К делу № 2-758/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 2.12.2011 г. Кавказский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего Жеребор С.А. при секретаре Смирновой Н.В. с участием ст.помпрокурора Бондаренко О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Кавказского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Мирского сельского поселения Кавказского района, суд у с т а н о в и л: Из заявления прокурора следует, что в ходе прокурорской проверки соблюдения ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что администрацией Мирского сельского поселения Кавказского района ненадлежащим образом реализуются полномочия по организации содержания мест захоронения, отнесенных к вопросам местного значения, в том числе содержание муниципального имущества. В соответствии с пп.22 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения. Статьей 8 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища отнесены к ведению органов местного самоуправления. В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел, крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Законом Краснодарского края от 4.07.2006 № 1058-КЗ «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кавказский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Кавказский район, в состав которого они входят» на основании согласованных предложений соответствующих органов местного самоуправления осуществляется разграничение имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кавказский район. Приложением №7 данного Закона в состав переданного в собственность имущества вошли кладбища, расположенные на территории поселения. Согласно ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Аналогичные требования о государственной регистрации права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним предусмотрены ст.4 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В нарушение вышеуказанных требований закона право собственности на земельные участки под эксплуатацией кладбищ, расположенных на территории Мирского сельского поселения, до настоящего времени в установленном законом порядке не зарегистрированы. Таким образом, по мнению прокурора, должностные лица администрации Мирского сельского поселения Кавказского района не принимают мер по надлежащему содержанию муниципального имущества, что влечет не оформление прав собственности на земельные участки для вышеуказанных мест захоронения умерших граждан Мирского сельского поселения, что в свою очередь, влечет нарушение прав граждан (родственников умерших), количество которых постоянно меняется, на погребение в специально отведенном для этого месте, путем захоронения вне границ определенного для захоронения земельного участка – на землях предназначенных для иного рода деятельности. Поэтому прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Мирского сельского поселения по оформлению прав собственности на земельные участки под общественными кладбищами сельского поселения, а так же обязать администрацию Мирского сельского поселения устранить допущенные нарушения законодательства, зарегистрировать право собственности на земельные участки общественных кладбищ Мирского сельского поселения (п.Возрождение, п.Красноармейский, п.Комсомольский, п.Рассвет, п.Розы Люксембург, п.Октябрьский, п.Мирской) в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В судебном заседании старший помощник прокурора Бондаренко О.С. заявление прокурора поддержала, просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Представитель Администрации Мирского сельского поселения МО Кавказский район – Шишикин А.А., с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что на территории Мирского сельского поселения находится 7 кладбищ, бюджета на межевание земель под кладбищами не хватает, однако в настоящее время эта работа проводится планово. 15.11.2011 г. администрация заключила договор с ГУП КК «Кавказский земельный центр» на производство кадастровых работ по межеванию земельного участка (кладбища) в п.Мирском. Кроме того, закон не устанавливает срок в течение которого собственник недвижимого имущества обязан его зарегистрировать. Рассматривая заявление прокурора, суд приходит к выводу о том, что оно подлежит удовлетворению. Из обстоятельств дела следует, что земельные участки под кладбищами были переданы в ведение администрации Мирского с\поселения 26.07.2006 г., о чем свидетельствует акт приема-передачи. Однако администрация сельского поселения на протяжении более пяти лет не предпринимала никаких действий по надлежащему оформлению переданного имущества. Только после прокурорской проверки администрация 15.11.2011 г. заключила договор на производство кадастровых работ по межеванию границ одного из семи участков земли под кладбищем. Ссылка представителя администрации на то, что ст. 131 ГК РФ не устанавливает срок государственной регистрации объектов недвижимости, не может быть принята судом во внимание, поскольку в случае отсутствия такого срока установленного в законе, следует руководствоваться обычаями делового оборота (ст. 5 ГК РФ). Применительно к рассматриваемым обстоятельствам, администрация сельского поселения была обязана произвести государственную регистрацию переданных объектов недвижимости в течение 2007 года, предварительно заложив в бюджет сельского поселения расходы на проведение указанных работ. Однако этого сделано не было. Поэтому ссылка на отсутствие срока для обращения в регистрирующий орган не может являться основанием для вывода о безосновательных требованиях прокурора. Ссылка представителя администрации на недостаточный размер бюджета сельского поселения, так же является безосновательной, поскольку до проведения прокурорской проверки, руководством администрации сельского поселения не разрешался вопрос о внесении в бюджет сельского поселения расходов по оформлению государственной регистрации объектов недвижимости. Поэтому анализ изложенного свидетельствует о том, что администрация Мирского сельского поселения бездействует и не предпринимает мер по надлежащему содержанию муниципального имущества. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, ст. 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: 1. Признать незаконным бездействие администрации Мирского сельского поселения Кавказского района, выразившееся в непринятии мер по надлежащему содержанию муниципального имущества. 2. Обязать администрацию Мирского сельского поселения Кавказского района устранить допущенные нарушения законодательства, зарегистрировав право собственности на земельные участки общественных кладбищ Мирского сельского поселения Кавказского района (п.Возрождение, п.Красноармейский, п.Комсомольский, п.Рассвет, п.Розы Люксембург, п.Октябрьский, п.Мирской) в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кавказский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме. Решение изготовлено в окончательной форме 06.12.2011г. Судья Жеребор С.А.