Дело №2-459-11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 августа 2011 года Кавказский районный суд Краснодарского края в составе: Председательствующего – Волошиной О.Е., При секретаре – Павловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Устинова Б.К. к Отделу Управления Пенсионного фонда РФ по Кавказскому району об отмене в части решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о возложении обязанности включения отдельного периода в специальный стаж и назначения досрочной трудовой пенсии У С Т А Н О В И Л: Истец Устинов Б.К. обратился в суд с иском об отмене в части решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, о возложении обязанности включения отдельного периода в специальный стаж и назначения досрочной трудовой пенсии. Свои требования истец обосновал тем, что 14 апреля 2009 года он обратился в Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда РФ в Кавказском районе Краснодарского края с заявлением о назначении трудовой пенсии, назначаемой ранее установленного законом возраста в связи с педагогической деятельностью в порядке подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального кона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан учреждения ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано - протокол от 20.04.2009 г. № 35/4 и дополнения к нему. Из стажа, дающего права на досрочное назначение пенсии (специальный стаж) исключен (не зачтен) период его службы в рядах Советской армии с 07.09.1983 г. по 26.10.1985 г. (02 года 01 месяц 19 дней). Полагает, что обоснование исключения данного периода из его специального стажа в решении ответчика отсутствует. Считает указанное решение комиссии учреждения ответчика незаконным, ограничивающим его право на пенсионное обеспечение по следующим основаниям. В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Закон № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Пунктом 2 ст. 27 Закона № 173-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 9.10.2002 г. № 781, утверждены соответствующие Список и Правила (Список и Правила № 781), которые действуют в настоящее время. Нормативные правовые акты, регламентировавшие ранее порядок назначения педагогическим работникам пенсии за выслугу лет, утратили силу. Вместе с тем, Конституционный суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П (со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О) указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Такая же позиция изложена и в части 3 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» где указано, что в интересах лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 01 января 2002 года, подлежат исчислению на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. В спорный период времени действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953), подп. "г" п. 1 которого предусматривал, что учителям; врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. В силу пункта 4 названного Положения, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию. Ответчиком установлен и не оспаривается факт его службы в Советской армии в период с 07.09.1983 г. по 26.10.1985 г. согласно военного билета от 05.02.1979 г. <данные изъяты>, однако основание исключения его из специального стажа в решении ответчика отсутствует. Учитывая, что на момент обращения в учреждение Ответчика им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения Досрочной трудовой пенсии (согласно протоколу Ответчика специальный стаж составил 22 года 9 месяцев 6 дней), период службы в армии подлежит включению в специальный стаж, поскольку право на его включение было приобретено в соответствии с его условиями и нормами названного выше Становления Совета Министров СССР, и это право должно быть сохранено при введении нового правового регулирования в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости (Определения Верховного Суда РФ от 28.01.2011 N 44-В10-11 и от 25.07.2008 N 2-В08-7). Так, в Определении Верховного Суда РФ от 28.01.2011 г. N 44-В10-11 прямо указано, что в целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В Определении Верховного Суда РФ от 25.07.2008 г. N 2-В08-7 указано, что поскольку период службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, он подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П указано, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное влечение (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). При этом выявленный конституционно-правовой смысл, является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике. Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Из изложенного по мнению истца следует, что у ответчика отсутствуют правовые снования для ограничения его прав на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с положениями ст. 27 Закона № 173-ФЗ, следовательно, период с 07.09.1983 г. по 26.10.1985 г. подлежит зачету в специальный стаж. В силу статьи 19 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом указанная статья закона гарантирует гражданину своевременное пенсионное обеспечение. Таким образом, с учетом включения спорного периода в его специальный стаж (из расчета: 22 г. 9 м. 6 д. + 2 г. 1 м. 19 д. = 24 г. 10 м. 25 д.), также с учетом м его последующей педагогической работы, юридически значимые действия, предусмотренные нормативными положениями Закона № 173-ФЗ им совершены, т.к. специальный стаж составил более 25 лет, что влечет возникновение у него права на назначение досрочной трудовой пенсии с 21 мая 2009 г. (из расчета: 24 г. 10 м. 25 д. + 0 л. 1 м. 6 д.). На основании вышеизложенного истец Устинов Б.К. просит 1.Отменить решение ответчика в части исключения спорного периода, из специального стажа и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (протокол от 20.04.2009 г. № 35/4), признав его незаконным. 2. Обязать ответчика включить период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 07.09.1983 г. по 26.10.1985 г. в специальный стаж и назначить выплату ей досрочной трудовой пенсии со возникновения права на нее, т.е. с 21 мая 2009 года (п.1 ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173, п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда, РФ от 20.12.2005 г. № 25). 3. Взыскать с Ответчика уплаченную госпошлину в размере 200 руб. (ст. 98 ГПК, ч.6 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 г. 25). Истец Устинов Б.К. поддержал свои исковые требования, подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить в полном объеме. Представитель Отдела УПФ РФ в Кавказском районе по доверенности Тарасова Л.А. возражает против удовлетворения исковых требований Устинова Б.К., поддержала письменные возражения, из которых следует, что иск не подлежит удовлетворению, решение комиссии по реализации пенсионных прав застрахованных лиц в УПФР в Кавказском районе №35/4 от 20.04.2009г. принято на основании действующего пенсионного законодательства. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Кавказском районе 30.06.2009г. вынесено решение об отказе истцу Устинову Б.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.. 19 п. 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Отказ вынесен в связи с тем, что не выработан установленный Законом требуемый 25 - летний специальный стаж. В решении комиссии отсутствует указание на то, что из специального стажа исключен период службы в составе Вооруженных Сил СССР с 07.09.1983 по 26.10.1985. Данный вопрос не рассматривался на комиссии. Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Как указал Конституционный Суд РФ в Определениях от 20.10.2005г. № 392-0 и от 18.04.2006г. № 83-0, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности в учреждениях для детей. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции РФ), ибо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1 Конституции РФ). Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29.10.2002г. № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данным Списком не предусмотрена служба в составе Вооруженных Сил СССР. Просят Отказать Устинову Б.К. в удовлетворении заявленных исковых требованиях о признании права на получение досрочной пенсии. Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования истца Устинова Б.К. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Из материалов дела видно, что истец Устинов Б.К. в период с 07.09.1983 года по 26.10.1985 года служил в рядах Вооруженных Сил ССР, что подтверждено представленным военным билетом (л.д.13). На службу в армию он ушел с должности инструктора отдела школьной молодежи и пионеров крайкома ВЛКСМ г.Краснодара, что подтверждается копией протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав №35/4 от 20.04.2009 года. При рассмотрении вопроса о назначении досрочной пенсии комиссией не рассматривался вопрос о включении в специальный стаж, дающий право истцу Устинову Б.К. на льготную пенсию, оспариваемый истцом период с 07.09.1983 года по 26.10.1985 года – служба в армии, т.к. такой вопрос не ставился истцом перед комиссией и им не оспаривался тот факт, что этот период не может быть включен в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию в соответствие с действующим законодательством, что отражено в таблице для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» к протоколу № №35/4 от 20.04.2009 года (л.д.6-9). Решением Кавказского районного суда от 03.09.2009 года по делу №2-415-2009 было отказано в иске Устинову Б.К. о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУУПФ РФ в Кавказском районе - решение №35/4 от 20.04.2009 г., признании стажа работы в период работы с 18.11.1980 г. по 18.12.1981 г. в должности секретаря, заведующего отделом учащейся молодежи и пионеров Кавказского районного комитета ВЛКСМ ст.Кавказской Кавказского района, и период работы с 19.12.1981 г. по 09.09.1983 г. в должности инструктора отдела школьной молодежи и пионеров крайкома ВЛКСМ г.Краснодара, связанным с педагогической деятельностью, и дающим ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, признании права на льготную пенсию. (л.д.44-45), которое кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 13.10.2009 года оставлено без изменения, а кассационная жалоба Устинова Б.К. – без удовлетворения (л.д.46-47). В соответствие с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассматриваемому делу обязательны для суда и указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обстоятельства, указанные в вышеуказанных судебных решениях, вступивших в законную силу, ни оспариванию, ни доказыванию не подлежат. Законность принятого решения №35/4 от 20.04.2009 г. комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУУПФ РФ в Кавказском районе об отказе истцу Устинову Б.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости была проверена судом и суд не установил оснований для признания его незаконным. И это неоспоримый факт. В настоящем судебном заседании истец Устинов Б.К. оспаривает не все решение комиссии в целом, а в части не включения в специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью, дающий право на назначение ему досрочной трудовой пенсии по старости, период, последующий за тем, который согласно решения суда от 03.09.2009 г. не включен обоснованно комиссией в специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью – с 18.11.1090 г. по 18.12.1981 г., с 19.12.1981 г. по 09.09.1983 г., то есть с 07.09.1983 года по 26.10.1985 г. – прохождение службы в Вооруженных силах СССР. Согласно пп.10 п.1 ст.28 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», введенным в действие с 1.01.2002 г., лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста, устанавливается досрочная трудовая пенсия по старости. До 01.01.2002 г. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей определялось с учетом соответствующего Списка профессий и должностей, утвержденных Постановлением СМ РСФСР от 6.09.1991 г. №463, в который не входил период службы в Армии. Правительство Российской Федерации в Постановлении от 29.10.2002г. № 781 утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Данным Списком не предусмотрена служба в составе Вооруженных Сил СССР. При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для включения в специальный стаж, дающий истцу Устинову Б.К. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период службы в Вооруженных силах СССР с 07.09.1983 г. по 26.10.1985 г. Истцу Устинову Б.К. обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ввиду того, то он не выработал полный стаж, дающий право на пенсию по указанным выше основаниям на 01.01.2002 года, а Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановление №1397 Совета Министров СССР о 17.12.1959 года, на которое ссылается истец, утратило силу в связи с принятием Постановления №953 Правительства РФ от 22.09.1993 г. Суд приходит к выводу, что у истца Устинова Б.К. отсутствуют основания для включения в стаж работы по специальности (связанный с педагогической деятельностью) за требуемый истцом период с 07.09.1983 г. по 26.10.1985 г. службы в армии, что не дает истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа. Решение комиссии по рассмотрению вопросов по реализации пенсионных прав граждан ГУУПФ РФ в Кавказском районе №35/4 от 20.04.2009 г. об отказе истцу Устинову Б.К. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости следует признать законным. В удовлетворении иска Устинову Б.К. следует отказать в полном объеме. Суд приходит к выводу, что истец Устинов Б.К. вследствие отказа в иске не имеет право и на возмещение судебных расходов в виде уплаченной госпошлины в размере 200 рублей исходя из требований ст.98 ГПК ПФ, в этой части иска также следует отказать. Доводы истца Устинова Б.К. следует признать несостоятельными по вышеизложенным судом основаниям, а также ввиду того, что им неправильно толкуется действующее пенсионное законодательство, а также ранее действующие законодательные и нормативные акты, в том числе и его ссылка на Постановление №1397 Совета Министров СССР от 17.12.199 года, которое утратило свою силу и которое на день обращения Устинова Б.К. за назначением ему досрочной трудовой пенсии, то есть на 20.04.2009 г. уже не действовало. На основании изложенного, руководствуясь ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г., разъяснениями Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 г. №4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствие со стюст.27,Ю28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Устинову Борису Константиновичу в иске к Отделу УПФ РФ в Кавказском районе об отмене решения Отдела УПФ РФ в Кавказском районе в части исключения периода прохождения службы в составе Вооруженных сил СССР с 07.09.1983 г. по 26.10.1985 г. из специального стада и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости (протокол №35/4 от 20.04.2009 г. Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав), - возложении на Отдел УПФ РФ в Кавказском районе обязанности о включении периода прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с 07.091983 г. по 26.10.1985 г. в специальный стаж и назначении выплаты ему досрочной трудовой пенсии со дня возникновения права на нее, то есть с 21 мая 2009 года, согласно п.1 ст.19 ФЗ от 17.12.2001 г. №173, п. 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 г. №25,- взыскании судебных расходов в размере уплаченной госпошлины в сумме 200 рублей – отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд. Председательствующий: О.Е.Волошина Мотивированное решение Изготовлено 29.08.2011 года.