К делу № 12-1/11
Р Е Ш Е Н И Е
14.01.2011г. Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Жеребор С.А.
при секретаре Смирновой Н.В.
с участием помпрокурора Миненко Е.П.
рассмотрев в судебном заседании жалобу нотариуса Кавказского нотариального округа Капрелян С.К. на постановление Государственного инспектора труда в Краснодарском крае от 9.12.2010 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ
у с т а н о в и л:
Постановлением Государственного инспектора труда (по охране труда) в Краснодарском крае Шумиловой Л.Г. от 09.12.2010 г. нотариус Кавказского нотариального округа Краснодарского края Капрелян С.К. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ – нарушение законодательства о труде и об охране труда, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере двух тысяч рублей.
Данное постановление заявитель Капрелян С.К. считает незаконным и подлежащим отмене, поскольку обоснованно отказала бывшему работнику Ш.В.И. в удовлетворении его требования о выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
В судебном заседании нотариус Капрелян С.К. свои требования об отмене постановления о привлечении к административной ответственности поддержала в полном объёме, просила отменить не только постановление о привлечении её к административной ответственности, но и предписание от 8.12.2010 г. выданное Государственным инспектором труда о выплате среднемесячного заработка Ш.В.И..
Участвующая по делу помпрокурора Кавказского района Миненко Е.П. пояснила, что с жалобой не согласна, поскольку административное наказание в отношении работодателя Капрелян С.К. наложено обоснованно.
Государственный инспектор труда (по охране труда) Шумилова Л.Г. пояснила, что с жалобой не согласна, поскольку административное наказание наложено на Капрелян С.К. обоснованно, в соответствии с законом.
Выслушав участников процесса, изучив и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему:
Из обстоятельств дела следует, что поводом привлечения нотариуса Капрелян С.К. к административной ответственности послужили следующие обстоятельства: На основании заключённого трудового договора, с 25.07.2006 по 08.06.2010 г. Ш.В.И. работал в Кавказской нотариальной конторе в должности сторожа. 8.06.2010 г. он был уволен с работы на основании п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ (по сокращению штата работников). При увольнении с работы ему на основании ст. 178 ч.1 ТК РФ было выплачено выходное пособие в размере среднего заработка за два месяца. 21.06.2010 г. Ш.В.И. обратился: в ГУ КК «Центр занятости населения Кавказского района по вопросу трудоустройства, однако, не был трудоустроен в течение трех месяцев со дня увольнения. ГУ КК «Центр занятости населения Кавказского района» выдана справка от 09.09.2010 для получения, сохраненной средней заработной платы на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения. Указанная справка Ш.В.И. предоставлена работодателю Капрелян С.К. Однако последняя отказала бывшему работнику в выплате среднего заработка за третий месяц. Поэтому прокурором Кавказского района было вынесено постановление от 9.12.2010 г. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Капрелян С.К. по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ, и постановлением Государственного инспектора труда в Краснодарском крае от 9.12.2010 г. Капрелян С.К. привлечена к административной ответственности.
Таким образом, для проверки доводов жалобы Капрелян С.К. о привлечении её к административной ответственности по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ, необходимо дать оценку наличия права бывшего работника Ш.В.И. на получение выходного пособия в виде среднемесячного заработка за третий месяц после его увольнения с работы.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 Трудового кодекса РФ, в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Согласно п. 1 ст. 28, п. 3 ст. 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице. Безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Следовательно граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости или за выслугу лет, не могут быть признаны безработными.
Основываясь на вышеуказанных нормах закона, следует сделать вывод, что выплата заработной платы за третий месяц после увольнения является мерой социальной защиты безработных, к которым не относятся граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия по старости или за выслугу лет.
Ш.В.И. 03.08.1945 года рождения, является пенсионером по возрасту и получает пенсию по выслуге лет как пенсионер МВД РФ. Доказательств исключительности случая, послужившего основанием для вынесения решения о получении им средней заработной платы по прежнему месту работы за третий месяц трудоустройства Ш.В.И. не представлено. Не содержится таких сведений и в выданной Ш.В.И. Центром занятости населения справке.
Уволенный работник Ш.В.И., будучи пенсионером, в отличие от работников не имеющих права на пенсию социально защищен государством в виде гарантированной выплаты пенсии. Поэтому распространение на работающих пенсионеров гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ, не является безусловным основанием для применения в отношении них положений п. 2 ст. 178 ТК РФ в виде сохранения среднего заработка за третий месяц после увольнения.
Кроме того, выдача решений, предоставляющих работникам возможность сохранения среднего заработка, на момент выдачи Ш.В.И. справки осуществлялась органами занятости в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.04.97 N 458 "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан". В силу п. 1 указанного Порядка, в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), а из п. 17 следует, что пенсионеры не могут быть зарегистрированы в качестве безработных, так как они уже социально защищены посредством назначения пенсии.
В настоящее время это Постановление Правительства РФ утратило силу и данный вопрос урегулирован Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 сентября 2010 г. № 847н «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан». Согласно п. 4 "Порядка регистрации безработных граждан" (приложение к названному приказу) - безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Таким образом, положение ч.2 ст. 178 ТК РФ не распространяется на Ш.В.И., поскольку ему выплачивается пенсия которая является мерой социальной защиты безработных, а он являясь пенсионером к безработным не относится. Поэтому ему не может быть выплачен среднемесячный заработок за третий месяц со дня увольнения. То есть в отношении Ш.В.И. отсутствуют какие-либо исключительные случаи на основании которых работодатель Капрелян С.К. была обязана произвести ему выплату выходного пособия в виде среднемесячного заработка за третий месяц после увольнения.
Следовательно Капрелян С.К. необоснованно привлечена к административной ответственности по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ и постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ суд в рамках административного производства не наделён правом принимать решение относительно названного предписания. Поэтому указанные требования заявителя не могут быть рассмотрены в рамках КоАП РФ. В части признания предписания незаконным, заявитель вправе обратиться с заявлением в суд в порядке главы 25 ГПК РФ.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 24.5 ч.1 п.2, 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ суд,
р е ш и л :
Постановление Государственного инспектора труда в Краснодарском крае Шумиловой Л.Г. от 9.12.2010 г. о привлечении к административной ответственности Капрелян С.К. по ст. 5.27 ч.1 КоАП РФ отменить, производство по административному делу прекратить.
Разъяснить Капрелян С.К., что Предписание № 03-1\61\84\3 от 8.12.2010 г. выданное Государственным инспектором труда (по охране труда) Шумиловой Л.Г. она вправе обжаловать в порядке главы 25 ГПК РФ, после вступления настоящего решения суда в законную силу.
Судья: <данные изъяты> Жеребор С.А.