Решение по заявлению прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Лосевского сельского поселения



К делу № 2-437/2011.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.07.2011 года ст. Кавказская

Кавказский райсуд Краснодарского края в составе:

председательствующего- Агеевой Н.Г.,

при секретаре- Кирилловой Е.А.,

с участием пом. прокурора- Серого Д.Н.

рассмотрев гражданское дело по заявлению прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Лосевского сельского поселения Кавказского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кавказского района обратился в суд с заявлением, просит признать незаконным бездействие администрации Лосевского сельского поселения, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности и обязать администрацию Лосевского сельского поселения выполнить мероприятия по устранению имеющихся нарушений законодательства о пожарной безопасности.

Свои требования обосновывает тем, что проведенной проверкой соблюдения законодательства пожарной безопасности в Лосевском сельском поселении установлены нарушения правил пожарной безопасности:

не в полном объеме реализованы полномочия по решению вопросов
финансового и материально-технического обеспечения пожарной
безопасности, исполнение, соответствующих бюджетов в части расходов на
пожарную безопасность (организацию выполнения целевых программ и
муниципальных правовых актов в области пожарной безопасности), (ст. 19
Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.
1,3 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях
пожарной безопасной» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.).

не в полном объеме реализованы полномочия по созданию необходимых условий для организации добровольной пожарной охраны и ее успешной деятельности, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, (ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.9 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; абз. 7 п. 11 ППБ 01-03).

не в полном объеме реализованы мероприятия по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, а также мероприятия по созданию в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.2 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г.; п.94, 95 ППБ 01-03).

не определен порядок, а также не должным образом осуществляется информирование населения о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности (ст. 19, п. 5 ст. 26 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.; п.8 ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» №123-Ф3 от 22.07.2008г.).

Невыполнение указанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью.

В судебном заседании помощник прокурора Кавказского района Серый Д.Н. подтвердил требования, изложенные в заявлении, просит их удовлетворить. Пояснил суду, что в доказательство заявленных требований имеется только информация отдела надзорной деятельности, доказательств нарушения прав граждан не имеется.

Представитель администрации Лосевского сельского поселения по доверенности Вчерашний Р.В. с требованиями прокурора не согласен. Пояснил суду, что 03.12.2010г. администрацией утверждена программа мер по обеспечению пожарной безопасности. В рамках данной программы в 2011г. была произведена замена пожарной сигнализации в ДК п. Степного. На 2011г. в бюджете на пожарную безопасность заложено 40000 рублей, из которых уже половина израсходована, согласно целевой программы. Бюджет поселения принимает Совет, а глава поселения может внести только предложения. Постановлением главы администрации утверждены меры пожарной безопасности, программа обучения коллективов, готовятся документы по созданию добровольных пожарных дружин, будет комплектоваться техническое имущество. На территории сельского поселения имеется платина для организации водоснабжения в любое время года, а также имеются два гидранта в х. Лосево и на водозаборной башне п. Степного. Лиц, добровольно изъявивших желание участвовать в дружине на сегодняшний день нет, но принимаются меры к созданию дружины, имеется стенд, на котором вывешивается вся информация и Администрация информирует население о принятых мероприятиях по пожарной безопасности. Администрация также информирует жителей через специальный выпуск газеты «Колос». Кроме того администрацией изготовлена в типографии памятка населению о порядке действий при угрозе чрезвычайной ситуации. Эти памятки распространялись среди жителей через муниципальные организации, при помощи работников торговли.

Третье лицо – представитель отдела надзорной деятельности Кавказского района МЧС России по доверенности Филимонов А.В. с заявлением не согласен. Пояснил суду, что на момент проверки не было доказательств финансового обеспечения. На данный момент доказательств нарушения прав граждан нет. Имеют место факты неполного исполнения своих обязанностей Администрацией сельского поселения. Просит вынести решение в соответствие с законом.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствие с требованиями ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативно-правовых актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. В соответствие со ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.

Анализируя представленные сторонами доказательства, исходя из принципа состязательности и равноправия сторон, суд приходит к выводу об отсутствие доказательств требований в заявлении прокурора, также не представлено таких доказательств в судебном заседании. В заявлении прокурора изложены обстоятельства, на которых он основывает свои требования и ссылка на нормы материального права, однако в подтверждение доводов представлена только информация отдела надзорной деятельности.

В соответствии со статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и т.д. Статьями 38-39 названного Закона установлена ответственность за нарушение законодательства о пожарной безопасности.

Во исполнение вышеназванного закона МЧС России утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Судом установлено, что со стороны органов местного самоуправления приняты установленные законом меры по решению вопросов организационно-правого, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности, о чем свидетельствуют нормативные акты, изданные на местном уровне поселения. Акты администрации Лосевского сельского поселения являются организационно-правовым обеспечением первичных мер пожарной безопасности, поскольку определяют порядок создания и организацию деятельности добровольной пожарной охраны, определяют меры по предупреждению и тушению пожаров в населенном пункте, объектах сельскохозяйственного назначения муниципального образования, устанавливают порядок обучения населения мерам пожарной безопасности жителей, руководителей предприятий и других категорий граждан.

Нормативными актами представительного органа местного самоуправления утверждена целевая программы, утвержден бюджет поселения на 2011 финансовый год, что говорит о принятии мер финансового обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», органы местного самоуправления создают условия для организации добровольной пожарной дружины, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности. Следовательно, первоосновой в разрешении данного вопроса, прежде всего, является создание органами местного самоуправления необходимых для этого условий, то есть, создание организационно-правовой базы, финансирования и материально-технического обеспечения.

Постановлением администрации поселения от 12.03.2009 № 45 утверждено Положение об обучении мерам пожарной безопасности на территории поселения.

Федеральным законом «О пожарной безопасности» полномочия органов местного самоуправления в разрешении вопросов пожарной безопасности и в частности обеспечения первичных ее мер, ограничены рамками компетенции органов местного самоуправления.

На территории Лосевского сельского поселения имеется платина для организации водоснабжения в любое время года, а также имеются два гидранта в х. Лосево и на водозаборной башне п. Степного.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона № 131-ФЗ администрация поселения является всего лишь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, тогда как формирование и утверждение бюджета находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. В бюджете поселения в 2011 финансовом году на противопожарную безопасность предусмотрено 40 тысяч рублей, в рамках которых Администрация и может реализовать свои полномочия в области пожарной безопасности.

Администрация муниципального образования имеет строгие рамки бюджетных обязательств, вследствие чего, вопросы местного значения поселения, администрация решает только в рамках бюджетных обязательств и не может выполнить действие, если такое действие не подкреплено финансированием. Кроме этого, исходя из норм БК РФ, административный орган не вправе вмешиваться в бюджетный процесс.

Во исполнение требований закона об информировании населения о принятых решениях Администрацией информирование населения проводится через собрания граждан., через средства массовой информации –газету «Колос», путем вывешивания информации на стенде администрации..

В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействию) органов местного самоуправления относятся действия (бездействие), в результате которых нарушены права о свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.

Под бездействием понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям органа местного самоуправления.

Сторонами не представлено доказательств нарушения прав граждан в области пожарной безопасности, создание препятствий к осуществлению гражданами этих прав, а также фактов незаконного возложения на граждан обязанностей в области обеспечения мер пожарной безопасности либо незаконного привлечения в такой ответственности, и судом таких доказательств не добыто.

В подтверждение отсутствия таких доказательств в заявлении прокурор указывает, что невыполнение указанных требований закона может повлечь невозможность обеспечения безопасности граждан и привести к причинению вреда их жизни и здоровью.

Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что Администрация Лосевского сельского поселения не бездействует и в рамках своих полномочий и компетенции принимает меры по обеспечению пожарной безопасности.

Мероприятия Администрацией Лосевского сельского поселения в области обеспечения пожарной безопасности проводятся в соответствие с принятым бюджетом, в рамках имеющегося финансирования. Суд не вправе возлагать на Администрацию поселения обязанности по выполнению мероприятий по пожарной безопасности в отсутствие для этого средств в бюджете, что будет являться вторжением в деятельность органа местного самоуправления и в его бюджет.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованности заявления прокурора и отказе в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 257-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать прокурору Кавказского района в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Лосевского сельского поселения Кавказского района, выразившееся в неисполнении требований законодательства о пожарной и террористической безопасности.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: Н.Г. Агеева