Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего Полухина С.И.
при секретаре Павликовской Т.Б.,
с участием пом.прокурора Катайского района Ильиной Ж.Н.
представителя ответчика Администрации Катайского района Абрамова В. Я.,
представителя ответчика МУ «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района», Свежининой Н.И.
Представителя муниципального общеобразовательного учреждения «А» Кузнецовой В.Я.
Представителя третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах Никулиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 ноября 2010 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело №2-371/2010 по исковому заявлению прокурораКатайскогорайонав защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к Администрации муниципального образования Катайского района, МУ «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района», муниципальному общеобразовательному учреждению « А»,
У с т а н о в и л:
Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к Администрации МО Катайского района, МУ «Управление образования Администрации МО Катайского района», муниципальному общеобразовательному учреждению « А», в котором просит обязать МОУ «А» - оградить съемными деревянными решетками отопительные приборы в учреждении немедленно, в срок до ... установить умывальники в кабинетах №№ 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 39, 40, 41 "А",
- стены учебных помещений в кабинетах №№ 19, 26, 27, 28, 29, 37, 39, 40, кабинетах №№ 41, 43, 44, 48, 49, 50, 51 покрыть материалом, допускающим их уборку влажным способом; обеспечить горячим водоснабжением умывальные; оборудовать в столовой необходимые помещения: склад, цех первичной обработки овощей, холодный цех; при обеденном зале рядом с умывальниками установить электрополотенца; оборудовать отдельное помещение для мытья кухонной посуды, оборудовать двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды. Возложить на Администрацию МО Катайского района и МУ «Управление образования Администрации МО Катайского района» обязанность по финансированию указанных мероприятий.
Свои требования прокурор Катайского района мотивирует тем, что при проведении проверки здания МОУ «А» было установлено нарушение требований предъявляемых к условиям обучения и воспитания несовершеннолетних, которые предусмотрены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (далее СанПиН). Так, в нарушение п.2.3.24 СанПиН в кабинетах №№ 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 39, 40, 41 "А" не установлены умывальники. В нарушение п.2.4.8 СанПиН стены учебных помещений в кабинетах №№ 19, 26, 27, 28, 29, 37, 39, 40 побелены, в кабинетах №№ 41, 43, 44, 48, 49, 50, 51 покрыты обоями, что не допускает их уборку влажным способом. В нарушение п.2.7.5 СанПиН умывальные не обеспечены горячим водоснабжением. В нарушение п.2.5.1 СанПиН отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками. В нарушение п.2.5 СанПиН в столовой отсутствуют необходимые помещения: склад, цех первичной обработки овощей, холодный цех. В нарушение п.3.4 СанПиН при обеденном зале рядом с умывальниками не установлены электрополотенца. В нарушение п.5.4 СанПиН мытье кухонной посуды осуществляется в одном помещении со столовой посудой. В нарушение п.5.8 СанПиН мытье кухонной посуды осуществляется в односекционной ванне. В соответствии с п.1.4 Устава муниципального учреждения МОУ «А», его учредителем является Администрация Катайского района, полномочия учредителя осуществляет МУ «Управление образования Администрации МО Катайского района». Исходя из положений Устава муниципального образования Катайского района, Администрация Катайского района является исполнительно-распорядительным органом Катайского района. В соответствии с п.6.3 Устава "А" объекты права собственности, закрепленные за Учреждением, находятся в его оперативном управлении. Согласно договора на передачу имущества в оперативное управление, заключенным между Администрацией МО Катайского района и "А", Администрация МО Катайского района передает "А" принадлежащее ей на праве собственности имущество в оперативное управление. Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Поэтому на Администрации муниципального образования Катайского района МУ «Управление образования Администрации МО Катайский район» как исполнителе полномочий учредителя лежит обязанность по обеспечению содержания здания указанного образовательного учреждения, в том числе по оборудованию учебных кабинетов, помещений "А" в соответствии с требованиями и нормами, предусмотренными законом. Оборудование помещений "А" ненадлежащим образом создает условия, в которых жизнь и здоровье обучающихся может оказаться под угрозой.
В судебном заседании пом.прокурора Катайской районной прокуратуры Ильина Ж.Н. поддержала заявленные требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям
Представитель ответчика Администрации Катайского района Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив суду, что требования признаются, но ввиду финансовых затруднений исполнение представляет собой определенные трудности. На исполнение требуется вложение финансовых средств, которых у Администрации, на сегодняшний день не имеется, поскольку бюджет на 2010 год уже утвержден.
Представитель МУ «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» Свежинина Н.И. с исковыми требованиями согласна. При этом пояснила, что в апреле 2011 года на "А" будет проходит лицензирование до этого времени все недостатки, выявленные проверкой будут устранены. Сложность в исполнении оставляет тот пункт, что предусматривает установку решеток на отопительных приборах. Для ограждений отопительных приборов потребуется дополнительно около 120000 рублей, которых на сегодняшний день нет в наличии, так как на них не запланированы средства в бюджете.
Представитель муниципального общеобразовательного учреждения «А» Кузнецова В.Я. в судебном заседании с исковыми требованиями согласна. При этом пояснила, что в 2011 году "А" будет проходить лицензирование для этого выделены средства, поэтому часть недостатков выявленных при проведении проверки будет устранена Для ограждений отопительных приборов потребуется дополнительные средства, которых на сегодняшний день нет в наличии, так как на них не запланированы средства в бюджете.
Представитель третьего лица Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах Никулина Е.В. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора, на их удовлетворении в полном объеме настаивает.
Заслушав пом.прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к Администрации Катайского района, МУ «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района», муниципальному общеобразовательному учреждению «А» о возложении обязанности оградить съемными деревянными решетками отопительные приборы в учреждении установить умывальники в кабинетах №№ 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 39, 40, 41 "А", покрыть стены материалом допускающим их уборку влажным способом в кабинетах №№ 19, 26, 27, 28, 29, 37, 39, 40, 41, 43, 44, 48, 49, 50, 51 покрыть материалом, допускающим их уборку влажным способом; обеспечить горячим водоснабжением умывальные; оборудовать в столовой необходимые помещения: склад, цех первичной обработки овощей, холодный цех; при обеденном зале рядом с умывальниками установить электрополотенца; оборудовать отдельное помещение для мытья кухонной посуды, оборудовать двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды и о возложении обязанности по выделению денежных средств, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Катайского района проведена проверка в муниципальном общеобразовательном учреждении «А», в ходе которой были выявлены нарушения требований предъявляемых к условиям обучения и воспитания несовершеннолетних, которые предусмотрены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Так, в нарушение п.2.3.24 СанПиН в кабинетах №№ 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 39, 40, 41 "А" не установлены умывальники. В нарушение п.2.4.8 СанПиН стены учебных помещений в кабинетах №№ 19, 26, 27, 28, 29, 37, 39, 40 побелены, в кабинетах №№ 41, 43, 44, 48, 49, 50, 51 покрыты обоями, что не допускает их уборку влажным способом. В нарушение п.2.7.5 СанПиН умывальные не обеспечены горячим водоснабжением. В нарушение п.2.5.1 СанПиН отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками. В нарушение п.2.5 СанПиН в столовой отсутствуют необходимые помещения: склад, цех первичной обработки овощей, холодный цех. В нарушение п.3.4 СанПиН при обеденном зале рядом с умывальниками не установлены электрополотенца. В нарушение п.5.4 СанПиН мытье кухонной посуды осуществляется в одном помещении со столовой посудой. В нарушение п.5.8 СанПиН мытье кухонной посуды осуществляется в односекционной ванне
Указанные нарушения зафиксированы и отражены в совместной справке прокуратуры и Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Катайском, Далматовском районах от ... №.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» ставят под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних обучающихся в "А", в связи с чем иск прокурора в интересах несовершеннолетних заявлен обоснованно.
Согласно ст.17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1, утвержденных ВС РФ 22.07.1993 года, граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
Требования предъявляемые к условиям обучения и воспитания несовершеннолетних предусмотрены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Однако, в нарушение норм установленных норм в ряде кабинетов "А" не установлены умывальники. Стены учебных помещений в кабинетах побелены, в кабинетах или покрыты обоями, что не допускает их уборку влажным способом. В нарушение п.2.7.5 СанПиН умывальные не обеспечены горячим водоснабжением. В нарушение п.2.5.1 СанПиН отопительные приборы не ограждены съемными деревянными решетками. В нарушение п.2.5 СанПиН в столовой отсутствуют необходимые помещения: склад, цех первичной обработки овощей, холодный цех. В нарушение п.3.4 СанПиН при обеденном зале рядом с умывальниками не установлены электрополотенца. В нарушение п.5.4 СанПиН мытье кухонной посуды осуществляется в одном помещении со столовой посудой. В нарушение п.5.8 СанПиН мытье кухонной посуды осуществляется в односекционной ванне.
Положениями ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В судебном заседании установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «А» ... является муниципальным образовательным учреждением, учредителем которого согласно п.1.4 Устава (л.д.6) является Администрация Катайского района, полномочия Учредителя возлагаются на МУ «Управление образования Администрации МО Катайского района». Пункт 6.1 Устава (л.д.22) предусматривает, что собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством, закрепляет за учреждением в целях обеспечения его уставной деятельности, предусмотренной Уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. В п.6.3 Устава указано, что объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за Учреждением, находятся в оперативном управлении Учреждения.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В п.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
В части 1 ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с ч.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ч.1 ст.126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ч.ч.1,2,3 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В ст.15 Устава муниципального образования Катайского района (л.д.27-34) предусмотрено, что органы местного самоуправления Катайского района от имени Катайского района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом Катайского района в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления Катайского района, вправе передавать имущество, находящееся в собственности Катайского района во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Курганской области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 13 Устава муниципального образования Катайского района предусматривает, что экономическую основу местного самоуправления Катайского района составляют находящееся в муниципальной собственности Катайского района имущество, средства бюджета Катайского района, а также имущественные права Катайского района.
Согласно положений ст.ст.57-59 Устава муниципального образования Катайского района, Администрация Катайского района, является исполнительно-распорядительным органом Катайского района и действует под непосредственным руководством Главы Катайского района возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории Катайского района.
В ст.18 Устава муниципального образования Катайского района указано, что составление проекта бюджета Катайского района – прерогатива Администрации Катайского района.
В судебном заседании установлено, что Администрация Катайского района обладает правом распоряжаться от лица собственника – муниципального образования Катайского района – муниципальным имуществом, и что именно Администрация Катайского района является уполномоченным органом, который вправе представлять интересы собственника муниципального имущества муниципального образования Катайского района.
Согласно п.1.2 Положения о муниципальном учреждении «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» муниципальное управление «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» является органом муниципальной исполнительной власти.
В соответствии с п. 1.5 Положения управление финансируется из районного бюджета, имеет самостоятельную смету и самостоятельный баланс. Финансирование управления осуществляется за счет ассигнований на содержание органов муниципального управления, предусмотренных в районном бюджете.
Администрацией МО Катайского района в лице начальника МУ «Управление образования Администрации МО Катайского района» закреплено за МОУ «А» имущество на праве оперативного управления, являющегося собственностью МО Катайского района.
В судебном заседании ни представителем муниципального управления «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района», ни представителем Администрации Катайского района не оспаривался факт необходимости устранения нарушений которые были выявлены в ходе проверки. Судом установлено, что препятствием к устранению нарушений является недостаточное финансирование.
Ссылка представителя ответчика муниципального учреждения «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» и представителя Администрации Катайского района на то, что в районном бюджете не заложены финансовые средства на проведение мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в муниципальном общеобразовательном учреждении «А», судом не принимается во внимание, поскольку государство не отменяло и не приостанавливало действие «Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в связи с отсутствием денежных средств.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность профинансировать мероприятия, связанные с устранением нарушений пожарной безопасности, должны быть возложены и на муниципальное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района», и на Администрацию Катайского района за счет казны муниципального образования Катайского района, которая состоит не только из денежных средств, но и из иного имущества, нераспределенного между муниципальными юридическими лицами.
В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учетом мнения прокурора, представителей сторон, исходя из реальных возможностей муниципального общеобразовательного учреждения «А» по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений «Гигиенических требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», суд определяет срок исполнения настоящего решения суда конкретно по каждому мероприятию. В связи с тем, чтобы не прекращать учебный процесс, суд считает необходимым провести указанные мероприятия по время учебных каникул. Так как зимние школьные каникулы совпадают с нерабочими днями, лучше всего указанные мероприятия провести во время весенних каникул, до ....
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Исковые требования прокурораКатайскогорайонав защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к Администрации муниципального образования Катайского района, МУ «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района», муниципальному общеобразовательному учреждению «А» о возложении обязанности устранить недостатки обнаруженные в ходе проверки и о возложении обязанности по выделению денежных средств удовлетворить в полном объеме.
Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «А»:
- оградить съемными деревянными решетками отопительные приборы в учреждении по вступлении решения в законную силу.
В срок до ...:
-установить умывальники в кабинетах №№ 19, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 39, 40, 41 "А";
- стены учебных помещений в кабинетах №№ 19, 26, 27, 28, 29, 37, 39, 40, 41, 43, 44, 48, 49, 50, 51 покрыть материалом, допускающим их уборку влажным способом;
- обеспечить горячим водоснабжением умывальные;
- оборудовать в столовой необходимые помещения: склад, цех первичной обработки овощей, холодный цех;
- при обеденном зале рядом с умывальниками установить электрополотенца;
- оборудовать отдельное помещение для мытья кухонной посуды;
- оборудовать двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды.
Обязать муниципальное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования Катайского района» и Администрацию Катайского района за счет казны муниципального образования Катайского района профинансировать оборудование ограждений в виде съемных деревянных решеток на отопительных приборах в учреждении, установку умывальников в указанных кабинетах "А", покрытие стен в учебных помещениях материалом, допускающим их уборку влажным способом, обеспечение горячим водоснабжением умывальных, оборудование в столовой помещений под склад, цеха первичной обработки овощей, холодного цеха, установку электрополотенец при обеденном зале, оборудование отдельного помещения для мытья кухонной посуды и двухсекционной ванны для мытья кухонной посуды в МОУ «А», расположенной по адресу ....
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом с подачей кассационной жалобы в Катайский районный суд.
Судья : С.И.Полухин