добровольные пожарные не обеспечены спецодеждой и спецсредствами, необходимыми в случае пожароопасной ситуации для участия в пожаротушении, не прошли первичную подготовку по участию в пожаротушении.

Обязать администрацию Кавказского сельского поселения устранить указанные нарушения в области законодательства о пожарной безопасности с привлечением средств из бюджета МО Кавказский район и бюджета МОУ Краснодарского края и по мере поступления денежных средств на эти цели, а также в соответствие с принятым бюджетом сельского поселения на 2011 год.

Отказать прокурору в удовлетворении заявления в части признания незаконным бездействия администрации Кавказского сельского поселения в области законодательства о пожарной безопасности и понуждении к устранению нарушений по следующим пунктам :

- не в полном объеме реализованы полномочия по решению вопросов финансового и материально-технического обеспечения пожарной безопасности, исполнение, соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность ( организацию выполнения целевых программ и муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности), (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п. 1,3 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасной» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.).

- не в полном объеме реализованы мероприятия по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения а также мероприятия по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». № 69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.2 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; т94, 95 ГШБ 01-03),

- не определен порядок, а также не должным образом осуществляется информирование населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности (ст. 19, п. 5 cт. 26 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.8 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.).

Об исполнении решения суда сообщить по истечении одного месяца со дня получения решения.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный

суд.

Председательствующий: О.Е.Волошина