Об устранении нарушений норм пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего Бутаковой О. А.

при секретаре Хужиной Л. В.,

с участием прокурора ... прокуратуры Рукавишникова П. А.,

представителя ответчика Администрации ... района Абрамова В. Я.,

представителя ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения «...» Бралгиной Н. В.,

представителя третьего лица ОГПН ... Давыдова А. В.,

представителя третьего лица Финансового отдела администрации ... района Баженовой С. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2010 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-245/2010 по исковому заявлению прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования ..., МУ «...», муниципальному общеобразовательному учреждению «...» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности,

У с т а н о в и л:

Прокурор ... обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО ... района, МУ «Управление образования Администрации МО ... района», муниципальному общеобразовательному учреждению «...», в котором просит обязать МОУ «...» установить на первом, втором, третьем этажах двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки, провести огнезащитную обработку деревянных конструкций чердачного помещения школы, устранить эксплуатацию горючей отделки ступеней на лестничных маршах здания, возложить на Администрацию МО ... района и МУ «Управление образования Администрации МО ... района» обязанность по финансированию указанных мероприятий.

Свои требования прокурор ... мотивирует тем, что при проведении проверки здания МОУ «...» по соблюдению требований пожарной безопасности были выявлены следующие нарушения Правил пожарной безопасности РФ: на первом, втором, третьем этажах отсутствуют двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки; не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения школы, допущена эксплуатация горючей отделки ступеней на лестничных маршах школы. Указанные нарушения зафиксированы и отражены в Акте проверки органом государственного контроля (ОГПН ...) № 39 от 10.06.2010 г. В соответствии с п.1.4 Устава МОУ «...» учредителем школы является Администрация ... района, полномочия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации МО ... района». Согласно п.6.3 Устава учреждения объекты права собственности, закрепленные за учреждением, находятся в его оперативном управлении. В соответствии с договором на передачу имущества в оперативное управление, заключенное между Администрацией МО ... района и школой, Администрация МО ... района передала школе принадлежащее ей на праве собственности имущество в оперативное управление. Соответственно на Администрации МО ... района лежит обязанность по обеспечению содержания здания школы, в том числе по обеспечению средствами противопожарной безопасности. Для этого собственник обязан выделить денежные средства для устранения нарушений норм пожарной безопасности. Администрация МО ... района является источником финансирования МОУ «...» и собственником его имущества, МУ «Управление образования Администрации МО ... района» является учредителем МОУ «...», соответственно на них лежит обязанность по обеспечению содержания здания указанного образовательного учреждения, в том числе по обеспечению средствами противопожарной безопасности. Для этого собственник обязан выделить денежные средства. Указанные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье посещающих учреждение детей, педагогов, обслуживающего персонала, а также посещающих лиц, не являющихся учениками и работающими, чем нарушают права указанных лиц на безопасность жизни и здоровья. Поэтому прокурор ... обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц.

Определением от 06.08.2010 г. в качестве соответчика была привлечена ... районная Дума, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика МУ «Финансовый отдел» л.д.94-95).

11.08.2010 г. от прокурора ... поступило письменное заявление об уточнении части требований, согласно которого прокурор просит обязать Администрацию МО ... района и МУ «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» профинансировать установку на первом, втором, третьем этажах дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничной клетки, проведение огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения школы, устранение эксплуатации горючей отделки ступеней на лестничных маршах здания л.д.102).

В судебном заседании прокурор ...ной прокуратуры Рукавишников П. А. поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, указав, что не поддерживает те требования, которые в настоящее время устранены, считает, что устранение оставшихся нарушений пожарной безопасности должно быть произведено в ближайшее время, не согласен с мнением представителя школы по срокам устранения нарушений.

Представитель ответчика Администрации ... района Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив суду, что требования признаются только в той части, в которой они уже исполнены. На исполнение остальных требований требуется вложение финансовых средств, которых у Администрации не имеется, поскольку бюджет на 2010 г. уже утвержден. Исполнение оставшихся требований возможно только после утверждения бюджета на 2011 г.

Представитель МУ «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» на судебное заседание не явился, поступило письменное заявление, согласно которого просит рассмотреть дело без участия представителя л.д.145). Ранее представитель МУ «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» Свежинина Н. И. не согласилась с исковыми требованиями, пояснив суду, что с 01.07.2010 г. по 04.08.2010 г. были приняты меры по устранению нарушений пожарной безопасности, проведена огнезащитная обработка чердачных помещений, заключен договор на установку дверей на третьем этаже, закуплена огнезащитная краска для покрытия лестничных маршей. На выполнение остальных требований нет денежных средств, так как на них не запланированы средства в бюджете. Практически в каждом бюджете образовательного учреждения запланированы денежные средства на зарплату и оплату коммунальных платежей. Дополнительных средств не имеется на выполнение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности.

Представитель муниципального общеобразовательного учреждения «...» Бралгина Н. В. в судебном заседании признала исковые требования и пояснила суду, что в настоящее время на третьем этаже установлены двери, проведена обработка деревянных конструкций, демонтаж краски на лестничных пролетах будет проведен в весенние каникулы с 16.04.2010 г., они собираются лестничные пролеты обложить плиткой, но на это и на установку дверей на первом и втором этажах нужны денежные средства, которых у школы не имеется. Как только денежные средства будут выделены, так сразу все нарушения будут устранены.

Представитель соответчика ... районной Думы на судебное заседание не явился, поступило возражение и заявление л.д.135,136), согласно которых просят рассмотреть дело без участия представителя, с исковыми требованиями в части предъявления их к ... районной Думе не признают, поскольку бюджет на 2010 г. утвержден и находится в стадии исполнения, расходы на проведение необходимых мероприятий по устранению норм пожарной безопасности могут быть предусмотрены в бюджете ... района на 2011 г., при условии, что они будут учтены Администрацией муниципального образования ... при составлении бюджета на 2011 г.

Представитель третьего лица отделения государственного пожарного надзора ... Давыдов А. В. пояснил суду, что он поддерживает исковые требования прокурора. Действительно частично нарушения устранены, остальные нарушения должны быть устранены как можно быстрее.

Представитель третьего лица Финансового отдела администрации ... района Баженова С. И. частично согласилась с исковыми требованиями, пояснив суду, что устранение оставшихся нарушений пожарной безопасности возможно путем включения данных мероприятий в бюджет на 2011 г., бюджет уже сформирован, и выделить дополнительные средства на эти мероприятия возможности не имеется.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации ... района, МУ «Управление образования Администрации муниципального образования ... района», муниципальному общеобразовательному учреждению «...» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой ... проведена проверка в муниципальном общеобразовательном учреждении «...», в ходе которой были выявлены нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно: на первом, втором, третьем этаже отсутствуют двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки, не проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения, допущена эксплуатация горючей отделки ступеней на лестничных маршах школы. Указанные нарушения зафиксированы и отражены в акте проверки отделения государственного пожарного надзора ... от 10.06.2010 г. л.д.4-5).

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поэтому иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявлен обоснованно.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами; основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч.1 ст.21 вышеуказанного закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.

Пунктом 2.1.21 (г) Правил пожарной безопасности в Российской Федерации для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89, введенных в действие Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 04.07.1989г № 541, в зданиях детских учреждений запрещается снимать дверные полотна в проемах, соединяющих коридоры с лестничными клетками.

Согласно п. 42 ППБ 01-03 в помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается. В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа. В соответствии с п. 52 указанных Правил двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии с п.36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий строительных конструкций должны немедленно устраняться.

П.53 Правил пожарной безопасности в РФ (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года №313, предусматривает, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).

Положениями ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В судебном заседании установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «...» ... является муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого согласно п.1.4 Устава л.д.35-55) является Администрация ... района, полномочия Учредителя возлагаются на МУ «Управление образования Администрации МО ... района». П.6.1 Устава предусматривает, что собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством, закрепляет за учреждением в целях обеспечения его уставной деятельности, предусмотренной Уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. В п.6.3 Устава указано, что объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за Учреждением, находятся в оперативном управлении Учреждения.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В п.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

В п.10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Ч.1 ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В ч.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ч.1 ст.126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.ч.1,2,3 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В ст.15 Устава муниципального образования ... района л.д.7-28) предусмотрено, что органы местного самоуправления ... района от имени ... района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом ... района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления ... района.

Ст.13 Устава муниципального образования ... района предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления ... района составляют находящееся в муниципальной собственности ... района имущество, средства бюджета ... района, а также имущественные права ... района.

Органы местного самоуправления ... района от имени ... района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом ... района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления ... района, вправе передавать имущество, находящееся в собственности ... района во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти ... области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством (ст.15 Устава).

Согласно положений ст.ст.57-59 Устава муниципального образования ... района Администрация ... района, в структуру которой входят заместители Главы ... района и органы Администрации ... района, является исполнительно-распорядительным органом ... района и действует под непосредственным руководством Главы ... района, являющимся высшим должностным лицом района и возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории ... района.

В ст.18 Устава муниципального образования ... района указано, что составление проекта бюджета ... района – прерогатива Администрации ... района.

В судебном заседании установлено, что Администрация ... района обладает правом распоряжаться от лица собственника – муниципального образования ... района – муниципальным имуществом, и что именно Администрация ... района является уполномоченным органом, который вправе представлять интересы собственника муниципального имущества муниципального образования ... района.

Согласно п.1.2 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» л.д.30-33) муниципальное управление «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» является органом муниципальной исполнительной власти.

В соответствии с п. 1.5 Положения управление финансируется из районного бюджета, имеет самостоятельную смету и самостоятельный баланс. Финансирование управления осуществляется за счет ассигнований на содержание органов муниципального управления, предусмотренных в районном бюджете.

Администрацией МО ... района в лице начальника МУ «Управление образования Администрации МО ... района» закреплено за МОУ «...» имущество на праве оперативного управления, являющегося собственностью МО ... района л.д.56-59).

В судебном заседании ни представителем муниципального общеобразовательного учреждения «...», ни представителем муниципального управления «Управление образования Администрации муниципального образования ... района», ни представителем Администрации ... района не оспаривался факт необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности. Судом установлено, что препятствием к устранению нарушений является недостаточное финансирование.

Судом установлено, что частично выявленные нарушения требований пожарной безопасности муниципальным общеобразовательным учреждением «...» устранены, а именно: установлена на третьем этаже дверь, отделяющая поэтажные коридоры от лестничной клетки л.д.147,148-149,150,151), проведена огнезащитная обработка деревянных конструкций чердачного помещения школы, столовой л.д.84).

Директором муниципального общеобразовательного учреждения «...» неоднократно направлялись в муниципальное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» заявки на выделение денежных средств для устранения нарушений пожарной безопасности л.д.75,86,87,88,152,153,154,157), однако они оставались без исполнения.

В судебном заседании установлено, что 01.02.2010 г. утвержден перспективный план лицензирования образовательных учреждений ... района л.д.70), в котором указано, что срок лицензирования муниципального общеобразовательного учреждения «...» установлен 2011 г.

29.06.2010 г. было обращение начальника муниципального учреждения «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» на выделение дополнительных денежных средств для проведения противопожарных мероприятий в сумме 820 тыс. руб. л.д.73).

Ссылка представителя ответчика муниципального учреждения «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» и представителя Администрации ... района на то, что в районном бюджете не заложены финансовые средства на проведение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности муниципального общеобразовательного учреждения «...», судом не принимается во внимание, поскольку государство не отменяло и не приостанавливало действие законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием денежных средств.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность профинансировать мероприятия, связанные с устранением нарушений пожарной безопасности, должны быть возложены и на муниципальное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования ... района», и на Администрацию ... района за счет казны муниципального образования ... района, которая состоит не только из денежных средств, но и из иного имущества, нераспределенного между муниципальными юридическими лицами.

... районная Дума является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, поскольку является представительным органом муниципального образования ... района и не может распоряжаться муниципальным имуществом муниципального образования ... района.

В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае с учетом мнения прокурора, представителей сторон, представителей третьих лиц, исходя из реальных возможностей муниципального общеобразовательного учреждения «...» по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений пожарной безопасности, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда конкретно по каждому мероприятию.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора ... в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования ... района, МУ «Управление образования Администрации муниципального образования ... района», муниципальному общеобразовательному учреждению «...» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «...»:

установить на первом и втором этажах двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки в срок до 31.01.2011 года,

устранить эксплуатацию горючей отделки ступеней на лестничных маршах школы в срок до 31.01.2011 года.

Обязать муниципальное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» и Администрацию ... района за счет казны муниципального образования ... района профинансировать противопожарные мероприятия в муниципальном общеобразовательном учреждении «...», состоящие из установления на первом и втором этажах дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничной клетки, устранение эксплуатации горючей отделки ступеней на лестничных маршах школы.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом с подачей кассационной жалобы в Катайский районный суд.

Председательствующий: О. А. Бутакова