РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Катайск Курганской области 16 сентября 2010 года
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Боровинских Т.Ф.,
при секретаре Хужиной Л.В.,
с участием:
прокурора Катайской районной прокуратуры Рукавишниковой Т.Н., представителей ответчиков: Администрации ... Абрамова В.Я., муниципального учреждения ... Свежининой Н.И., муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения ... Кунгуровой Г.М., администрации ... сельсовета Шипицына В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Катайске Курганской области
гражданское дело № 2- 249/2010 по иску прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к Администрации ..., МУ ..., муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению ..., Администрации ... сельсовета о выполнении определенных действий и возложении обязанности по выделению денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних (который был уточнен 03.08.2010 в ходе подготовки дела к судебному разбирательству с учетом добровольного исполнения ответчиками исковых требований) к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению ..., расположенному в ..., администрации ... сельсовета об обязании произвести приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которая должна быть обеспечена звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход», автономным источником питания освещения путей эвакуации при отключении электроэнергии; провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц; оборудовать двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки, уплотнителями в притворах и устройствами для самозакрывания. Просит возложить обязанность по финансированию указанных мероприятий на МУ ..., Администрацию ... и Администрацию ... сельсовета. Исковые требования мотивированы результатами проверки, проведенной в МДОУ ..., в ходе которой выявлены нарушения требований ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности РФ 01-03.
В судебном заседании прокурор Рукавишникова Т.Н. поддержала исковые требования к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению ..., МУ ..., Администрации ... по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что просит установить срок для устранения нарушений правил пожарной безопасности до 01.11.2010 в части проведения эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц; оборудования дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничной клетки, уплотнителями в притворах и устройствами для самозакрывания. Обязать ответчиков выделить денежные средства на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре до 15.02.2011 года, а детский сад обязать произвести приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре до 15.03.2011 года. От требований к Администрации ... сельсовета прокурор отказался, представив письменное заявление о прекращении производства по делу в этой части л.д. 127).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Отделения ... Баев А.В. в судебное заседание не явился, не известив о причинах своей неявки, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке л.д.116).
Представитель ответчика Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения ... Кунгурова Г.М. в судебном заседании исковые требования признала. Пояснила, что все нарушения будут устранены при выделении денежных средств на эти цели.
Представитель ответчика- глава Администрации ... сельсовета Шипицын В.Д. иск не признал. Пояснил, что 04.09.2010 с детским садом заключен договор о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества – помещения детского сада, по которому детский сад принял на себя обязательства по содержанию имущества и обеспечению безопасных условий, в том числе противопожарных. Просил принять отказ прокурора от иска.
Представитель ответчика муниципального учреждения ... Свежинина Н. В. в судебном заседании исковые требования не признала вследствие тяжелого финансового положения. Пояснила, что на 2010 года бюджетом не предусмотрены расходы на проведение мероприятий по лицензированию детского сада ... и ранее 2011 года исполнить судебное решение управление образования не сможет. 13.09.2010 в МУ поступило уведомление из федерального казначейства об аресте с 00.00.0000 счетов управления по решению арбитражного суда о взыскании 2, 5 миллионов рублей задолженности за электроэнергию и отопление образовательных учреждений. По этой причине невозможно в 2010 году профинансировать даже выполнение работ по оборудованию дверей. Просит определить сроки исполнения решения не ранее следующего года, когда возможно будут заложены необходимые финансовые средства в бюджет.
Представитель ответчика Администрации ... Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования прокурора Катайского района не признал. Просит установить срок исполнения мероприятий по устранению допущенных нарушений на 2011 год, поскольку финансирование указанных мероприятий в бюджете на 2010 год не предусмотрено и может быть включено в бюджет на следующий год. Утверждение бюджета на 2011 года районная Дума планирует в декабре 2010 года.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд признает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В ходе проверки, проведенной в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении ... 10.06.2010 выявлено нарушение правил пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки № 49 л.д.4-5). Проверкой установлено, что здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц, двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнителями в притворах. Указанные нарушения подлежат безусловному устранению.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу статьи 18 указанного Федерального закона организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно пункту 1 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Пунктом 98 указанных Правил предусмотрено, что установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Согласно пункту 102 Правил системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.). Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.
В соответствии с пунктом 9 Таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, здания общественного и административно-бытового назначения (кроме указанных в п.п. 11,13) подлежат защите автоматическими установками пожарной сигнализации. Согласно пункту 6 Таблицы 2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, дошкольные учреждения должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 типа (до 100 мест) и 2 типа (100-150 мест). В соответствии с Примечанием 1 к таблице требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения, или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания. Исходя из анализа требований, изложенных в таблице 2, следует, что двухэтажные здания должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа.
В силу пункта 41 ППБ 01-03 РФ наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.
В соответствии с пунктом 53 ППБ 01-03 РФ при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещено: устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их.
В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Согласно пункту 2.1.11 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 двери лестничных клеток, коридоры, тамбуры и холлы должны иметь уплотнения в притворах, оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии. В силу пункта 6.18* СНиП 21-01-97* двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Требования прокурора к Администрации ... и муниципальному учреждению ... суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению. ... является муниципальным дошкольным общеобразовательным учреждением, учредителем которого согласно пункту 1.2 Устава является Администрация ..., полномочия учредителя осуществляет муниципальное учреждение ... л.д.11).
В соответствии с пунктами 1.2, 1.5 Положения о муниципальном учреждении ... управление является органом муниципальной исполнительной власти, осуществляющим управление и проведение единой политики в области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительного образования детей и защиты прав несовершеннолетних; финансируется из районного бюджета, имеет самостоятельную смету и самостоятельный баланс. Финансирование управления осуществляется за счет ассигнований на содержание органов муниципального управления, предусмотренных в районном бюджете л.д. 21-24).
В силу пунктов 3, 11 части первой статьи 10 Устава муниципального образования Катайского района к вопросам местного значения Катайского района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Катайского района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования района л.д.26-36).
Представителем детского сада в ходе судебного разбирательства представлены доказательства, подтверждающие обращение к учредителям с письменными обращениями о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности в период с 18.07.2007 года по 24.04.2010 л.д.54,55,57.58). До настоящего времени Администрацией ... и муниципальным учреждением ... не разрешен вопрос о финансировании этих мероприятий.
Начальник муниципального учреждения ... также неоднократно обращался в Администрацию ... с письменными обращениями о выделении денежных средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях района л.д. 47-49). Согласно перспективному плану на 2009-2012 год на выполнение работ по устранению нарушений пожарной безопасности в ДОУ ... необходимо около 90 тыс. рублей л.д. 59).
С учетом полученных доказательств, мнения участников судебного разбирательства, суд признал возможным принять отказ прокурора от исковых требований к Администрации ... сельсовета и прекратил производство по делу в этой части отдельным определением.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учетом мнения сторон, представленных ответчиками доказательств, исходя из объективных реальных возможностей ответчиков по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений пожарной безопасности, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда конкретно по каждому мероприятию. Суд признал обоснованными доводы представителя Муниципального учреждения ... о невозможности выполнения требований прокурора в 2010 году вследствие тяжелого финансового положения. В подтверждение своих доводов представитель ответчика представил уведомление о поступлении исполнительного документа от 13.09.2010 и копию решения Арбитражного суда Курганской области от 15.06.2010 о взыскании с МУ ... в пользу ОАО ... 2 273 546 руб. 92 коп. л.д. 128-133).
При разрешении спора суд также учитывает изменения в наименовании ответчика Администрации ..., которые подтверждены свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц 20.08.2010 л.д.126).
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В данном случае Администрация ... и муниципальное учреждение ..., как органы муниципальной исполнительной власти, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение ... не освобождено от уплаты государственной пошлины, госпошлина подлежит взысканию с налогоплательщика в бюджет муниципального района (пункт 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, учитывая, что детский сад является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, финансируемым из бюджета муниципального образования Катайского района, руководствуясь пунктом 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Муниципального дошкольного образовательного учреждения ... до 500 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования прокурора Катайского района Курганской области.
Обязать Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение ..., расположенное по адресу ...:
- произвести приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспеченную звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход», автономным источником питания освещения путей эвакуации при отключении электроэнергии в срок до 15 марта 2011года;
- провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц в срок до 01 февраля 2011 года;
- оборудовать двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки, уплотнителями в притворах и устройствами для самозакрывания в срок до 01 февраля 2011 года.
Обязать Администрацию ... и муниципальное учреждение ... выделить денежные средства:
- на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, обеспеченную звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход», автономным источником питания освещения путей эвакуации при отключении электроэнергии в срок до 15 февраля 2011 года;
- проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц; оборудование дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничной клетки, уплотнителями в притворах и устройствами для самозакрывания в срок до 25 января 2011 года.
Освободить Администрацию ... и муниципальное учреждение ... от уплаты государственной пошлины.
Взыскать с Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения ... в бюджет муниципального образования Катайского района судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 500 (Пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия с подачей кассационной жалобы (представления) через Катайский районный суд.
Председательствующий судья: Т.Ф. Боровинских