О предоставлении жилья по договору социального найма



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Катайск Курганской области 16 августа 2010 года

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего Полухина С.И.

при секретаре Павликовской Т.Б.

с участием:

пом.прокурора Катайской районной прокуратуры Китова Д.А.

истца Кокшарова А.С.

представителя ответчика администрации МО Катайского района Абрамова В.Я.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-291/2010 по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Кокшарова А.С. к Администрации МО Катайского района о предоставлении жилья по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Истец - прокурор Катайского района обратился в Катайский районный суд с исковым заявлением в интересах лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Кокшарова А.С. к Администрации МО Катайского района об обязании Администрацией МО Катайского района по договору социального найма благоустроенного жилого помещения расположенного в ... соответствующее санитарно-техническим требованиям общей площадью не менее 15 кв.м.

Требования истца мотивированы тем, что Кокшаров А.С. 00.00.0000 г.р., относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на основании решения Катайского районного суда от 02.02.2001 г. его мать Н. и отец К. были лишены родительских прав. При определении Кокшарова А.С. в в сиротское учреждение – ... детский дом за ним закреплялось жилье в .... Однако, как следует из акта обследования, жилой дом расположенный по указанному адресу не пригоден для проживания. Жилой площадью Кокшаров А.С. до настоящего времени не обеспечен, в связи с чем он обратился в прокуратуру с заявлением.

В судебном заседании истец – пом.прокурора Китов Д.А. поддержал исковые требования к администрации МО Катайского района, на их удовлетворении в полном объеме настаивает по основаниям, изложенным в заявлении.

Истец Кокшаров А.С. поддержал заявленные прокурором требования, настаивает на их удовлетворении. Пояснила, что после проживания в детском доме он в настоящее время учится в училище ... у него имеется семья и ребенок в возрасте 2х лет. Согласен проживать в ....

Представитель ответчика - Администрации МО «Катайский район» Абрамов В.Я. исковые требования прокурора Катайского района не признал, пояснил, что муниципальный район не наделен полномочиями по обеспечению жилыми помещениями. Районный бюджет является консолидированным и поступающие субвенции должны выделяться в исполнительные органы местного самоуправления. В настоящее время приобретением жилья занимается специальная конкурсная комиссия, поскольку в сельсоветах нет конкурсных комиссий. По поводу полноты исполнения Главным управлением образования Курганской области заявок на выделение субвенций для финансирования приобретения жилых помещений для указанной категории лиц пояснить ничего не может.

Представитель третьего лица МУ «Управление образования администрации МО Катайского района» пояснила суду, что с иском не согласна. В соответствие с законодательством Кокшаров А.С. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации района учтен в банке данных в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения под №***. Ежегодно Главное управление образования Курганской области направляет реестр на получение субвенций из областного бюджета для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей сирот и лиц из их числа. Кокшаров А.С. должен быть обеспечен жилой площадью в порядке очереди в ....

В судебном заседании исследованы письменные материалы дела: Устав муниципального образования Катайского района с внесенными изменениями л.д.4-19), постановление главы Катайского района №28 от 19.02.2010 года л.д.20) о признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет, копия паспорта Кокшарова А.С. л.д.21); постановление Администрации Катайского района №86 от 12.02.2001 года об устройстве Кокшарова А.С. в детское государственное учреждение и закреплении за ним жилплощади в .... Уведомление об отсутствии у Кокшарова А.С. жилья л.д.23); заключение №1 от 06.11.2009 года о признании жилого помещения ... непригодным для проживания л.д.24); акт обследования данного помещения л.д.25); заявление Кокшарова А.С. в прокуратуру л.д.27); постановление главы Никитнского сельсовета № 34 от 22.07.2010 года о постановке в очередь на жилье л.д.28).

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Частью 2 ст. 50 ЖК РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Постановлением Правительства Курганской области от 7 февраля 2006 г. №29 утвержден «Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения», согласно которому учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется Главным управлением образования Курганской области для формирования и ведения банка данных детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Основанием для включения детей-сирот в банк данных является принятие их органами местного самоуправления Курганской области на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Постановлением Правительства Курганской области от 13 мая 2008 г. №186 утвержден «Порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа». В соответствии с указанным Порядком финансирование предоставления жилых помещений осуществляется путем выделения из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области. Субвенции на обеспечение жилыми помещениями граждан предоставляются бюджетам муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) для финансового обеспечения дополнительных гарантий прав граждан на жилое помещение путем приобретения органом местного самоуправления муниципального образования жилых помещений для дальнейшего предоставления их гражданам по договору социального найма. В соответствии с п. 4 указанного Порядка для определения объема субвенций бюджету муниципального образования на очередной финансовый год орган местного самоуправления до 1 июля текущего финансового года представляет в Главное управление образования Курганской области заявку по форме, утвержденной Главным управлением образования Курганской области.

Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, регулируются Законом Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 25.09.2007 г. № 2539 (в ред. Законов Курганской области от 28.12.2007 № 332, от 31.03.2008 № 349, от 01.09.2008 № 384, от 01.12. 2008 № 422).

В ходе судебного заседания установлено, что постоянным местом жительства Кокшарова А.С. является ..., где он зарегистрирован с 13.07.2010 год л.д.21). Сторонами не оспаривается, что Кокшаров А.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается также и представленными суду письменными доказательствами: постановление Администрации Катайского района №86 от 12.02.2001 года об устройстве Кокшарова А.С. в детское государственное учреждение и закреплении за ним жилплощади в ....

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано негодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Факт отсутствия закрепленного жилья за Кокшаровым А.С. подтверждается постановлением главы Никитинского сельсовета № 34 от 22.07.2010 года л.д.28).

С 01.01.2008 года муниципальные районы наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству.

Обязанность по предоставлению жилья Кокшарову А.С. возлагается на Администрацию МО Катайского района Курганской области, поскольку в соответствии со ст. 57 Устава муниципального образования Катайского района администрация Катайского района является исполнительно-распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района л.д.8-9). Кокшаров А.С. зарегистрирован в Катайском районе.

Решением Катайской районной Думы №226 от 22.04.2008 года норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа установлена в размере не менее 15 кв. м.

Таким образом, администрация МО Катайского района должна приобрести для Кокшарова А.С. за счет субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету МО Катайского района, жилое помещение, площадью не менее установленной социальной нормы 15 кв.м. на одного человека, и предоставить его Кокшарову А.С. вне очереди по договору социального найма.

Учитывая требования ч. 5 ст. 57 ЖК РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта), постановку Кокшарова А.С. на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения в ..., которое является местом его постоянного проживания, суд приходит к выводу, что жилое помещение Кокшарову А.С. должно быть предоставлено в ..., где он постоянно зарегистрирован.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления,
выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также
мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Вследствие прямого указания закона, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания госпошлины с ответчика и освобождает Администрацию муниципального образования Катайского района от уплаты государственной пошлины по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить требования прокурора Катайского района.

Обязать Администрацию муниципального образования Катайского района предоставить Кокшарову А.С. 00.00.0000 год рождения по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное ..., соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия, с подачей кассационной жалобы через Катайский районный суд, вынесший решение.

Председательствующий: С.И.Полухин