об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего Бутаковой О. А.

при секретаре Хужиной Л. В.,

с участием прокурора Катайской районной прокуратуры Ильиной Ж. Н.,

представителя ответчика Администрации ... района Абрамова В. Я.,

представителя соответчика Администрации ... сельсовета

Галунчикова А. А.,

представителя третьего лица ОГПН по ... району Баева А. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 5 октября 2010 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-244/2010 по исковому заявлению прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Управление образования Администрации муниципального образования ...», Администрации муниципального образования ..., муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «...» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности,

У с т а н о в и л:

Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к муниципальному учреждению «Управление образования Администрации муниципального образования ...», Администрации муниципального образования ..., муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «...», в котором просит обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «...» произвести приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, которая должна быть обеспечена звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход», автономного источника питания освещения путей эвакуации при отключении электроэнергии, исключить эксплуатацию встроенной котельной, установить в склад дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч., устранить соединение жил электропроводов, выполненных вскрутку, провести замеры сопротивления изоляции электросетей, электрооборудования и защитного заземления, привести план эвакуации людей на случай пожара в соответствие с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2002, оборудовать двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки, устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах; возложить на Администрацию муниципального образования ... и муниципальное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования ...» обязанность по финансированию указанных мероприятий.

Свои требования прокурор Катайского района мотивирует тем, что при проведении проверки соблюдения требований пожарной безопасности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детского сада «...», расположенном в ..., были выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: здание детского сада не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в здании допущена эксплуатация встроенной котельной, дверь в склад эксплуатируется с пределом огнестойкости менее 0,6 ч., соединение жил электропроводов выполнено вскрутку, не проведены замеры сопротивления изоляции электросетей, электрооборудования и защитного заземления, план эвакуации людей на случай пожара не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002, двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах. Указанные нарушения зафиксированы и отражены в акте проверки специалиста ОГПН по Катайскому району № 65 от 17.06.2010 г. В соответствии с Уставом муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «...» учредителем является Администрация муниципального образования ..., полномочия учредителя возложены на муниципальное учреждение «Управление образования администрации муниципального образования ...», при этом муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «...» владеет, пользуется и распоряжается имуществом на праве оперативного управления, его деятельность финансируется учредителем за счет средств местного бюджета, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с договором на передачу в оперативное управление Администрация муниципального образования ... передает муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «...» принадлежащее ей на праве собственности имущество в оперативное управление. Поскольку Администрация муниципального образования ... является собственником имущества, источником финансирования, муниципальное учреждение «Управление образования Администрация муниципального образования ...» - учредителем детского сада, соответственно на них лежит обязанность по обеспечению содержания здания данного детского сада, в том числе по обеспечению средствами противопожарной безопасности. Для этого собственник обязан выделить денежные средства. До настоящего времени каких-либо средств не выделено. Указанные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье посещающих данное учреждение детей, воспитателей, обслуживающего персонала, лиц, посещающих детский сад.

Определением от 30.06.2010 г. в качестве соответчика была привлечена Администрация ... сельсовета л.д.62).

06.08.2010 г. в качестве соответчика была привлечена ... районная Дума, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика МУ «Финансовый отдел» л.д.89).

11.08.2010 г. от прокурора Катайского района поступило письменное заявление об уточнении части требований, согласно которого прокурор просит обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детского сада «...» произвести вынос встроенной котельной из здания детского сада, Администрацию муниципального образования ... и муниципальное учреждение «Управление образования Администрации муниципального образования ...» профинансировать приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, которая должна быть обеспечена звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход», автономного источника питания освещения путей эвакуации при отключении электроэнергии, вынос встроенной котельной, установлении в склад двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч., устранение соединения жил электропроводов, выполненных вскрутку, проведение замеров сопротивления изоляции электросетей, электрооборудования и защитного заземления, приведение плана эвакуации людей на случай пожара в соответствие с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2002, оборудование дверей, отделяющих поэтажные коридоры от лестничной клетки, устройствами для самозакрывания с уплотнениями в притворах л.д.97).

В судебном заседании прокурор Катайской районной прокуратуры Ильина Ж. Н. поддержала заявленные требования с учетом их уточнения, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, указав, что не поддерживает те требования, которые в настоящее время исполнены.

Представитель муниципального учреждения «Управление образования ...» на судебное заседание не явился, поступило письменное заявление, согласно которого просит рассмотреть дело без участия представителя л.д.137). Ранее представитель муниципального учреждения «Управление образования ...» Свежинина Н. И. в судебном заседании исковые требования признала частично и пояснила суду, что детский сад «...» в программу лицензирования на 2010 г. не входил, у него лицензирование будет проходить в 2012 г., в период с 01.07.2010 г. по 04.08.2010 г. в детском саду «...» были проведены малозатратные мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности: на двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток, установлены приспособления для самозакрывания и уплотнители; на соединения жил электропроводов установлены спецзажимы; проведены замеры сопротивлений изоляции электропроводов; ведется строительство котельной рядом со зданием детского сада, работы планируется завершить к началу отопительного сезона; заказан план эвакуации в соответствии с ГОСТ; огнестойкие двери в склад будут установлены. Установить автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в 2010 году нет возможности, так как средства на эти мероприятия в бюджете 2010 года не запланированы. В смете на 2010 г. детского сада «...» заложены лишь денежные средства на оплату коммунальных услуг и на заработную плату.

Представитель ответчика Администрации ... района Абрамов В. Я. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив суду, что требования признаются только в той части, в которой они уже исполнены. На исполнение остальных требований требуется вложение финансовых средств, которых у Администрации не имеется, поскольку бюджет на 2010 г. уже утвержден. Исполнение оставшихся требований возможно только после утверждения бюджета на 2011 г. в январе-феврале 2011 г.

Представитель ответчика муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «...» на судебное заседание не явился, поступило письменное заявление, согласно которого просит рассмотреть дело без участия представителя л.д.156). Ранее представитель Качалкова Р. Т. исковые требования признала и пояснила суду, что соответствующая работа была проведена, только два нарушения правил пожарной безопасности не устранены, эти нарушения можно устранить в начале 2011 г., когда будут выделены денежные средства.

Представитель соответчика Администрации ... сельсовета Галунчиков А. А. в судебном заседании исковые требования в части, касающейся котельной, признал, пояснив суду, что котельная уже вынесена из здания детского сада.

Представитель соответчика ... районной Думы на судебное заседание не явился, поступило возражение и заявление л.д.125,126), согласно которых просят рассмотреть дело без участия представителя, с исковыми требованиями в части предъявления их к ... районной Думе не признают, поскольку бюджет на 2010 г. утвержден и находится в стадии исполнения, расходы на проведение необходимых мероприятий по устранению норм пожарной безопасности могут быть предусмотрены в бюджете ... на 2011 г., при условии, что они будут учтены Администрацией муниципального образования ... при составлении бюджета на 2011 г.

Представитель третьего лица отделения государственного пожарного надзора по ... району Баев А. В. пояснил суду, что он поддерживает исковые требования прокурора. Действительно частично нарушения устранены: план соответствует требованиям, котельная вынесена из здания детского сада, проведены замеры, по устранению остальных нарушений он не может ничего пояснить, оставшиеся нарушения должны быть устранены в кротчайшие сроки.

Представитель третьего лица Финансового отдела администрации ... района на судебное заседание не явился, поступило письменное заявление л.д.158), согласно которого просят рассмотреть дело без участия представителя.

Заслушав прокурора, представителей ответчиков, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Управление образования ...», Администрации ... района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «...» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности законны, обоснованны и подлежат частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Катайского района проведена проверка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «...», в ходе которой были выявлены нарушения требований Федерального закона «О пожарной безопасности», а именно: здание детского сада не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, автоматической системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в здании допущена эксплуатация встроенной котельной, дверь в склад эксплуатируется с пределом огнестойкости менее 0,6 ч., соединение жил электропроводов выполнено вскрутку, не проведены замеры сопротивления изоляции электросетей, электрооборудования и защитного заземления, план эвакуации людей на случай пожара не соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002, двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничной клетки, не оборудованы приспособлениями для самозакрывания с уплотнениями в притворах. Указанные нарушения зафиксированы и отражены в акте проверки специалиста ОГПН ... № 65 от 17.06.2010 г. л.д.4-5).

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поэтому иск прокурора заявлен обоснованно.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами; основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч.1 ст.21 вышеуказанного закона меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Согласно п.11 ст.5 норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (далее НПБ 104-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 г. № 323, дошкольные учреждения, имеющие два этажа, относятся ко 2-му типу систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и должны быть обеспечены звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход».

В п.61 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, установлено, что объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели «Эвакуационный (запасный) выход», «Дверь эвакуационного выхода»), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии.

Пунктом 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации предусмотрено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В соответствии с п.1.82 «СНиП 2.08.02-89*. Общественные здания и сооружения» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78) (ред. от 23.06.2003) двери кладовых для хранения горючих материалов, мастерских для переработки горючих материалов, электрощитовых, вентиляционных камер и других пожароопасных технических помещений, а также кладовых для хранения белья и гладильных в детских дошкольных учреждениях должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч.

Пунктом 2.3.3 «Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ-101-89», утвержденных приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541 (с изм. от 27.07.2006) предусмотрено, что соединения, оконцевания и ответвления жил проводов и кабелей должны быть выполнены с помощью опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов.

В соответствии с п.2.3.1 ППБ 101-89 электрические сети и электрооборудование, используемые в детских учреждениях, и их эксплуатация должны отвечать требованиям действующих Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Согласно п.2.3.2 ППБ 101-89 администрация детских учреждений обязана обеспечить обслуживание и техническую эксплуатацию электрооборудования и электросетей, своевременное проведение профилактических осмотров, планово-предупредительных ремонтов и эксплуатацию электрооборудования, аппаратуры и электросетей в соответствии с требованиями документов, указанных в п. 2.3.1 настоящих правил, своевременно устранять выявленные недостатки.

В п.16 ППБ 01-03 указано, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников.

Пункт 4.6 «ГОСТ Р 12.2.143-2002. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля» (принят Постановлением Госстандарта РФ от 20.11.2002 N 420-ст) предусматривает, что планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений, транспортных средств и объектов в соответствии с требованиями 6.7 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 (в части организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил пожарной безопасности (ППБ 01) [3], Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море [4, 5] и других нормативных документов, устанавливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.

В соответствии с п. 34 ППБ противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств). Согласно п. 2.1.11 ППБ 101-89 двери лестничных клеток, коридоры, тамбуры и холлы должны иметь уплотнения в притворах, оборудованы устройствами для самозакрывания, которые должны постоянно находиться в исправном состоянии. В период пребывания людей в зданиях двери эвакуационных выходов допускается запирать только изнутри с помощью легкооткрывающихся (без ключей) запоров (задвижек, крючков и т.д.). В соответствии с п. 6.18* СНИП 21-01-97* лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

Положениями ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

В судебном заседании установлено, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «...» является муниципальным образовательным учреждением в системе дошкольного образования, учредителем которого согласно п.1.2 Устава л.д.28-44) является Администрация МО ..., полномочия Учредителя возлагаются на МУ «Управление образования Администрации МО ...». Согласно п.6.5 Устава деятельность ДОУ финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. П.6.1 Устава предусматривает, что собственник имущества или уполномоченный им орган в порядке, установленном законодательством, закрепляет за ДОУ в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его Уставом объекты права собственности (землю, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения). Объекты собственности, закрепленные за ДОУ, находятся в оперативном управлении ДОУ. В п.6.2 Устава указано, что ДОУ владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями, законодательством РФ.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В п.3 ч.1 ст.17 указанного Федерального закона указано, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями: в том числе и создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

В п.10 ППБ 01-03 установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Ч.1 ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В ч.2 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ч.1 ст.126 Гражданского кодекса Российской Федерации, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ч.ч.1,2,3 ст.215 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

В ст.15 Устава муниципального образования ... л.д.12-26) установлено, что органы местного самоуправления ... района от имени ... района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом ... в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления ....

Ст.13 Устава муниципального образования ... предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления ... составляют находящееся в муниципальной собственности ... имущество, средства бюджета ..., а также имущественные права ....

Органы местного самоуправления ... района от имени ... района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом ... в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления ... района, вправе передавать имущество, находящееся в собственности ... района во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Курганской области и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральным законодательством (ст.15 Устава).

Согласно положений ст.ст.57-59 Устава муниципального образования ... района Администрация ... района, в структуру которой входят заместители Главы ... района и органы Администрации ... района, является исполнительно-распорядительным органом ... района и действует под непосредственным руководством Главы ... района, являющимся высшим должностным лицом района и возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории ... района.

В ст.18 Устава муниципального образования ... указано, что составление проекта бюджета ... района – прерогатива Администрации ... района.

В судебном заседании установлено, что Администрация ... района обладает правом распоряжаться от лица собственника – муниципального образования ... района – муниципальным имуществом, и что именно Администрация ... района является уполномоченным органом, который вправе представлять интересы собственника муниципального имущества муниципального образования ... района.

Согласно п.1.2 Положения об Управлении образования ... л.д.141-148) Управление образования ... является органом Администрации ... района, осуществляющим управление в сфере образования на территории ... района.

В соответствии с п.1.3 Положения финансирование деятельности Управления образования за счет ассигнований на содержание органов исполнительной власти, предусматриваемых в районном бюджете, а также за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета на осуществление полномочий Курганской области в сфере образования.

Администрацией МО ... района закреплено за муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «...» имущество на праве оперативного управления, являющегося собственностью МО ... района л.д.45).

В судебном заседании ни представителем муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «...», ни представителем муниципального учреждения «Управление образования ...», ни представителем Администрации ... района не оспаривался факт необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности. Судом установлено, что препятствием к устранению нарушений является недостаточное финансирование.

Судом установлено, что частично выявленные нарушения требований пожарной безопасности муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад «...» устранены, а именно: план эвакуации людей на случай пожара соответствует требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002, проведен вынос котельной из здания детского сада л.д.155), проведены замеры сопротивления изоляции электросетей, электрооборудования и защитного заземления л.д.150-154).

Кроме того, двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток, оборудованы приспособлениями для самозакрывания с уплотнителями в притворах, что подтверждается актом выполненных работ от 30.08.2010 г., подписанным начальником ХЭГ и инженером ЭКТ л.д.149).

В судебном заседании установлено, что 01.02.2010 г. утвержден перспективный план лицензирования образовательных учреждений ... района л.д.57-58), в котором указано, что срок лицензирования муниципального дошкольного образовательного учреждения «...» установлен в 2012 г.

29.06.2010 г. было обращение начальника муниципального учреждения «Управление образования Администрации муниципального образования ...» на выделение дополнительных денежных средств для проведения противопожарных мероприятий в сумме 820 тыс. руб. л.д.59).

Ссылка представителя муниципального учреждения «Управление образования ...» и представителя Администрации ... района на то, что в районном бюджете не заложены финансовые средства на проведение мероприятий по устранению нарушений пожарной безопасности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «...», судом не принимается во внимание, поскольку государство не отменяло и не приостанавливало действие законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием денежных средств.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что обязанность профинансировать мероприятия, связанные с устранением нарушений пожарной безопасности, должны быть возложены и на муниципальное учреждение «Управление образования ...», и на Администрацию ... района за счет казны муниципального образования ... района, которая состоит не только из денежных средств, но и из иного имущества, нераспределенного между муниципальными юридическими лицами.

... районная Дума является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу, поскольку является представительным органом муниципального образования ... района и не может распоряжаться муниципальным имуществом муниципального образования ... района.

В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.

В данном случае с учетом мнения прокурора, представителей сторон, представителя третьего лица, исходя из реальных возможностей муниципального дошкольного образовательного учреждения «...» по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений пожарной безопасности, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда конкретно по каждому мероприятию.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р е ш и л:

Исковые требования прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних к муниципальному учреждению «Управление образования ...», Администрации ... района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «...» об обязании выполнить определенные действия и профинансировать работы по устранению нарушений норм пожарной безопасности удовлетворить частично.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «...» устранить нарушения правил пожарной безопасности:

произвести приобретение и установку автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, которая должна быть обеспечена звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход» автономного источника питания освещения путей эвакуации при отключении электроэнергии в срок до 28.02.2011 года,

установить в склад дверь с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч. в срок до 15.11.2010 г.,

устранить соединение жил электропроводов, выполненных вскрутку в срок до 15.11.2010 г.

Обязать муниципальное учреждение «Управление образования ...» и Администрацию ... района за счет казны муниципального образования ... района профинансировать противопожарные мероприятия в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «...», состоящие из:

приобретения и установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией, которая должна быть обеспечена звуковым способом оповещения и световым оповещателем «Выход» автономного источника питания освещения путей эвакуации при отключении электроэнергии в срок до 31.01.2010 г.,

установления в склад двери с пределом огнестойкости не менее 0,6 ч. в срок до 30.10.2010 г.,

устранения соединения жил электропроводов, выполненных вскрутку, в срок до 30.10.2010 г.

В удовлетворении остальных исковых требований прокурора Катайского района отказать в виду необоснованности.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы в Катайский районный суд.

Председательствующий: О. А. Бутакова