Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего Бутаковой О. А.,
при секретаре Хужиной Л. В.,
с участием прокурора ... Рукавишниковой Т. Н.,
истца Ладыгиной М. В.,
представителя ответчика Администрации ... района Абрамова В. Я.,
представителя третьего лица МУ «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» Хомутовой Л. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании 8 ноября 2010 г. в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-353/2010 по исковому заявлению прокурора Катайского района в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ладыгиной М.В. к Администрации муниципального образования ... района об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение,
Установил:
Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ладыгиной М. В. к Администрации муниципального образования Катайского района о предоставлении Ладыгиной М. В. по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте (населенный пункт), соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 кв. м.
Свои требования Прокурор Катайского района мотивирует тем, что Ладыгина М. В., (дата) года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители ФИО2 и ФИО1 лишены родительских прав соответственно (дата) При определении Ладыгиной М. В. в сиротское учреждение <данные изъяты>, жилье за ней не закреплялось. После выпуска из детского дома Ладыгина М. В. поступила в <данные изъяты>, который окончила в (дата). Жилой площадью, соответствующей санитарно-техническим требованиям, после окончания образовательного учреждения и до настоящего времени Ладыгина М. В. не обеспечена. В соответствии с действующим законодательством она должна быть обеспечена жилой площадью, как лицо из числа детей-сирот.
В судебном заседании прокурор ... Рукавишникова Т. Н. поддержала исковые требования, настаивает на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Ладыгина М. В. поддержала заявленные требования, настаивает на их удовлетворении. Пояснила суду, что с 2006 года она проживает в (населенный пункт), поскольку поступила в <данные изъяты>, в (дата) закончила его. В настоящее время она снимает жилье, а зарегистрирована в <данные изъяты>. В конце декабря 2009 г. она обратилась с заявлением в орган опеки и попечительства о постановке на учет.
Представитель ответчика Администрации ... района Абрамов В. Я. исковые требования прокурора ... не признал, пояснил суду, что Администрацией ... района права Ладыгиной М. В. не нарушены, напротив выполнены все установленные законом обязанности. Она учтена в числе лиц, нуждающихся в получении жилья, сделана заявка на получение субвенции из областного бюджета. Предоставление жилого помещения Ладыгиной М. В. напрямую зависит от выделения денежных средств. Порядок предоставления жилья лицам указанной категории установлен действующим законодательством. После получения субвенции из областного бюджета, администрация района приобретает жилые помещения для данной категории лиц. Но Ладыгина М. В. стоит в очереди, и вынесением решения о предоставлении ей жилья будут нарушены права других лиц, которые ранее поставлены в эту же очередь. Если будут удовлетворены требования, то необходимо учесть, что субвенции могут поступить в 4 квартале 2011 г. и процедура приобретения жилья очень долгая.
Представитель третьего лица МУ «Управление образования Администрации муниципального образования ... района» Хомутова Л. С. пояснила суду, что Ладыгина М. В. обратилась в орган опеки и попечительства с заявлением о постановке её на учет, по очереди она стоит под №. Всего 57 человек указанной категории стоят на учете, в качестве нуждающихся в предоставлении жилья. Банк данных формируется каждый квартал, делается заявка о выделении денежных средств на приобретение квартир. В настоящее время субвенция выделена, но не исполнено ещё 5 судебных решений. Ладыгиной М. В. и так бы выделили жилое помещение, необязательно было обращаться в суд. Судебное решение о предоставлении Ладыгиной М. В. можно исполнить только к концу 2011 года.
Заслушав прокурора, стороны, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора ... в интересах Ладыгиной М. В. к Администрации муниципального образования ... района об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Частью 2 ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Постановлением Правительства Курганской области от 7 февраля 2006 г. N 29 утвержден «Порядок учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении жилого помещения», согласно которому учет детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, осуществляется Главным управлением образования Курганской области для формирования и ведения банка данных детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Основанием для включения детей-сирот в банк данных является принятие их органами местного самоуправления Курганской области на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Постановлением Правительства Курганской области от 13 мая 2008 г. N 186 утвержден «Порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа». В соответствии с указанным Порядком финансирование предоставления жилых помещений осуществляется путем выделения из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области. Субвенции на обеспечение жилыми помещениями граждан предоставляются бюджетам муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) для финансового обеспечения дополнительных гарантий прав граждан на жилое помещение путем приобретения органом местного самоуправления муниципального образования жилых помещений для дальнейшего предоставления их гражданам по договору социального найма. В соответствии с п.4 указанного Порядка для определения объема субвенций бюджету муниципального образования на очередной финансовый год орган местного самоуправления до 1 июля текущего финансового года представляет в Главное управление образования Курганской области заявку по форме, утвержденной Главным управлением образования Курганской области.
Отношения, возникающие в связи с наделением органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству, регулируются Законом Курганской области «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству» от 25.09.2007 № 2539 (в ред. Законов Курганской области от 28.12.2007 № 332, от 31.03.2008 № 349, от 01.09.2008 № 384, от 01.12.2008 № 422).
В судебном заседании установлено, что Ладыгина М. В. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается сторонами и подтверждается решением ... народного суда ... от (дата) о лишении ФИО2 родительских прав в отношении детей, в том числе Ладыгиной М. В. и решением ... суда ... от (дата) о лишении ФИО1 родительских прав в отношении детей, в том числе Ладыгиной М. В. (л.д.12, 13-16).
Отсутствие у Ладыгиной М. В. жилого помещения на территории <данные изъяты> и <данные изъяты> районов подтверждается сообщениями Администрации Муниципального образования ..., ... отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, ... отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, ... филиала ГУП «Кургантехинвентаризация» (л.д.6-8).
В соответствии с Постановлением от (дата) № Главы ... района и Приложением к нему - Списком граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, в приемных семьях, нуждающихся в предоставлении жилья (л.д.9) Ладыгина М. В. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Данное постановление является основанием для включения Ладыгиной М. В. в региональный банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д.45).
С (дата) муниципальные районы наделены отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству. Обязанность по предоставлению жилья Ладыгиной М. В. возлагается на Администрацию муниципального образования ... района ..., поскольку в соответствии со ст.57 Устава муниципального образования ... района администрация ... района является исполнительно- распорядительным органом ... района и действует под непосредственным руководством Главы ... района (л.д.18-25).
Решением ... районной Думы № от (дата) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одного человека для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа установлена в размере не менее 15 кв. м. (л.д. 42).
Судом установлено, что постоянным местом жительства Ладыгиной М. В. является (населенный пункт), где она проживает по окончании пребывания в образовательном учреждении и зарегистрирована с (дата) (л.д.11).
Поэтому жилое помещение должно быть предоставлено Ладыгиной М. В. в черте населенного пункта (населенный пункт) в силу ч.5 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Администрация муниципального образования ... района должна приобрести для Ладыгиной М. В. за счет субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету муниципального образования ... района, жилое помещение площадью не менее установленной социальной нормы 15 кв. м. на одного человека в (населенный пункт) и предоставить его Ладыгиной М. В. вне очереди по договору социального найма.
В судебном заседании установлено, что наименование ответчика изменилось, согласно представленной копии свидетельства о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д.47), в настоящее время наименование ответчика – Администрация ... района.
Доводы представителя ответчика о том, что существует очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и принятием решения о предоставлении Ладыгиной М. В. жилого помещения, которая в очереди находится под №, будут грубо нарушены права лиц, которые ранее поставлены в эту очередь, судом не принимаются во внимание по следующим основаниям.
Тот факт, что органом местного самоуправления – Администрацией ... района формируется и ведется учет лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, не означает, что жилье гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по названному списку. Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без очереди и не предполагает включение лица в какую-либо очередь; жилье гражданам, имеющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на его внеочередное получение, должно быть предоставлено после обращения данными гражданами в орган местного самоуправления с целью реализации указанного субъективного права, а не в порядке очереди по списку внеочередников.
Доводы представителя ответчика о том, что Ладыгина М. В. не встала в очередь для предоставления ей жилья, как нуждающаяся, в Администрации (населенный пункт), судом не принимаются во внимание, поскольку Ладыгина М. В. уже учтена Администрацией ... района, как лицо, относящееся к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. И обращение Ладыгиной М. В. о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья в Администрацию (населенный пункт) является её правом, но не обязанностью.
В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учетом порядка финансирования обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, и лиц из их числа, порядка и длительности процедуры, связанной с приобретением жилых помещений, передачей их в муниципальную собственность, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда до (дата).
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:Исковые требования прокурора ... в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Ладыгиной М.В. к Администрации ... района об обязании предоставить по договору социального найма жилое помещение удовлетворить.
Обязать Администрацию ... района предоставить Ладыгиной М.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, расположенное в черте (населенный пункт), соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 15 квадратных метров, в срок до (дата).
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Катайский районный суд.
Председательствующий: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2010 года.