Дело № 2-1024/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 октября 2011 года поселок Кавалерово Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Н.И.Молчанова, при секретаре М.С.Полукеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Асташевской Л.Г к Муниципальному учреждению «Центр культуры, досуга, библиотечного обслуживания» Кавалеровского городского поселения (далее МУ «ЦКДБ» Кавалеровского городского поселения) о перерасчете заработной платы, УСТАНОВИЛ: Асташевская Л.Г. обратилась в суд с иском к МУ «ЦКДБ» Кавалеровского городского поселения о перерасчете заработной платы, ссылаясь на то, что она работала в МУ «ЦКДБ» Кавалеровского городского поселения в качестве сторожа-вахтера с должностным окладом 1823 руб. Размер ее заработной платы с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера составлял сумму минимального размере оплаты труда – 4330 руб. Полагая, что надбавки за работу в особых климатических условиях и районный коэффициент, как составляющие заработной платы, должны начисляться сверх минимального размера оплаты труда, считает такой расчет своей заработной платы незаконным, нарушающим ее трудовые права. Просила суд обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы за 2009 – 2010 годы с учетом районного коэффициента и северных надбавок, начислять и выплачивать заработную плату в дальнейшем не менее установленного в Российской Федерации МРОТ с увеличением на районный коэффициент и северную надбавку и выплатить недоплаченную сумму заработной платы в размере <данные изъяты> В судебном заседании представитель истца по доверенности Романов Ю.И. уточнил заявленные требования, пояснил, что Асташевская Л.Г. в настоящее время в учреждении ответчика не работает, просил взыскать с ответчика недоплаченную сумму заработной платы в размере <данные изъяты>. Асташевская Л.Г. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме. Представитель МУ «ЦКДБ» Кавалеровского городского поселения Марусова Р.П. против удовлетворения иска возражала, полагая его необоснованным. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему. Согласно ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в редакции ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Ч. 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определённой сложности (квалификации) за единицу времени без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае не менее 4330 руб.). В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 ч. 2 Конституции РФ); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 37 ч. 3). По смыслу приведённых конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учётом прожиточного минимума. Ч. 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (ст. 7). Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учётом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. ст. 148, 315, 316 и 317 ТК РФ). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Изменения, внесённые в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила ст. ст. 2, 130, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 ТК РФ, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Нормы гл. 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст. ст. 129 и 133 ТК РФ. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. ст. 315, 316 и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Как следует из материалов дела, в период с 1 января 2009 г. заработная плата истца с учётом компенсационных, стимулирующих и социальных выплат составляла 4 330 рублей, из которых: 1 823 рубля - оклад по должности. Иные выплаты, включая доплату за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и районный коэффициент исчислялись на сумму оклада и в совокупности составляли минимальный размер оплаты труда, установленный согласно Федеральному закону от 24 июня 2008 г. № 91-ФЗ. Согласно предоставленных истцом расчетов установлено, что недоплаченная сумма заработной платы Асташевской Л.Г. составляет <данные изъяты>. Данный расчет в судебном заседании представителем ответчика не оспаривался. При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что заработная плата Асташевской Л.Г. составляла менее предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, в то время как по смыслу вышеуказанных норм ТК РФ, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера должны быть начислены на заработную плату, суд полагает иск Асташевской Л.Г. подлежащим удовлетворению. Поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, оплату ее при обращении в суд с иском не производил, на основании ст.103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 2612 руб. 30 коп. подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования Асташевской Людмилы Геннадьевны удовлетворить. Взыскать с Муниципального учреждения «Центр культуры, досуга, библиотечного обслуживания» Кавалеровского городского поселения в пользу Асташевской Людмилы Геннадьевны недоплаченную сумму заработной платы 80410 руб. 11 коп., в доход бюджета Кавалеровского муниципального района Приморского края государственную пошлину - 2612 руб. 30 коп. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Кавалеровский районный суд Приморского края в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения. Судья Н.И.Молчанов