Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Катайский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего Бутаковой О. А.
при секретаре Хужиной Л. В.,
с участием прокурора Рукавишникова П. А.
представителя ответчика "А" Голубцова С. М.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне истца "Б" Баева А. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 ноября 2010 года в г.Катайске Курганской области гражданское дело № 2-348/2010 по исковому заявлению Прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к "А" об обязании выполнить определенные действия по устранению нарушений норм пожарной безопасности,
У с т а н о в и л :
Прокурор Катайского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к "А", в котором просит обязать ответчика устранить нарушения норм пожарной безопасности, а именно: произвести опашку населенных пунктов К, Л, М ... в целях устранения возможности переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; оборудовать естественные водоемы на территории К, М – реки Исеть и Вощиха, искусственный водоем в Л подъездами с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года или обеспечить указанные населенные пункты наружным водоснабжением путем установки емкостей с водой следующего объема: К не менее 108000 литров (108 м. куб.), Л, М не менее 54000 литров (54 м. куб.). Прокурор просит суд установить срок для исполнения ответчиком исковых требований – 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Свои требования прокурор Катайского района мотивирует тем, что при проведении совместно с "Б" проверки исполнения законодательства по подготовке муниципальных властей к осуществлению противопожарных мероприятий на территории ... установлены нарушения норм пожарной безопасности, а именно: в К, Л, М не проведены мероприятия по предотвращению переброса огня при лесных пожарах, отсутствуют запасы воды для пожаротушения, на естественных водоемах отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, отсутствуют резервуары с водой для целей наружного пожаротушения в К с населением в количестве 1961 человек – не менее 108 00 литров, в Л с населением в количестве 231 человек и в М с населением в количестве 175 человек - не менее 54000 литров.
(дата) в судебном заседании от прокурора Катайского района поступило уточненное исковое заявление (л.д.21-23), согласно которому прокурор просит обязать ответчика произвести опашку населенных пунктов К, Л, М ... в целях устранения возможности переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения; в К оборудовать имеющиеся водоемы подъездами с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в М имеющийся водоем оборудовать подъездами с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в Л обеспечить наружным водоснабжением путем установки емкости с водой объёмом не менее 54000 литров.
(дата) в судебном заседании от прокурора Катайского района вновь поступило уточненное исковое заявление (л.д.44-46), согласно которому прокурор просит обязать ответчика установить в К соответствующие указатели у гидрантов и по направлению движения к ним; оборудовать в М имеющийся водоем надлежащим образом площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить соответствующие указатели у водоема и по направлению движения к нему; оборудовать в Л имеющийся водоем подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить соответствующие указатели у водоема и по направлению движения к нему; очистить территорию К, М, Л от сухой травы и мусора.
Прокурор Катайского района мотивировал уточненные требования тем, что в нарушение норм и правил пожарной безопасности на естественном водоеме в Л отсутствуют подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, в М подъезд и площадка к естественному водоему оборудована ненадлежащим образом, территория К, М, Л не очищена от сухой травы и мусора, отсутствуют указатели у гидрантов и водоемов, а также по направлению движения к ним в указанных населенных пунктах.
В судебном заседании прокурор Катайской районной прокуратуры Рукавишников П. А. поддержал заявленные уточненные требования, настаивает на их удовлетворении в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнив, что первое и второе требование должно быть исполнено в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, третье требование – в срок до (дата), четвертое требование – в срок до середины мая 2011 г.
Представитель ответчика "А" Голубцов С. М. в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что первое и второе требование исполнимо в течение 1 месяца, оборудовать в Л водоем пирсом возможно до (дата), так ему за этот период необходимо проверить насколько зимой будет промерзать р.Старица, кроме того, эта река весной разливается и выходит из берегов, а к 20 маю, она войдет в свои берега и будет видно: где делать пирс. Очистить населенные пункты от сухой травы в настоящее время невозможно, но до пожароопасного периода, то есть до 1 июня, это будет сделано.
Представитель третьего лица "Б" Баев А. В. суду пояснил, что он поддерживает требования прокурора, считает, что первые два требования исполнимы в течение месяца, оборудование в Л пирса для забора воды возможно сделать к 20 мая, очистку территории необходимо провести до пожароопасного периода, примерно до 10-15 апреля.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к "А" об обязании выполнить определенные действия по устранению нарушений норм пожарной безопасности законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Вышеуказанные нарушения правил пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, поэтому иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц заявлен обоснованно.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Статьей 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами; основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
В силу требований п.112 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 (далее ППБ 01-03), для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).
В соответствии с п.21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.
Согласно п.90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 94 ППБ 01-03 установлено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
В судебном заседании установлено, что населенные пункты К, М и Л ... расположены на территории Ильинского сельсовета, что не оспаривается сторонами.
Судом на основании заключения специалиста – <данные изъяты> "Б" Баева А. В. от (дата) установлено, что на территории населенных пунктов "В" ... на (дата) отсутствуют площадки размерами 12 х 12 м с твердым покрытием у естественных водоисточников, расположенных в радиусе 200 метров от населенных пунктов для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения, Л, М и К не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением, территория населенных пунктов не очищена от сухой травы и мусора, не разработаны мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (л.д.5).
(дата) <данные изъяты> "Б" Баевым А. В. было вновь проведено обследование населенных пунктов на территории "В" ..., в результате которого были выявлены нарушения: Л и К не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением; отсутствуют указатели движения к водоисточникам в М, К; территория населенных пунктов Л, М, К не очищена от сухой травы и мусора; в М отсутствует площадка размером 12х12 м. с твердым покрытием у естественного водоисточника, расположенного в радиусе 200 м. от населенного пункта для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в населенных пунктах М и К отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения (л.д.47).
В п.11 ППБ 01-03 установлено, что в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:
реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях;
создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов;
оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач;
создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;
организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;
обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.
В п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно п.10 ч.1 ст.6 Устава "В" ... (л.д.24-34) к вопросам местного значения "В" относится и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов "В".
"А" – исполнительно-распорядительный орган "В", наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления "В" федеральными законами и законами Курганской области. "А" обладает правами юридического лица (ст.30 Устава).
В судебном заседании представителем ответчика не оспаривался факт присутствия нарушений норм пожарной безопасности на территории "В" и факт необходимости устранения данных нарушений. В судебном заседании установлено, что препятствием к устранению нарушений является отсутствие финансовых возможностей. Однако, данное судом не принимается во внимание, поскольку государство не отменяло и не приостанавливало действие законодательства о пожарной безопасности в связи с отсутствием денежных средств.
В соответствии с ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком.
В данном случае с учетом мнения участвующих в деле лиц, исходя из реальных возможностей ответчика по выполнению мероприятий, связанных с устранением нарушений пожарной безопасности, суд определяет срок исполнения настоящего решения суда конкретно по каждому мероприятию.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Прокурора Катайского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к "А" об обязании выполнить определенные действия по устранению нарушений норм пожарной безопасности удовлетворить в полном объеме.
Обязать "А" выполнить следующие действия по устранению нарушений норм пожарной безопасности:
- установить в К соответствующие указатели у гидрантов и по направлению движения к ним в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу;
- оборудовать надлежащим образом в М имеющийся водоем площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить соответствующие указатели у водоема и по направлению движения к нему в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу;
- оборудовать в Л имеющийся водоем подъездом с площадкой с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, установить соответствующие указатели у водоема и по направлению движения к нему в срок до (дата);
- очистить территорию К, М, Л от сухой травы и мусора в срок до (дата)
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей кассационной жалобы в Катайский районный суд.
Председательствующий: О. А. Бутакова
Мотивированное решение изготовлено 23 ноября 2010 года.