РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Катайск Курганской области 20 сентября 2010 года
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Боровинских Т.Ф.,
при секретаре Осетровой Е.Г.,
с участием: представителя истца Управления ... Максимова Н.Г., представителя ответчика- главы Администрации ... сельсовета Катайского района Нуржигитовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Катайске Курганской области гражданское дело № 2-312/2010 по иску Управления ... к Администрации ... сельсовета о возложении обязанности по содержанию общественного колодца,
УСТАНОВИЛ:
Истец Управление ... обратился в суд с иском, уточненным 06.09.2010 в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ... сельсовета о признании незаконным бездействия по содержанию общественного колодца, расположенного вблизи МОУ ... в д. ..., обязании: обеспечить содержание общественного колодца путем проведения ремонта сруба колодца, оборудования оголовка, установления крышки, навеса и ограждения по периметру, скамьи для ведер, выполнения отмостки, проведения чистки и дезинфекции воды; обеспечить безопасность питьевой воды из указанного колодца путем проведения производственного лабораторного контроля качества воды по микробиологическим, органолептическим, химическим показателям; об опубликовании в районной газете «Знамя» решения суда в 10-дневный срок со дня вступления его в законную силу. Исковые требования мотивированы результатами внеплановой проверки МОУ ..., проведенной на основании поручения прокуратуры Курганской области № 21-11-10 от 28.07.2010, в ходе которой выявлены нарушения требований СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ... г., ФИО4.
В судебном заседании представитель истца Управления ... Максимов Н.Г. поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснил, что просит установить срок выполнения работ по ремонту колодца и лабораторному контролю качества воды в течение одного месяца, пока позволяют климатические условия.
Представитель ответчика - глава Администрации ... сельсовета Нуржигитова И.А. признала исковые требования частично. Пояснила, что в полном объеме в краткие сроки невозможно выполнить требования из-за отсутствия денежных средств в бюджете сельского совета. Указанным колодцем пользуется школа и ещё две семьи. У колодца имеются крышка, навес, расположен он в огороде, поэтому фактически имеет ограждение, в остальной части с требованиями согласна, но просит предоставить более длительный срок для их устранения.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд признает требования Управления ... законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статьи 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В силу статьи 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года N 131-ФЗ организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, а также участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций относится к вопросам местного значения поселения (п. п. 4, 8).
Пунктом 4 статьи 7 Устава Никитинского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета отнесена организация в границах Никитинского сельсовета водоснабжения населения, водоотведения л.д.23-31).
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года, оголовок (надземная часть колодца) служит для защиты шахты от засорения и загрязнения, а также для наблюдения, водоподъема, водозабора и должен иметь не менее чем на 0,7 - 0,8 метра выше поверхности земли (п.3.3.2); оголовок колодца должен иметь крышку или железобетонное перекрытие с люком, также закрываемое крышкой. Сверху оголовок прикрывают навесом или помещают в будку (п.3.3.3); по периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер (п.3.3.4); ствол (шахта) служит для прохода водоподъемных приспособлений (ведер, бадей, черпаков и т.п.), а также в ряде случаев и для размещения водоподъемных механизмов. Стенки шахты должны быть плотными, хорошо изолирующими колодец от проникновения поверхностного стока, а также верховодки (п.3.3.5).
В ходе проверки, проведенной в Муниципальном общеобразовательном учреждении ... в д. ... 13.08.2010 выявлены нарушения санитарных требований СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», что подтверждается актом проверки № 101 л.д.6-7). Проверкой установлено, что оголовок шахтного колодца, вода из которого используется учреждением, расположен менее 0,7-0,8 м выше поверхности земли, не имеет крышки, по периметру оголовка колодца нет отмостки, вокруг колодца нет ограждения, около колодца нет скамьи для ведер, стенки шахты колодца имеют отверстия, бревна сруба сгнили и не изолируют колодец от проникновения поверхностного стока, а также верховодки, в колодце имеются посторонние включения. Кроме того, истец представил письменную информацию главного врача филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Катайском и Далматовском районах» о том, что производственный лабораторный контроль за качеством воды в общественных колодцах в д. ... на базе филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Катайском, Далматовском районах» в 2008 и 2010 годах не проводился л.д.14). Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью людей, использующих воду из колодца, в том числе несовершеннолетних, обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Ипатовская начальная общеобразовательная школа» и подлежат безусловному устранению.
Доводы представителя ответчика о наличии крышки, навеса и ограждения у спорного колодца суд не принимает во внимание при разрешении спора, поскольку не представлены доказательства в обоснование этого утверждения. Оснований для сомнения в достоверности представленного акта проверки от 13.08.2010 у суда не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком. В данном случае с учетом мнения сторон, климатических условий, реальных возможностей ответчика по выполнению мероприятий, связанных с ремонтом колодца и устранением нарушений санитарного законодательства, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до 10 ноября 2010 года.
В соответствии с требованиями статьи 46 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, заявленного государственным органом, осуществляющим государственный контроль в сфере защиты прав потребителей, суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
В данном случае Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области обратилось в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" об устранении нарушений санитарного законодательства.
Разрешаемый судом спор между истцом и ответчиком не регулируется Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», поэтому суд не усматривает оснований для применения статьи 46 указанного закона и признает необоснованными требования истца о возложении на ответчика обязанности по публикации судебного решения в средствах массовой информации.
В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В данном случае Администрация ... сельсовета Катайского района, как орган муниципальной исполнительной власти, освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Управления ... частично.
Признать незаконным бездействие Администрации ... сельсовета Катайского района по содержанию общественного колодца, расположенного вблизи МОУ ... в д. ..., в отношении неопределенного круга лиц.
Обязать администрацию ... сельсовета:
- обеспечить содержание общественного колодца, расположенного вблизи МОУ ... в д. ... путем проведения ремонта сруба колодца, оборудования оголовка, установления крышки, навеса и ограждения по периметру, скамьи для ведер, выполнения отмостки, проведения чистки и дезинфекции воды в срок до 10 ноября 2010 года;
- обеспечить безопасность питьевой воды из общественного колодца, расположенного вблизи МОУ ... в д. ... путем проведения производственного лабораторного контроля качества воды по микробиологическим, органолептическим, химическим показателям в срок до 15 ноября 2010 года.
Отказать Управлению ... в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности опубликовать решение суда в районной газете «Знамя» в 10-дневный срок со дня вступления его в законную силу вследствие необоснованности.
Освободить Администрацию ... сельсовета Катайского района от уплаты государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия с подачей кассационной жалобы (представления) через Катайский районный суд.
Председательствующий судья: Т.Ф. Боровинских