О выполнении опред. действий и возл. обязанности



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Катайск Курганской области 23 августа 2010 года

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего Боровинских Т.Ф.,

при секретаре Марениновой Н.В.,

с участием:

представителя истца - прокурора Катайской районной прокуратуры Ильиной Ж.Н., представителей ответчиков: Администрации муниципального образования Катайского района Абрамова В.Я., муниципального учреждения «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» Свежининой Н.И., муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «...» Маряниновой Т.Л., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, ОГПН по Катайскому району Поткиной Е.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Катайске Курганской области

гражданское дело № 2- 248/2010 по иску прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к Администрации муниципального образования Катайского района, МУ «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района», муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад «...» о выполнении определенных обязанностей и возложении обязанности по выделению денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Катайского района обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к муниципальному дошкольному общеобразовательному учреждению детский сад «...», расположенному в с. ..., об обязании произвести приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации, автоматической системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которая должна быть обеспечена звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход», автономным источником питания освещения путей эвакуации при отключении электроэнергии; устранить горючую отделку пола в общих коридорах; провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц; оборудовать двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки доводчиками и уплотнителями в притворах; устранить соединение жил электропроводов вскрутку. Обязанность по финансированию указанных мероприятий просит возложить на МУ «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» и Администрацию муниципального образования Катайского района. Исковые требования мотивированы результатами проверки, проведенной в МДОУ «...», в ходе которой выявлены вышеуказанные нарушения требований ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» и Правил пожарной безопасности РФ 01-03, которые ставят под угрозу жизнь и здоровье посещающих МДОУ «...» детей, воспитателей, обслуживающего персо­нала, а также иных лиц, посещающих детский сад. В соответствии с п.1.2 Устава МДОУ «...», учредителем детского сада является Администрация Катайского района, полномо­чия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района», которые обязаны нести расходы по обеспечению содержания здания ука­занного образовательного учреждения, в том числе по обеспечению средствами противопожарной безопасности. Для этого собственник обязан выделить де­нежные средства для устранения нарушений норм пожарной безопасности.

В судебном заседании прокурор Ильина Ж.Н. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что просит установить срок для устранения нарушений правил пожарной безопасности и финансирования мероприятий по их устранению до конца 2010 года. Не настаивает на удовлетворении требования об устранении соединения жил электропроводов вскрутку, поскольку представлен акт на выполнение этих работ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Отделения государственного пожарного надзора по Катайскому району Поткина Е.Г. в полном объеме поддержал требования прокурора. Пояснила, что линолеум, настеленный в общих коридорах детского сада не соответствует требованиям пожарной безопасности по горючести и воспламеняемости: группа горючести должна быть не выше второй, а в сертификате указана четвертая, группа воспламеняемости должна быть вторая, в сертификате указана - более высокая третья.

Представитель ответчика Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «...» Марянинова Т.Л. в судебном заседании исковые требования признала частично и пояснила, что не может устранить нарушения правил пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств. В период с 2007 года по настоящее время она регулярно обращается в управление образования по вопросу выделения денег на указанные цели, но финансирования нет. Не признает требование об устранении линолеума из общих коридоров, т.к. он был настелен в декабре 2009 года и на него имеется сертификат пожарной безопасности, претензий по линолеуму не было, что подтверждается постановлением от 25.03.2010 главного государственного инспектора Катайского района по пожарному надзору.

Представитель ответчика муниципального учреждения «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» Свежинина Н. И. в судебном заседании исковые требования признала частично. Пояснила, что управление может реально выполнить мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности в соответствии с планом лицензирования детского сада, который можно откорректировать на 2011 год. В настоящее время и до конца текущего года управление не располагает необходимыми денежными средствами. В выделении дополнительных средств управлению фактически отказано.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования Катайского района Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования прокурора Катайского района не признал. Просит установить срок исполнения мероприятий по устранению допущенных нарушений на 2011 год, поскольку финансирование указанных мероприятий в бюджете на 2010 год не предусмотрено и может быть включено в бюджет на следующий год. Утверждение бюджета на 2011 года районная Дума планирует в декабре 2010 года.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд признает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В ходе проверки, проведенной в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «...» 10.06.2010 выявлено нарушение правил пожарной безопасности, что подтверждается актом проверки № 44 л.д.4-5). Проверкой установлено, что здание не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц, допущена эксплуатация горючей отделки пола в общих коридорах (линолеума), соединение жил электропроводов выполнено вскрутку, двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток не оборудованы доводчиками и уплотнителями в притворах. Указанные нарушения подлежат устранению.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу статьи 18 указанного Федерального закона организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Из представленных суду доказательств усматривается, что вышеуказанные нарушения пожарной безопасности выявляются в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «...», расположенном в с. ... с 2007 года и длительное время не принимается мер к их устранению, руководителем детского сада не выполняются предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны л.д. 56-64, 99,100).

Согласно пункту 1 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313, Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Пунктом 16 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. Пунктом 98 указанных Правил предусмотрено, что установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Согласно пункту 102 Правил системы оповещения о пожаре должны обеспечивать в соответствии с планами эвакуации передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию (сооружению) или выборочно в отдельные его части (этажи, секции и т.п.). Порядок использования систем оповещения должен быть определен в инструкциях по их эксплуатации и в планах эвакуации с указанием лиц, которые имеют право приводить системы в действие.

В соответствии с пунктом 9 Таблицы 1 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, здания общественного и административно-бытового назначения (кроме указанных в п.п. 11,13) подлежат защите автоматическими установками пожарной сигнализации. Согласно пункту 6 Таблицы 2 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, дошкольные учреждения должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 типа (до 100 мест) и 2 типа (100-150 мест). В соответствии с Примечанием 1 к таблице требуемый тип СОУЭ определяется по значению нормативного показателя. Если число этажей более, чем допускает данный тип СОУЭ для зданий данного функционального назначения, или в таблице 2 нет значения нормативного показателя, то требуемый тип СОУЭ определяется по числу этажей здания. Исходя из анализа требований, изложенных в таблице 2, следует, что двухэтажные здания должны быть оснащены системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа.

Пунктом 57 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03, установлено, что проектирование, монтаж, эксплуатацию электрических сетей, электроустановок и электротехнических изделий, а также контроль за их техническим состоянием необходимо осуществлять в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике. В соответствии с п. 2.3.3. Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально- технических училищ, школ- интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89 соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.

Представителем детского сада представлен акт выполненных работ по устранению нарушений в части соединения жил электропроводов вскрутку л.д.88), прокурор не настаивает на удовлетворении указанного требования вследствие добровольного исполнения ответчиком на стадии судебного разбирательства, поэтому суд отказывает в удовлетворении требований прокурора в этой части.

В силу пункта 41 ППБ 01-03 РФ наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах (покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаться эксплуатационным испытаниям.

В соответствии с пунктом 53. ППБ 01-03 РФ при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещено: устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их.

Доводы представителя детского сада о соответствии линолеума правилам пожарной безопасности и отсутствии претензий при проверке проведенной в марте 2010 года суд признает несостоятельными. Согласно представленному сертификату пожарной безопасности в общих коридорах детского сада настелен линолеум группы горючести – Г4, группы воспламеняемости - В3, который не соответствует предъявляемым требованиям безопасности л.д.53-54). Пунктом 6.25* СНиП 21-01-97* (Система нормативных документов в строительстве строительные нормы и правила Российской Федерации пожарная безопасность зданий и сооружений, приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7) определены требования касающиеся степени огнестойкости и горючести применяемых на путях эвакуации материалов в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности. В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Требования прокурора к Администрации муниципального образования Катайского района и муниципальному учреждению «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Детский сад «...» является муниципальным дошкольным общеобразовательным учреждением, учредителем которого согласно пункту 1.2 Устава является Администрация Катайского района, полномочия учредителя осуществляет муниципальное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» л.д.9).

В соответствии с пунктами 1.2, 1.5 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» управление является органом муниципальной исполнительной власти, осуществляющим управление и проведение единой политики в области дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительного образования детей и защиты прав несовершеннолетних; финансируется из районного бюджета, имеет самостоятельную смету и самостоятельный баланс. Финансирование управления осуществляется за счет ассигнований на содержание органов муниципального управления, предусмотренных в районном бюджете л.д. 20-23).

В силу пунктов 3, 11 статьи 10 Устава муниципального образования Катайского района к вопросам местного значения Катайского района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Катайского района; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования района.

Представителем детского сада в ходе судебного разбирательства представлены доказательства, подтверждающие обращение к учредителям с письменными обращениями о выделении денежных средств для устранения вышеуказанных нарушений правил пожарной безопасности в период с сентября 2007 года по 21.06.2010 л.д.56-64). До настоящего времени Администрацией муниципального образования Катайского района и муниципальным учреждением «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» не разрешен вопрос о финансировании этих мероприятий.

Начальник муниципального учреждения «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» также неоднократно обращался в Администрацию муниципального образования Катайского района с письменными обращениями о выделении денежных средств для устранения нарушений правил пожарной безопасности в образовательных учреждениях района л.д. 47-49, 101). Согласно письму от 06.08.2010 на выполнение указанных работ в ДОУ «...» с. ... необходимо 109 тыс. рублей л.д. 101).

В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае с учетом мнения сторон, представленных ответчиками доказательств, исходя из объективных реальных возможностей ответчиков по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений пожарной безопасности, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда конкретно по каждому мероприятию.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. В данном случае Администрация муниципального образования Катайского района и муниципальное учреждение «Управление образования Администрацию муниципального образования Катайского района», как органы муниципальной исполнительной власти, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «...» не освобождено от уплаты государственной пошлины, госпошлина подлежит взысканию с налогоплательщика в бюджет муниципального района (пункт 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, учитывая, что детский сад «...» является муниципальным дошкольным образовательным учреждением, финансируемым из бюджета муниципального образования Катайского района, руководствуясь пунктом 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «...» до 500 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора Катайского района Курганской области частично.

Обязать Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «...», расположенное по адресу с. ..., Катайский район, Курганская область:

- в срок до 31 марта 2011года произвести приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре, которая должна быть обеспечена звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход», автономным источником питания освещения путей эвакуации при отключении электроэнергии;

- в срок до 31 декабря 2010 года устранить горючую отделку пола в общих коридорах; провести эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц; оборудовать двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки доводчиками и уплотнителями в притворах.

Отказать прокурору Катайского района в удовлетворении требования в части обязания Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «...» устранить соединение жил электропроводов вскрутку вследствие необоснованности.

Обязать Администрацию муниципального образования Катайского района и муниципальное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» выделить денежные средства на приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения управления эвакуацией людей при пожаре, которая должна быть обеспечена звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход», автономным источником питания освещения путей эвакуации при отключении электроэнергии; устранение горючей отделки пола в общих коридорах; проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц; оборудование дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничной клетки доводчиками и уплотнителями в притворах в Муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении детский сад «...», расположенном в с. ... Катайского района Курганской области в срок до 01 марта 2011 года.

Освободить Администрацию муниципального образования Катайского района и муниципальное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» от уплаты государственной пошлины.

Взыскать с Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад «...», местонахождения Курганская обл, Катайский-р-он, с. ..., в бюджет муниципального образования Катайского района судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 500 (Пятьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия с подачей кассационной жалобы (представления) через Катайский районный суд.

Председательствующий: Т.Ф. Боровинских